Skip to content
Menu
Институт красоты и здоровья
Институт красоты и здоровья

Аудиометрия для детей

Posted on 05.02.2020 by admin

Для чего нужна проверка слуха?
Потребность проверки слуха возникает довольно часто, так как современная цивилизация создает множество ситуаций и обстоятельств, угрожающих правильной деятельности органов слуха или травмирующих, нарушающих слух. Рано замеченное нарушение слуха, вызванное, например, шумом машин на производстве, может спасти от глубокой глухоты работника, предупредить о необходимости смены работы. Постоянно проверять слух следует страдающим острыми и хроническими заболеваниями уха, а также принимающим лекарства, которые могут повреждать структуру внутреннего уха.
Как проверить слух?
Врачи сурдологи могут проверить слух несколькими способами. Самым простым является проверка с помощью шепота и громкой речи. Для этого не требуется никакого оборудования, достаточно помещения длиной около 7 м.
Пациент становится на расстоянии 6 м от проверяющего, поворачивается к нему одним ухом, другое закрывает пальцем. Слух в норме, если пациент слышит и повторяет все слова, звучащие шепотом на расстоянии 6 м, лучше всего произносить числа: 99, 88, 76, 54, 47, 32, 29, 11, 7.
Если пациент не слышит, проверяющий уменьшает расстояние до тех пор, пока пациент не повторит прозвучавшие числа. Если же пациент не слышит шепота даже на близком расстоянии, для дальнейшей проверки используется разговорная речь. Для такой проверки не проверяемое ухо изолируют с помощью специальной трещотки.
Что такое проба Медонского?
Существует простой способ установить, какой характер носит ослабление слуха. Это так называемая проба Медонского, которая позволяет определить, поврежден аппарат передачи звука (элементы уха наружного и среднего) или приемный аппарат (чувствительно-нервный, внутреннее ухо). Проверяющий произносит над головой пациента слова так громко, чтобы он их слышал и повторял. После нескольких слов проверяющий нажимает указательными пальцами на оба ушных козелка пациента, закрывая слуховые проходы, при этом не прерывая речи. Пациент с повреждением среднего уха слышит по-прежнему и повторяет звучащие слова, тогда как при повреждении наружного уха не слышит вообще или слышит только некоторые слова.
Какие еще методы исследования слуха существуют?
Другие методы исследования слуха более сложные и требуют не только определенных умений, но и соответствующей техники. Основным методом исследования слуха, проводимым в отоларингологических и аудиологических кабинетах, является аудиометрическое исследование, результат которого представляется в форме графика на аудиограмме. Аудиометрйческие кривые указывают на дефекты слуха у каждого из передаваемых тонов, что выражается в децибелах. Аудиометрическое исследование позволяет дать количественную и качественную оценку нарушениям слуха, делает возможным также определение состояния органа слуха.

Содержание

    • Обследование слуха в условиях поликлиники.Подбор слухового аппарата
    • Обследование слуха в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах
  • Методы детской аудиометрии
  • Как готовят малыша к условно-рефлекторной или игровой аудиометрии
  • Как проходит процедура тональной игровой аудиометрии
  • Показания к аудиометрии у детей
  • Как лечат нарушения слуха у детей
  • Что такое слухоречевая реабилитация
  • Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше
  • Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка
    • Условия субъективной аудиометрии
    • Методы субъективной аудиометрии
    • Обследование с помощью аудиометра
    • Измерение порогов слышимости воздушно-проведенных звуков
    • Измерение порогов слышимости костно-проведенных звуков
    • Речевая аудиометрия
    • Определение порогов слухового дискомфорта
    • Новые статьи:

Обследование слуха в условиях поликлиники.Подбор слухового аппарата

Как проверить слух у ребенка или даже младенца? Если вы задаетесь этим вопросом, а также не знаете где можно проверить слух вашему ребенку обратитесь в ближайшую поликлинику. Все дети, имеющие факторы риска по тугоухости и глухо­те, а также часто болеющие должны быть взяты под особое наблюдение педиатра и оториноларинголога районной поли­клиники. Необходимо с помощью простых, не требующих сложного аппаратурного оснащения методик проверить слух у детей.

