Институт бизнеса и политики
ГлавнаяEnglish version

Концепция ИБП

Интервью с ректором
Института бизнеса и политики
Демичев Егор Витальевич
кандидат исторических наук, доцент, почетный
работник профессионального образования

— В названиях многих негосударственных вузов, в том числе и вашего, присутствуют два слова «бизнес» и «политика». Что это, дань моде или своего рода «пропуск» на рынок образовательных услуг? Как вы объясните выбор именно этих слов для названия вашего вуза?

— В названии Института бизнеса и политики эти слова имеют не столько понятийное значение, говорящее о специализации вуза, а глубоко смысловое, содержательное.

Бизнес — это деятельность и отношения, необходимые в любом обществе для того, чтобы довести готовый продукт до потребителя. В нашем смысле — это продукт культуры, образования. А вот политику мы трактуем в ее истинном первоначальном значении — как согласие между людьми. Не в марксистском понимании борьбы классов и конфронтации мировоззрений. Как только начинается конфронтация, никакой бизнес невозможен.

Только согласие, содействие, взаимопонимание являются главным условием для развития бизнеса. Тогда могут быть нормальные товарно-денежные отношения, грамотные, инициативные, интеллигентные.

В конечном счете, степень цивилизованности бизнеса и политики определяется уровнем культуры субъектов этих отношений. Только сейчас, наконец, все пришли к пониманию, что в основе любой национальной идеи лежит общая культура народа. А идеология — это основа государства. Именно она диалектически объединяет общество в единую систему, без которых невозможно развитие бизнеса, экономики, науки, образования, культуры. И поэтому преподаванию культуры мы также уделяем огромное внимание в нашей системе обучения.

— Действительно, это играет важную роль в формировании более широкого мировоззрения и жизненных позиций у молодых специалистов. Этим у вас занимается специальная кафедра?

— У нас еcть факультет политики и культуры, где обучают по таким специальностям, как журналистика, политика, культурология. И этот факультет как бы цементирует в целом культурологический уровень нашего вуза. На многие лекции, которые организует кафедра гуманитарных дисциплин, допустим по музыке, в зал Консерватории приглашаются не только студенты — искусствоведы и культурологи, для которых это обязательный курс, но также и юристы, экономисты, лингвисты — все желающие, но для них это факультатив.

Таким образом, мы стараемся повышать общий культурный уровень институтского образования. Именно поэтому с самого начала определился девиз нашего вуза: «индивидуальность, инициативность, интеллигентность», которому мы очень стараемся соответствовать.

Этому способствует сама атмосфера, которая поддерживается в стенах нашего вуза, как преподавателями, так и самими студентами. У нас студенты на лекциях не играют в «балду» или «морской бой» и даже не режут парты, хотя мы не проводим никаких воспитательных бесед. Просто на занятиях в небольших индивидуальных группах они заняты только работой.

Начиная с первого курса, мы называем их коллегами, и отношения у нас действительно стали коллегиальными. Мы бы очень хотели, чтобы они и за пределами вуза оставались ими в развитии нашей концепции — в сфере своей профессиональной деятельности.

— В чем особенности вашей системы образования и ее отличие от государственных вузов, как, впрочем, и от других, подобных вашему?

На наш взгляд, должны существовать как государственное, так и частное образование. Не исключать, а дополнять друг друга, как во всех развитых странах. Просто частное образование иное по характеру и методикам преподавания. Частные учебные заведения отличаются не образовательными стандартами — они обязательны для всех аккредитованных вузов, — не количеством часов или дисциплин, а именно методиками.

В нашем вузе они приближены к студенту, к индивидуально-групповой форме обучения. Чисто индивидуальной формы обучения быть не может, потому что в вузе необходимо общение. Ведь студенты должны не просто получить какую-то сумму знаний, но научиться практически ею пользоваться. А это можно сделать только на семинарах, конференциях, коллоквиумах, то есть в группе. В то же время к нам приходят учиться ребята с разным уровнем подготовки, многие просто не научены системно учиться.

Это кропотливый труд — научить их воспринимать информацию, знания. Но мы их берем сознательно, не отвергаем, потому что у нас есть возможность довести их до необходимого уровня вуза, подтянуть и по математике, и по экономике, и по истории, закрыть все досадные проблемы школы.

— Наверное, большое значение имеет число студентов в учебных группах. Или еще какие-то факторы составляют особенность обучения в ИБП?

