Института бизнеса и политики
кандидат исторических наук, доцент, почетный
работник профессионального образования
В названиях многих негосударственных вузов, в том числе и вашего, присутствуют два слова «бизнес» и «политика». Что это, дань моде или своего рода «пропуск» на рынок образовательных услуг? Как вы объясните выбор именно этих слов для названия вашего вуза?
В названии Института бизнеса и политики эти слова имеют не столько понятийное значение, говорящее о специализации вуза, а глубоко смысловое, содержательное.
Бизнес это деятельность и отношения, необходимые в любом обществе для того, чтобы довести готовый продукт до потребителя. В нашем смысле это продукт культуры, образования. А вот политику мы трактуем в ее истинном первоначальном значении как согласие между людьми. Не в марксистском понимании борьбы классов и конфронтации мировоззрений. Как только начинается конфронтация, никакой бизнес невозможен.
Только согласие, содействие, взаимопонимание являются главным условием для развития бизнеса. Тогда могут быть нормальные товарно-денежные отношения, грамотные, инициативные, интеллигентные.
В конечном счете, степень цивилизованности бизнеса и политики определяется уровнем культуры субъектов этих отношений. Только сейчас, наконец, все пришли к пониманию, что в основе любой национальной идеи лежит общая культура народа. А идеология это основа государства. Именно она диалектически объединяет общество в единую систему, без которых невозможно развитие бизнеса, экономики, науки, образования, культуры. И поэтому преподаванию культуры мы также уделяем огромное внимание в нашей системе обучения.
Действительно, это играет важную роль в формировании более широкого мировоззрения и жизненных позиций у молодых специалистов. Этим у вас занимается специальная кафедра?
У нас еcть факультет политики и культуры, где обучают по таким специальностям, как журналистика, политика, культурология. И этот факультет как бы цементирует в целом культурологический уровень нашего вуза. На многие лекции, которые организует кафедра гуманитарных дисциплин, допустим по музыке, в зал Консерватории приглашаются не только студенты искусствоведы и культурологи, для которых это обязательный курс, но также и юристы, экономисты, лингвисты все желающие, но для них это факультатив.
Таким образом, мы стараемся повышать общий культурный уровень институтского образования. Именно поэтому с самого начала определился девиз нашего вуза: «индивидуальность, инициативность, интеллигентность», которому мы очень стараемся соответствовать.
Этому способствует сама атмосфера, которая поддерживается в стенах нашего вуза, как преподавателями, так и самими студентами. У нас студенты на лекциях не играют в «балду» или «морской бой» и даже не режут парты, хотя мы не проводим никаких воспитательных бесед. Просто на занятиях в небольших индивидуальных группах они заняты только работой.
Начиная с первого курса, мы называем их коллегами, и отношения у нас действительно стали коллегиальными. Мы бы очень хотели, чтобы они и за пределами вуза оставались ими в развитии нашей концепции в сфере своей профессиональной деятельности.
В чем особенности вашей системы образования и ее отличие от государственных вузов, как, впрочем, и от других, подобных вашему?
На наш взгляд, должны существовать как государственное, так и частное образование. Не исключать, а дополнять друг друга, как во всех развитых странах. Просто частное образование иное по характеру и методикам преподавания. Частные учебные заведения отличаются не образовательными стандартами они обязательны для всех аккредитованных вузов, не количеством часов или дисциплин, а именно методиками.
В нашем вузе они приближены к студенту, к индивидуально-групповой форме обучения. Чисто индивидуальной формы обучения быть не может, потому что в вузе необходимо общение. Ведь студенты должны не просто получить какую-то сумму знаний, но научиться практически ею пользоваться. А это можно сделать только на семинарах, конференциях, коллоквиумах, то есть в группе. В то же время к нам приходят учиться ребята с разным уровнем подготовки, многие просто не научены системно учиться.
Это кропотливый труд научить их воспринимать информацию, знания. Но мы их берем сознательно, не отвергаем, потому что у нас есть возможность довести их до необходимого уровня вуза, подтянуть и по математике, и по экономике, и по истории, закрыть все досадные проблемы школы.