1. Поведенческий скрининг

Известно, что одним из важнейших условий своевременно­го выявления нарушений слуха у ребенка (младенца) являются профилакти­ческие скрининговые обследования. С этой целью с успехом могут использоваться методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных (0-1,5-2 года) и условно-рефлекторных (2-3 года) реакций на звук, а также обследование слуха речью (с 2-3-х лет). Такие методики не тре­буют сложного аппаратурного оснащения и занимают не более 5 минут.

Практика показывает, что при регистрации безусловнорефлекторных реакций наиболее информативными и легко регис­трируемыми у детей первого года жизни являются:

  • мигание век младенца;
  • реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро);
  • замирание или «застывание» ребенка;
  • движение конечностей, разведение рук и ног в стороны;
  • поворот головы к источнику звука или от него;
  • гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз);
  • сосательные движения;
  • пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дро­жью всего тела;
  • изменение ритма дыхания;
  • широкое открывание глаз.

В ходе обследования следует помнить, что скрытый пери­од реакции ребенка на звук может достигать 3-5 сек. Повторные сиг­налы следует подавать после угасания предыдущей реакции.

Проверку слуха ребенка желательно проводить тогда, когда он чувствует себе комфортно. Он сыт, сух, здоров, у него налажен эмоциональный контакт с человеком, проверяющим его слух. Обследовать слух детей первых трех месяцев жизни лучше в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормления).

Чтобы при проверке слуха облегчить младенцу старше 3-х месяцев «процесс» реагирования на звук и лучше видеть проявления этой реакции, каждый раз, в случае поворота малыша в поисках источника звука, необходимо уложить его голову вновь на затылок. Если при предъявлении звуковых сигналов справа и слева ребенок постоянно поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от расположения источника звука, это мо­жет свидетельствовать об односторонней потере слуха. Такой ребенок должен быть направлен на аудиологическое обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

2. Обследование слуха с помощью звукореактотеста

В качестве звуковых стимулов в звукореактотесте используются тоны частотой 0,5, 2,0 и 4,0 кГц и широкополосный шум интенсивностью 40, 65 и 90 дБ.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека (врач и медсестра): один подает сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Выбор звукового стимула зависит от возраста малыша:

  • 0-4 мес. — широкополосный шум интенсивностью 90 дБ,
  • 4-6 мес. — широкополосный шум интенсивностью 65 дБ,
  • 6-12 мес. — широкополосный шум интенсивностью 40 дБ,
  • 1-2 года — тон 4,0 кГц, а затем 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ.

Известно, что большинство детей чаще реагируют на звук правым ухом («правши»), поэтому обследование следует начинать с правого уха. При наличии реакции звук предъявля­ется еще раз. Если ребенок отреагировал и на повторный звук, проверяется второе ухо. При отсутствии реакции на 2-3 предъявления звука его интенсивность увеличивается.

Детей старше 2 лет следует обследовать шепотной речью. Если ребенок не говорит к двум годам, то сам факт отсутствия речи является достаточным поводом для обследования его слуха в специализированном учреждении. Его слух можно проверить с помощью звукореактотеста на основе регистрации условной двигательной реакции на звук. Ребенка учат в мо­мент звучания тона 0,5 кГц интенсивностью 65 Дб выполнять какое-либо игровое действие: надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговицу в баночку, класть кубик в машину. Для этого проверяющий вначале выполняет действие ру­кой ребенка, а затем предлагает ему действовать самостоя­тельно. Если ребенок реагирует на данный звук, то уровень интенсивности снижается до 40 дБ. Затем проверяется, ощу­щает ли он тон 4,0 кГц при данной интенсивности. Если выработать условную двигательную реакцию не удается (при низком уровне психо-моторного развития), то ребенка обследуют на основе безусловноориентировочной реакции, как описано выше.

3. Когда нужно проверять слух ребенку и где? Как купить слуховой аппарат?

Следует направлять ребенка на обследование слуха в сурдологопедический кабинет в следующих случаях:

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 90 дБ (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет);
  • 4-6-ти месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 65 дБ (или отмечается нечет­кая реакция) и/или не может локализовать источник звука, т.к. последнее свидетельствует о возможности одностороннего снижения слуха;
  • 6-12-ти месяцев, если он не реагирует на широкополос­ный шум интенсивностью 40 дБ (или отмечается нечеткая реакция) и/или не может локализовать источник звука;
  • старше года, если он не реагирует на тоны аудиометра 4,0 и 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ (или отмечается не­четкая реакция) и/или не может локализовать источник звука;

При отсутствии звукореактотеста или при невозможности провести обследование с привлечением второго человека проверить слух младенцев, а также маленьких, еще не говорящих детей можно используя метод «гороховых проб».

