Журналистика
Присваиваемая квалификация: Бакалавр журналистики.
Профили:
- Экономическая журналистика
С 2012 года на базе факультета политики и культуры, кафедры журналистики работает Школа телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ». Художественный руководитель школы телевидения — профессор Института Бизнеса и Политики, академик международной академии телевидения и радио, известная актриса и телеведущая — Ольга Борисовна Спиркина.
Школа телевидения Останкино ТВ предлагает уникальную методику подготовки специалистов в сфере журналистики, телевидения и радио.
Практические занятия ведут известные педагоги, тележурналисты, актеры, режиссеры, продюсеры: Ольга Спиркина, Елена Борзова, Ольга Прохватыло, Петр Кудряшов, Алла Чимшит, Дмитрий Губерниев, Игорь Фесуненко, Александр Журавский, Александр
Цель: подготовка квалифицированных специалистов для работы на телевидении и радио, в печатных СМИ; владеющих знаниями в области технологии и методики журналистского творчества, техники и технологии средств массовой информации, опытом организации работы редакционных коллективов.
Журналист может осуществлять авторскую, редакторскую,
Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
- средства массовой информации (телевизионные каналы, радиостанции, печатные издания (газеты, журналы, альманахи и др.), информационные агенства,
интернет-СМИ (интернет журналы, блоги, интернет телеканалы, интернет радиостанции); - смежные
информационно-коммуникативные сферы (издательства,пресс-службы , рекламные иPR-агентства (связи с общественностью).
Производственная практика — обязательный элемент подготовки молодых журналистов. На протяжении всего периода обучения проходят стажировки на крупных федеральных и кабельных телеканалах, радиостанциях, издательских домах,
Выпускник Высшей школы телевидения Останкино ТВ и Института бизнеса и политики по направлению подготовки «Журналистика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
социально-личностными - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности;
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности;
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности;
- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться
морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности; - умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- способность видеть и реализовать перспективу своего
культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта; - понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности;
- способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности;
- готовность и способность работать в коллективе, творческой команде;
- владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, отовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
- общенаучными
- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности;
- способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать
социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности; - способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности;
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- инструментальными
- свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и
родного-национального ) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций; - умение пользоваться изученными иностранными языками в личностной и профессиональной коммуникации, для чтения литературы (общей и профессиональной), работы в
Интернет-сети ; - способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
- общепрофессиональными
- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ;
- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества;
- ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции;
- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ;
- знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ;
- понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре;
- знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства,
интернет-СМИ , мобильных медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков; - знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ;
- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций;
- знание основ международного гуманитарного права, правовых норм, регулирующих функционирование СМИ в России, в том числе прав и обязанностей журналиста, авторского права;
- понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике;
- ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов, понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционирования СМИ и политологического знания для журналиста;
- ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России;
- понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов её изучения;
- понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях;
- ориентация в психологических и
социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста; - представление об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политике);
- знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса;
- знание основ менеджмента в СМИ;
- понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую);
- осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста;
- знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики;
- знание возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании;
- знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и
структурно-композиционной специфики; - знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения);
- углубленное знание особенностей новостной журналистики и представление о специфике других направлений (
проблемно-аналитическая , расследовательская,художественно-публицистическая журналистика); - осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм,
интернет-СМИ , ориентация в современной жанровой и стилевой специфике; - знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий;
- знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ;
- знание иностранного языка и умение применять его в связи с профессиональными задачами;
- знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика);
- ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ;
- знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании,
интернет-СМИ и мобильных медиа; - знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ;
- знание основ рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты);
- представление о технологии текстового и внетекстового продвижения публикаций СМИ;
- знание основ организации научного исследования в сфере журналистики;
- журналистская авторская деятельность
- выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы;
- собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ;
- оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах — печатных, вещательных, онлайновых, мобильных;
- редакторская деятельность
- редактировать печатный текст, аудио-, видео- или
интернет-материал , приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; - осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории;
проектно-аналитическая деятельность- осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта;
- участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект;
- принимать участие в текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную работу;
- участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия);
организационно-управленческая деятельность- участвовать в организации работы различных подразделений СМИ, творческих коллективов;
- обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его
информационно-рекламную поддержку; социально-организаторская деятельность- привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ;
- работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов;
- работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации);
- принимать участие в организации социально значимых
информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатови т. п. ); - участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (
общественно-политических , экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах; - организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать
коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии; - участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач;
производственно-технологическая деятельность- готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами;
- участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радио- программы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий.
Обучение в школе телевидения ведется в полном соответсвии с ФГОС, содержание которых опирается на более чем полувековые традиции подготовки журналистов в России. При этом учитываются требования современной действительности, состояние информационной политики и кадровой ситуации в СМИ. Учебный процесс осуществляют самые серьезные специалисты — филологи, психологи, юристы, политологи.
Перспектива трудоустройства. Наши выпускники по окончании обучения трудоустраиваются по выбранному месту прохождения преддипломной практики. Школа телевидения Ольги Спиркиной организовывает устройство выпускников Института бизнеса и политики, начиная со второго курса обучения. В рамках факультета политики и культуры и на базе школы телевидения «Останкино ТВ» работает
Образовательная программа и весь комплекс
Федеральный государственный образовательный стандарт 031300 «Журналистика» |