— Действительно, группы у нас небольшие — в среднем на потоке 25 и по 10-12 студентов в группах. До создания института в 1994 году у нас уже был опыт работы в негосударственном вузе, где практиковался метод, как я его называю, «стадионного преподавания», когда читаются поточные лекции большому количеству студентов — от 120 до 200 человек в потоке. Лекционных часов было достаточно — это правда, но кто не умел учиться, так ничему и не научился. После 3 курса там из 9 тысяч студентов осталось 3 тысячи. Поэтому мы ушли из того учебного заведения только с одним намерением — создать действительно частное образование, достойное России, чтобы оно не погибло на корню. Коллектив преподавателей собрался такой, который по другому не только не мог, но и не хотел. Более 80% имеют научные степени и звания. Мы организовались как вуз классического русского образования. Потому что в российской высшей школе очень много достоинств, в частности большой выбор гуманитарных дисциплин. Вот сейчас в вузах почему-то блок гуманитарных предметов ввели в программы только первых двух курсов, и то очень сокращают в соответствии со стандартами и учебными планами, разработанными учебно-методическим объединением (УМО). Мы совершенно против этого. Без гуманитарных наук высшее образование существовать не может. Поэтому цикл гуманитарных дисциплин мы распределили на все пять лет обучения. И философию у нас изучают с третьего курса, а не на первом.

УМО разрабатывают учебные планы, и мы как обязательные члены УМО по всем нашим факультетам добросовестно их выполняем. Но мы даем больше — дополнительные предметы, дополнительные часы, поскольку это нам, слава Богу, никто не запрещает.

Почему на западе частное образование считается более престижным? Потому что оно построено с учетом не только принятых обязательных стандартов, но и особенностей методик каждого учебного заведения, индивидуальных подходов в преподавании.

— Одним из главных критериев выбора вуза для молодежи сегодня является перспектива трудоустройства. Что в вашем институте делается в этом отношении?

— Как правило, к нам поступают заявки от организаций и предприятий, где наши студенты проходили преддипломную практику и зарекомендовали себя перспективными специалистами.

В этом году, например, наши выпускники поступили на работу в Сберегательный и коммерческий банки, в крупный магазин-автосалон, а одна выпускница юридического факультета приглашена на работу в Хельсинскую группу защиты прав человека. Еще два студента-практиканта перевелись на вечернее отделение, потому что банк, где они проходили учебную практику сразу предложил им работу. Кроме того, как я говорил, большую роль играет дух коллегиальности, поддерживаемый в институте. За годы обучения, общения с нашими преподавателями - многие из которых тоже представляют различные фирмы, в том числе и Госдуму, — студенты вполне проявляют свои деловые, профессиональные и личные качества и большей частью получают рекомендации от преподавателей на работу в те же фирмы и организации.

Кроме того, немаловажный фактор — дух студенческой корпоративности, если хотите, студенческого братства, которое складывается за годы совместной учебы. Характерен пример наших первых выпускников, которые получили второе высшее образование. Многие из них поступили учиться к нам, не имея работы, только дипломы. Но они общались и среди них был студент, который уже вел собственный банк. Понятно, что несколько своих сокурсников он пригласил работать к себе. Они и сейчас продолжают общаться. Может быть, и поэтому наш выпускник Коля Цой стал помощником депутата Госдумы.

Индивидуально-групповая форма обучения очень удобна и для тех студентов, которые уже нашли хорошее место работы или перспективное дело, но им необходимы широкое гуманитарное образование или профессиональные знания. Вообще работающие люди хорошо знают, что им нужно в образовании. Они берут программы, соответствующие их специфики работы, берут дополнительные часы и учатся по дневной форме обучения в первую или вторую смену. Но у нас также есть и очно-заочная форма обучения, учащиеся которой могут большую часть занятий посещать с дневниками или вечерниками. Такая гибкая форма обучения дает людям работающим и соответственно зарабатывающим возможность самим оплатить свое образование в вузе.

Поступающим Форум
Студентам Центр дополнительного образования
Наука Кадровое агенство

Приемная комиссия

Мы на Таганке!
Тел.: (495)
Презентация Института бизнеса и политики
Гимн ИБП

Новости

В актовом зале Института бизнеса и политики 10 марта 2009 года в 14.00 состоится заседание Ученого совета
На сайте Института бизнеса и политики в разделе "Приемная комиссия" были размещены новые правила приема для поступающих на 2009/2010 учебный год.
В связи с новым набором абитуриентов на 2009-2010 учебный год будут проходить "Дни открытых дверей":

22 марта 2009 года в 12:00

26 апреля 2009 года в 12:00

17 мая 2009 года в 12:00

Смотрите также:

м. Таганская,
Б. Коммунистическая ул.,
дом 13, строение 1.
тел. (495)

Филиалы

Санкт-Петербург
Нижний Новгород
Оренбург