4. Исследование слуха с использованием метода «гороховых проб»

Данный метод был предложен Институтом раннего вмешательства С.-Петербурга. Он не требует никакого аппаратурного оснащения и доступен ЛОР-врачам, педиатрам, не­вропатологам, медсестрам кабинета здорового ребенка.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые ба­ночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая — нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая — гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья — манкой, сотрясение которой создает звук интенсив­ностью 30-40 дБ.
  • четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца на­полнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека (врач и медсестра): один подает сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или сидит на руках у матери, врач вступает с ним в эмоциональный кон­такт (так же, как и при обследовании звукореактотестом). По его сигналу медсестра, стоящая позади малыша, трясет ба­ночки на расстоянии 20- 30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у нее баночка с крупой, а в другой — пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симмет­ричными. При проверке второго уха баночки меняют места­ми. Врач наблюдает за безусловными ориентировочными ре­акциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

Безусловные ориентировочные реакции при повторных предъявлениях быстро угасают (т.е. ребенок перестает реаги­ровать на звуки, доступные его слуху), поэтому обследование следует начинать с более тихих звуков: первая — баночка, за­полненная манкой, затем — гречкой и только потом — горо­хом. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с ман­кой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4-х месяцев от­мечаются безусловно-ориентировочные реакции на звуча­ние всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он оп­ределяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. До 4-х месяцев малыш реагирует на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует.

На обследование слуха в сурдологопедический кабинет ребенка следует направлять :

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание бано­чек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реак­ция: то есть, то нет),
  • старше 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой или не мо­жет локализовать источник звука, т.к. последнее сви­детельствует о возможности одностороннего снижения слуха.

5. Обследование слуха речью

Слух детей, уже владеющих в той или иной степени речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 м.

Наибольшие трудности возникают при обследовании ребенка второго-третьего годов жизни. Если малыш уже гово­рит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить у мамы, какие слова и фразы малыш понимает, как сам называет предметы, действия. Можно поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: Покажи мишку; Где собачка?; Покажи у куклы ручки (рот, глазки); Покажи у собачки хвостик. Сначала фразы произносятся около ребенка, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Если при про­изнесении шепотом заданий (или назывании игрушек, пред­метов) малыш их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 м.

Слух детей старше 3-х лет проверяется хорошо знакомыми им низко- и высокочастотными словами. Из этих слов составлены два списка, в каждом — 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова, например:

  • зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;
  • мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.

Ребенка ставят боком к проверяющему. В противополож­ное ухо вставляют ватный тампон, поверхность которого слег­ка смочена каким-либо маслом, например, вазелиновым.

Проверяющий просит ребенка повторять слова, которые он будет произносить шепотом. Первые два слова произносятся около него, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Ребенок может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случае следует предложить ему показывать соответствующие картинки, которые помеща­ются на столе перед ним. Если ребенок не узнал слово, произ­несенное шепотом, оно повторяется голосом разговорной громкости, а затем — шепотом. После предъявления следующих слов вновь повторяется то слово, которое вызвало зат­руднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.

Если в связи с низким уровнем общего и/или речевого развития обследовать слух ребенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.

Если ребенок дошкольного или школьного возраста (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко- и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показате­лем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.

Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

Обследование слуха в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах

Общеизвестно, что одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слу­ха. Такое снижение слуха играет решающую роль в последую­щем общем развитии ребенка. Вот почему целесообразно обследовать слух всех детей, особенно тех, которые имеют факторы риска по тугоухости и глухоте, а также тех, кто отстает в развитии.

Слух детей следует проверять:

  • при поступлении ребенка в образовательное учреждение (как в массовое, так и в специальное, коррекционное), в реабилитационный центр,
  • после перенесения ребенком длительного или тяжелого заболевания, гриппа, отитов (по прошествии двух недель), паротита, кори, после лечения с применением антибиотиков с ототоксическим действием,
  • при наличии у ребенка отставания в речевом развитии,
  • при направлении ребенка на обследование (например, на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в связи с подозрением на наличие отклонений в развитии.