Наверное, большое значение имеет число студентов в учебных группах. Или еще какие-то факторы составляют особенность обучения в ИБП?
Действительно, группы у нас небольшие в среднем на потоке 25 и по 10-12 студентов в группах. До создания института в 1994 году у нас уже был опыт работы в негосударственном вузе, где практиковался метод, как я его называю, «стадионного преподавания», когда читаются поточные лекции большому количеству студентов от 120 до 200 человек в потоке. Лекционных часов было достаточно это правда, но кто не умел учиться, так ничему и не научился. После 3 курса там из 9 тысяч студентов осталось 3 тысячи. Поэтому мы ушли из того учебного заведения только с одним намерением создать действительно частное образование, достойное России, чтобы оно не погибло на корню. Коллектив преподавателей собрался такой, который по другому не только не мог, но и не хотел. Более 80% имеют научные степени и звания. Мы организовались как вуз классического русского образования. Потому что в российской высшей школе очень много достоинств, в частности большой выбор гуманитарных дисциплин. Вот сейчас в вузах почему-то блок гуманитарных предметов ввели в программы только первых двух курсов, и то очень сокращают в соответствии со стандартами и учебными планами, разработанными учебно-методическим объединением (УМО). Мы совершенно против этого. Без гуманитарных наук высшее образование существовать не может. Поэтому цикл гуманитарных дисциплин мы распределили на все пять лет обучения. И философию у нас изучают с третьего курса, а не на первом.
УМО разрабатывают учебные планы, и мы как обязательные члены УМО по всем нашим факультетам добросовестно их выполняем. Но мы даем больше дополнительные предметы, дополнительные часы, поскольку это нам, слава Богу, никто не запрещает.
Почему на западе частное образование считается более престижным? Потому что оно построено с учетом не только принятых обязательных стандартов, но и особенностей методик каждого учебного заведения, индивидуальных подходов в преподавании.
Одним из главных критериев выбора вуза для молодежи сегодня является перспектива трудоустройства. Что в вашем институте делается в этом отношении?
Как правило, к нам поступают заявки от организаций и предприятий, где наши студенты проходили преддипломную практику и зарекомендовали себя перспективными специалистами.
В этом году, например, наши выпускники поступили на работу в Сберегательный и коммерческий банки, в крупный магазин-автосалон, а одна выпускница юридического факультета приглашена на работу в Хельсинскую группу защиты прав человека. Еще два студента-практиканта перевелись на вечернее отделение, потому что банк, где они проходили учебную практику сразу предложил им работу. Кроме того, как я говорил, большую роль играет дух коллегиальности, поддерживаемый в институте. За годы обучения, общения с нашими преподавателями - многие из которых тоже представляют различные фирмы, в том числе и Госдуму, студенты вполне проявляют свои деловые, профессиональные и личные качества и большей частью получают рекомендации от преподавателей на работу в те же фирмы и организации.
Кроме того, немаловажный фактор дух студенческой корпоративности, если хотите, студенческого братства, которое складывается за годы совместной учебы. Характерен пример наших первых выпускников, которые получили второе высшее образование. Многие из них поступили учиться к нам, не имея работы, только дипломы. Но они общались и среди них был студент, который уже вел собственный банк. Понятно, что несколько своих сокурсников он пригласил работать к себе. Они и сейчас продолжают общаться. Может быть, и поэтому наш выпускник Коля Цой стал помощником депутата Госдумы.
Индивидуально-групповая форма обучения очень удобна и для тех студентов, которые уже нашли хорошее место работы или перспективное дело, но им необходимы широкое гуманитарное образование или профессиональные знания. Вообще работающие люди хорошо знают, что им нужно в образовании. Они берут программы, соответствующие их специфики работы, берут дополнительные часы и учатся по дневной форме обучения в первую или вторую смену. Но у нас также есть и очно-заочная форма обучения, учащиеся которой могут большую часть занятий посещать с дневниками или вечерниками. Такая гибкая форма обучения дает людям работающим и соответственно зарабатывающим возможность самим оплатить свое образование в вузе.