Методики, описанные выше, не требуют аппаратурного оснащения. Они доступны сотрудникам ПМПК, педагогам, психологам, медицинским сестрам, родителям. Несмотря на свою простоту, они позволяют выявить детей с подозрением на сниже­ние слуха. Выбор той или иной методики обследования зависит от возраста ребенка и от того, владеет ли он речью.

Проверить слух онлайн, к сожалению не представляется возможным, по целому ряду причин, которые мешают разработать методики для проверки слуха при помощи сети Интернет или телефонии. Онлайн можно проверить только музыкальный слух.

Для обследования слуха у детей Вы можете обратиться в Детский Сурдологический Центр:

г. Москва, проспект Вернадского, д. 9/10,

Методы детской аудиометрии

  • Для крох до 1,5 лет применяют объективный метод диагностики – регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы (КСВП).
  • Еще один метод – автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП), не требующий высокой квалификации персонала, так как анализ данных идет по автоматическому алгоритму. Актуален у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте. Выполняется, если ребенок прошел регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), но есть подозрения, что слуховая функция нарушена. Диагностика методами КСВП и АСВП у детей проходит во сне.
  • ASSR – регистрация слуховых вызванных потенциалов на постоянно модулированный тон. Часто путают с КСВП. ASSR не позволяет поставить диагноз слуховой нейропатии и не «конкурирует» с КСВП, но является ценным методом в ряду аудиологических тестов, так как использует более интенсивные стимулы.
  • Отоакустическая эмиссия ОАЭ – базовый метод проверки слуха новорожденных. Если ОАЭ регистрируется, то с вероятностью в 90 % никаких нарушений нет.
  • Для малышей от 1,5 до 3 лет используют условно-рефлекторный метод – у них вырабатывают двигательную реакцию на звук.
  • Для детей от 3 до 7 лет применяют игровую аудиометрию. Для этого дошкольников обучают выполнять определенное действие, если они слышат звук.

Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.

Как готовят малыша к условно-рефлекторной или игровой аудиометрии

Перед проведением обследования в течение примерно недели с ребенком занимается сурдопедагог либо родители. Для подготовки к условно-рефлекторной аудиометрии малыша приучают поворачивать голову в сторону источника звука. Чтобы стимулировать активность крохи, ему показывают игрушку или картинку.

Для подготовки к игровой аудиометрии дошкольника вовлекают в игру: покормить петушка, помочь зайчику собрать морковку и т. п. Взрослый производит звук, например говорит простые слоги или ударяет крышкой кастрюли, звенит колокольчиком. При этом ребенка просят выполнить действие: бросить пуговицу в коробку, надеть кольцо на пирамидку и пр. Такие занятия проводят 2–3 раза в день по 3–5 минут каждое.

Для извлечения звуков отлично подходят ударные музыкальные инструменты

Как проходит процедура тональной игровой аудиометрии

  • Для обследования используют аудиометр – прибор, издающий сигналы определенной громкости.
  • Ребенок слушает звуки с помощью воздушных или костных телефонов. Это позволяет измерить пороги слышимости звуков, как передающихся по воздуху, так и проведенных по кости.
  • Если юный пациент слышит сигнал, то выполняет выученное действие.
  • Врач отмечает силу звуков, которые вызвали реакцию, составляя таким образом аудиограмму.
  • Процедуру проводят поочередно для каждого уха.

В игре ребенок забывает о стеснении и живо реагирует на звуки

Современная аппаратура позволяет быстро получить достоверную информацию о частотных специфических порогах слышимости по способу проведения: по воздуху и по кости, для каждого уха. При этом ребенок не испытывает ни малейшего дискомфорта, напротив, с интересом включается в игровой процесс.

Для детей от 4 лет возможно проведение классической тональной аудиометрии, когда юный пациент способен сознательно выполнять указания взрослых и самостоятельно нажимать на кнопочку.

Показания к аудиометрии у детей

В Москве пройти аудиометрию и записать аудиограмму можно, обратившись в медицинский центр «МедКонти». Сурдологи клиники рекомендуют родителям наблюдать за поведением ребенка и незамедлительно записаться на прием при обнаружении следующих проблем:

  • малыш стал часто переспрашивать, что ему говорят после перенесенного отита, лабиринтита;
  • в ходе медицинского обследования у ребенка была выявлена какая-либо патология нервной системы — инсульт с повреждение слуховой коры, неврит слухового нерва, киста и опухоль головного мозга и пр.;
  • ребенок получил травму уха, головы, следствием чего стало ухудшение слуха;
  • у малыша наблюдается тугоухость неясного генеза.

Аудиометрия не требует проведения подготовительных мероприятий. Она не имеет противопоказаний, не вызывает дискомфортных ощущений и абсолютно безопасна для здоровья маленького пациента. Первую аудиограмму родителям рекомендуется записать ребенку в первые месяцы его жизни, потом — по врачебным показаниям.

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Исследование слуха.

Методы исследования слуха имеют общее название: аудиологические исследования. Способ исследования слуха живой речью и камертонами называют акуметрией. Акуметрия может проводиться в любом кабинете, врачом – оториноларингологом. Исследование слуха с помощью электронно-акустических приборов называют аудиометрией. Самое распространённое исследование слуха – тональная пороговая аудиометрия и тимпанометрия может выполнить врач-оториноларинголог или специально обученная медицинская сестра при наличии аудиометра. Все остальные аудиологические исследования слуха требуют специальных условий сурдологического кабинета и выполняются врачом-сурдологом-оториноларингологом.

Исследование слуха показано пациентам с жалобами на снижение слуха, шумом в ухе или ушах, при длительной заложенности ушей. Направление пациентов, нуждающихся в проведении аудиометрии, осуществляется врачом-оториноларингологом медицинской организации оказывающей первичную медицинскую помощь, врачом-оториноларингологом, работающем в стационаре. Показания ко всем аудиологическим исследованиям за исключением тональной пороговой аудиометрии (измерение остроты слуха) и тимпанометрии (исследование функции среднего уха, степени подвижности барабанной перепонки и проводимости слуховых косточек) определяет врач-сурдолог-оториноларинголог. Решение о том, в срочном ли порядке пациент направляется на исследование слуха или в плановом порядке принимает врач-оториноларинголог. Пациенты принимаются врачом-сурдологом-оториноларингологом в ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского ДЗМ» и в Филиале №1 ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского ДЗМ» по предварительной записи, за исключением пациентов, имеющих направления на срочные консультации. В день обращения по предварительной записи, пациенты, имеющие I группу инвалидности и Ветераны войн принимаются вне очереди.

Основной задачей аудиологического исследования является проведение дифференциальной диагностики различных форм тугоухости путем определения порогов слуха, измерения остроты слуха, восприятия разночастотных звуков.

Краткая характеристика основных методов исследования слуха.

Камертональные пробы. Исследование слуха с помощью разночастотных камертонов. Исследование позволяет дифференцировать кондуктивную (по звукопроведению) и нейросенсорную (по звуковосприятию) тугоухость.

Тональная пороговая аудиометрия: самое распространённое и основное исследование слуха, включает в себя определение порогов слуха по воздушному и костному звукопроведению с помощью аудиометра. В результате обследования строится аудиограмма – кривая, отражающая отклонение порогов слуха от нормальных на разных звуковых частотах. Интерпретирует аудиограмму – врач-оториноларинголог или врач-сурдолог-оториноларинголог.

Акустическая импедансометрия: это комплекс исследований, которые позволяют оценить передачу звуковых воздушных колебаний и, таким образом, определить состояние среднего уха. Звуковая волна попадает на барабанную перепонку, вызывает ее колебания, которые затем через систему слуховых косточек передаются во внутреннее ухо и непосредственно на клетки, воспринимающие звук. Импедансометрия позволяет объективно оценить состояние барабанной перепонки, слуховых труб и косточек, давления в среднем ухе, выяснить, если в полости среднего уха рубцы или жидкость, определяет сокращение слуховых мышц и оценить порог акустического рефлекса. Исследование включает в себя тимпанометрию и исследование слухового рефлекса. Тимпанометрия – исследование подвижности барабанной перепонки под давлением воздуха в слуховом наружном проходе, которое меняется при помощи специального зонда прибора. Таким образом, оценивается вентиляционная функция слуховой трубы, подвижность слуховых косточек и давление в барабанной полости. Исследование акустического рефлекса проводят путем изучения слухового рефлекса на громкий звуковой сигнал, который подается в исследуемое ухо через микронаушник или зонд в слуховом проходе. Исследование дает возможность провести дифференциальную диагностику уровня поражения слуха. Исследование проводится при подборе слухового аппарата, проведении кохлеарной имплантации и т.д.

Речевая аудиометрия определение разборчивости речи по воздушному звукопроведению с помощью наушников и в свободном звуковом поле с обеих сторон. Исследование проводится с помощью специального аудиометра. При речевой аудиометрии определяют порог различения речи, пороги разборчивости речи, пороги комфортного и дискомфортного восприятия речи, динамический диапазон. Исследование имеет большое значение при проведении слухопротезирования, а также для диагностики различных форм тугоухости.

Шумометрия метод исследования интенсивности субъективного ушного шума с помощью аудиометра с возможностью подачи шума.

Методы объективного исследования слуха

Данные методы исследования слуха применяются в отношении малолетних детей, лиц, проходящих экспертизу на наличие слуховой функции, и больных с ущербной психикой. Методы включают в себя оценку отоакустической эмиссии (ОАЭ) и вызванных слуховых потенциалов.

Регистрация слуховых вызванных потенциалов

В аудиологии используют слуховые вызванные потенциалы для объективного исследования нарушения слуха, топической диагностики центральных нарушений звукового анализатора.

Регистрация отоакустической эмиссии.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) представляет собой постоянную генерацию звуковых сигналов в рецепторе улитки. Регистрация ОАЭ возможна с помощью высокочувствительного микрофона, который вводится в слуховой проход. ОАЭ может быть зарегистрирована у детей уже на 3-4 день после рождения, поэтому метод применяется для обследования детей в родильных отделения с целью ранней диагностики тугоухости и глухоты.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Субъективная аудиометрия (от лат. audio слышу и греч. metron мера) является основным видом диагностики слуха детей (начиная с возраста 5 – 7 лет) и взрослых.

Субъективная аудиометрия основана на ответах обследуемого (субъекта обследования), откуда и получила свое название. Поскольку обследуемый дает ответы на звуки посредством нажатия на кнопку, жестом или иным действием, то есть поведенческими ответами, то субъективную аудиометрию называют также поведенческой аудиометрией.

При субъективной аудиометрии определяют слуховую чувствительность испытуемого к различным звукам – тональным, шумовым и речевым, как правило – относительно чувствительности нормально слышащих, молодых взрослых.

Субъективная аудиометрия – всеобъемлющий вид диагностики слуха, так как охватывает все уровни органа слуха, от наружного уха до коры головного мозга. Результаты субъективной аудиометрии позволяют оценить состояние органа слуха всех отделов в целом.

Но в этом заключается и ограниченность субъективной аудиометрии – невозможность точно диагностировать конкретное место поражения. Для уточнения диагноза необходим другой вид диагностики слуха – объективный. Объективные методы диагностики — импедансометрия, отоакустическая эмиссия, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП), консультация смежных специалистов, магнитно-резонансная томография или/и компьютерная томография – описаны в других статьях на страницах нашего сайта.

Другим ограничением субъективной аудиометрии является способность понимания и выполнения инструкций, которые дает обследуемым медсестра-аудиометрист или врач-сурдолог (отоларинголог). Поэтому субъективная аудиометрия выполняется взрослым и детям старше 5 – 7 лет.

Результаты субъективной аудиометрии представляют в графической форме на специальном бланке, который называется аудиограмма. Субъективную аудиометрию проводят в аудиометрическом кабинете в стандартизированных условиях. Используется специальный прибор – аудиометр.

На рисунке — клинический аудиометр Interacoustics AC40 Hybrid (Дания). На экране отображается аудиограмма.

Условия субъективной аудиометрии

  • Наличие аудиометра
    Аудиометр – это медицинский электроакустический прибор, позволяющий производить количественную и качественную оценку показателей слуховой функции. Аудиометр обязательно должен быть откалиброван и поверен согласно требованию Закона Украины «Про метрологію та метрологічну діяльність”.
    В Медицинском Центре АВРОРА™ используется клинический аудиометр Interacoustics АС 40 (Дания). Клинический аудиометр АС 40, как и все диагностическое оборудование Медицинского Центра АВРОРА™ откалибровано и поверено в Украинском научно-производственном центре стандартизации, метрологии и сертификации.

  • Звукозаглушенное помещение (кабина) с уровнями шума, не превышающими установленных международным стандартом значений на аудиометрических частотах.

В Медицинском Центре АВРОРА™ аудиометрия проводится в специальном аудиометрическом кабинете. Обследуемый находится в специальной звукозаглушенной кабине, уровень шума в которой соответствует международным стандартам.

  • Высокая квалификация медсестры-аудиометриста или врача-сурдолога, отоларинголога, проводящего аудиометрическое исследование.
  • Желание обследуемого участвовать в обследовании, понимание инструкций, желание и способность их выполнять.

Методы субъективной аудиометрии

Субъективная аудиометрия включает несколько методов обследования:

— оценка расстояния восприятия шепотной и разговорной речи;

— камертональные тесты Бинга и Федериче, названные по имени разработавших их ученых;

— обследования с помощью аудиометра.

Оценка расстояния восприятия шепотной и разговорной речи – это определение расстояния, с которого обследуемый слышит разговорную и шепотную речь. Для этого обследуемого просят повторять двузначные числительные (например, двадцать пять, тридцать восемь), которые произносит обследующий, постепенно удаляясь от пациента.

Камертональный опыт Бинга проводится с помощью звучащего камертона (С128, частота 128 Гц). Ножку камертона располагают за ушной раковиной (Рисунок 1). При этом закрывают и открывают наружный слуховой проход. Обследуемого просят сравнить громкость звука при закрытом и открытом наружном слуховом проходе. Если звук при закрытом наружном слуховом проходе воспринимается как более громкий (результат опыта Бинга положительный), то это свидетельствует о том, что звуковоспринимающий аппарат не нарушен. А если не меняется (результат опыта Бинга отрицательный) – о нарушении звукопроводящего аппарата.

Рисунок 1. Камертональный опыт Бинга

Камертональный опыт Федериче также проводят с помощью каметрона С128. Обследуемый сравнивает громкость звучащего камертона, расположенного на козелке ушной раковины и на сосцевиднм отростке (Рисунок 2). В норме и при поражении звуковоспринимающаго аппарата звучащий камертон воспринимается громче с козелка. При поражении звукопроводящего аппарата камертон воспринимается громче с сосцевидного отростка.

Рисунок 2. Камертональный опыт Федериче.

Результаты восприятия шепотной и разговорной речи и камертональных тестов дают ориентировочную информацию о степени и характере снижения слуха.

Обследование с помощью аудиометра

Обследование с помощью клинического аудиометра дает более точные количественные и качественные данные о слухе.

Рисунок 3. Обследование слуха с помощью клинического аудиометра АС40. Обследуемый находится в звукозаглушенной кабине. (Фото МЦ АВРОРА™).

Измерение порогов слышимости воздушно-проведенных звуков

Порог слышимости – это минимальный уровень звукового сигнала, который вызывает слуховое ощущение. Он измеряется в децибелах (дБ) относительно стандартизованного порога слышимости нормально слышащих молодых взрослых. Пороги слышимости воздушно-проведенных звуков измеряют в диапазоне частот от 125 до 8000 Гц с помощью головных воздушных телефонов, размещенных на ушной раковине (Рисунок 4).

Рисунок 4. Измерение порогов слышимости воздушно проведенных звуков с помощью головных телефонов.

Измерение порогов слышимости костно-проведенных звуков

Пороги слышимости костно-проведенных звуков измеряют в диапазоне частот аудиометра от 250 до 8000 Гц с помощью костного телефона, расположенного за ушной раковиной на кости сосцевидного отростка.

Рисунок 5. Расположение костного телефона за ушной раковиной на сосцевидном отростке височной кости при измерении порогов слышимости костно проведенных звуков.

При измерении порогов воздушно- и костно-проведенных звуков медсестра-аудиометрист с помощью аттенюаторов аудиометра постепенно увеличивает силу звука с шагом в 5 дБ до тех пор, пока пациент не отметит нажатием на кнопку, что слышит звук.

Определение порогов слышимости требует от пациента понимания задачи обследования и внимания при прослушивании тонов, предъявляемых через головной или костный телефон.

Речевая аудиометрия

Восприятие речи является важнейшей функцией и зависит от состояния как периферического, так и центрального отдела органа слуха. В слуховой коре происходит высший анализ, необходимый для понимания речи.

Речевая аудиометрия заключается в определении понимания (разборчивости) слов. Слова с фонограммы передаются через головные телефоны или костный вибратор аудиометра на ухо обследуемого пациента. Пациента инструктируют повторять услышанные слова и вычисляют процент правильно понятых слов.

Речевая аудиометрия позволяет выявить социальную адекватность слуха. Этот метод представляет ценность для диагностики центральных и периферических поражений органа слуха.

В Медицинском центре АВРОРА™ для проведения речевой аудиометрии используют числительные слова (список Е. М. Харшака) и многосложные слова (список Г. И. Гринберга и Л. Р. Зиндера). Слова сбалансированы по частоте употребления слогов. Уровень силы звука калибруется в дБ относительно порога слышимости нормально слышащих молодых взрослых.

Для каждого уха определяют порог 50-процентной разборчивости воздушно- и костно-проведенных числительных слов. Этот порог – уровень силы звука, при котором обследуемый правильно повторяет 5-7 из 10 предъявленных числительных слов.

С помощью многосложных слов Г. И. Гринберга и Л. Р. Зиндера определяют порог 100-процентной разборчивости речи. Исследование проводят только с помощью воздушных телефонов. Этот порог – уровень силы звука, при котором обследуемый правильно повторяет 30 слов из 30-ти предъявленных слов.

Измерение начинают при уровне звука, превышающем 50-процентный порог разборчивости числительных на 30 дБ. Если 100-процентная разборчивость слов не достигается, уровень звука увеличивают на 10 дБ и повторно опредедяют разборчивость.

Если 100-процентная разборчивость речи достигается при уровне звука, превышающем 50-процентный порог разборчивости числительных на 40 дБ и более, то это свидетельствует о нарушении звуковоспринимающего аппарата. В некоторых случаях (при центральных нарушениях органа слуха, слухового нерва) 100-процентная разборчивость речевого теста не достигается даже при максимальной уровне аудиометра. Для поражения улитки внутреннего уха характерно парадоксальное падение разборчивости речи – снижение разборчивости речи при увеличении громкости речи.

Определение порогов слухового дискомфорта

Порог слухового дискомфорта – это сила звука, при которой звук неприятно громкий. Пороги слухового дискомфорта определяют для воздушно-проведенных тональных сигналов аудиометра в диапазоне 500 – 6000 Гц.

Для этого плавно увеличивают уровень тонального сигнала до тех пор, пока обследуемый сообщит, что звук стал неприятно громким.

Разница между порогом слышимости тона и порогом слухового дискомфорта составляет динамический диапазон слуха. В норме динамический диапазон слуха составляет 70 – 100 дБ в зависимости от частоты. При сенсоневральной тугоухости пороги слухового дискомфорта соответствуют порогам нормально слышащего человека, а динамический диапазон слуха сужен.

Диагностика слуха субъективной аудиометрией позволяет определить степень и характер снижения слух у взрослых и детей, является основой для постановки клинического диагноза, выбора метода лечение и реабилитации.

Пороги слышимости воздушно- и костно-проведенных звуков, а также порогов слухового дискомфорта используются для вычисления требуемых пациенту электроакустических параметров и индивидуальной настройки слуховых аппаратов.

Новые статьи:

  • Недостаточность поджелудочной

    Поджелудочная железа — один из самых главных органов в человеческом организме — отвечает за переваривание…

  • Кризис 15 лет у подростка

    Ранний подростковый возраст (11–12 лет) – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще всего…

  • Атония желудка

    От 20 до 40% всех пациентов, попавших на прием к гастроэнтерологу, жалуются на симптомы диспепсии…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Что такое абдоминальные боли в животе?
  • Шизоидное расстройство личности
  • Гиповитаминоз а
  • Опухоль ствола головного мозга
  • Стираемость зубов

Свежие комментарии

    Архивы

    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Здоровье

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    ©2020 Институт красоты и здоровья | Theme: Wordly by SuperbThemes