Skip to content
Menu
Институт красоты и здоровья
Институт красоты и здоровья

Аутоагрессия подростков

Posted on 26.04.2020 by admin

Что такое аутоагрессия у детей?

Психологи называют аутоагрессией то поведение ребенка, при котором ребенок направляет агрессию на самого себя. Вербальные проявления аутоагрессии выражаются в поведении ребенка, когда он излишне критикует себя, наказывает, ругает, казнит. Кроме словесных проявлений, аутоагрессия может выражаться и в конкретных действиях: ребенок может осознанно или неосознанно «калечить» себя – ударять, кусать себя, вырывать волосы, биться головой о стену, царапать или резать себя.

Такое поведение может возникнуть в результате физических наказаний, словесных наказаний либо вследствие собственных действий ребенка, за которые его могли наказать.Другой причиной аутоагрессии является сверхвысокая эмоциональная чувствительность детей.

Причины проявления аутоагрессии в разных возрастах:

1. Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если им запрещают проявлять агрессию к другим, а так же в знак протеста.

2. Дошкольники часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.
Например, ребенок сломал игрушку и старается ее починить. У него не получается, он злится и бьет себя. Если ребенок часто слышит обидные слова за какую-нибудь оплошность, он, совершая то, что не понравится его маме, мысленно ругает себя сам.

3. Школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы от родителей.

4. В подростковом возрасте аутоагрессия проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не оставляйте это без внимания.

Стоит знать, что каж­дое кри­ти­чес­кое за­ме­ча­ние родителей, каж­дая реп­ли­ка и су­ро­вый взгляд мо­гут при­вес­ти вот к та­ким пе­чаль­ным по­следст­ви­ям. По­это­му от­но­си­тесь к ре­бен­ку менее кри­тич­но, ста­рай­тесь про­щать ему его про­ма­хи, не вы­став­ляй­те ему за­вы­шен­ных тре­бо­ва­ний. Не усугубляйте его душевных страданий. Терпимость и сдержанность с вашей стороны скорее помогут ребёнку успокоиться, чем крики, вопросы, вид вашего испуга и растерянности. Если ребенок ищет физической близости, обнимите и приласкайте его, но если противится ей, то лучше не усиливать его агрессию своей навязчивостью. И вместе с ре­бен­ком по­се­ти­те пси­хо­ло­га.

Чутбасова Виля Радиковна

Психолог МАУ СО «Кризисный центр»

Содержание

  • Собирайте данные
  • Обучайте альтернативному поведению
  • Уменьшите эффективность самоагрессии
  • Поощряйте другое поведение
    • Новые статьи:

Собирайте данные

Самоагрессия вызывает такое беспокойство, что очень часто мы ставим телегу впереди лошади и пытаемся тут же положить ей конец. Но попытки прекратить поведение до того, как мы поймем его причину, могут только его ухудшить — иногда оно становится намного хуже. Пытаясь решить проблему сразу же, вы можете получить дополнительный ворох проблем.

Возьмем для примера случай с Евангелосом, который бился головой о поверхности. Учительница из лучших побуждений убедила его маму надеть на него шлем. Хоккейный шлем. С защитой для лица. Мало что внушает такие опасения, чем молодой человек, который разгуливает в хоккейном шлеме с опущенным забралом. И вряд ли что-то может сильнее выделить юношу среди сверстников и помешать его интеграции в общество. Что же касается Евангелоса, то он так быстро привык к шлему, что начал настаивать на том, чтобы носить его постоянно и отказывался его снимать. Хуже того, удары головой не прекратились. Вместо этого он начал со всей силы биться головой каждый раз, когда кто-то пытался снять с него шлем.

Иногда уже один сбор данных о поведении может подсказать простое решение проблемы. Если ребенок бьется головой только в конце учебного дня, то, возможно, он использует самоагрессию, чтобы сообщить об усталости — ему нужен перерыв или перекус. Если ребенок расковыривает пальцы только после того, как ему подстригли ногти, то, возможно, вы обрезаете ногти слишком коротко.

Собранные данные могут подсказать ПОЧЕМУ происходит то или иное поведение, и только на основе этих знаний можно его остановить. Ищите, когда и в каких обстоятельствах проявляется поведение, и очень часто это приведет к простому решению — без шлема!

Обучайте альтернативному поведению

Какой бы ни была самоагрессия, она выполняет какую-то функцию для вашего ребенка. Так что вам нужно будет обучать замещающему поведению, которое будет удовлетворять ту же потребность, просто не таким разрушительным способом. Думайте не столько о том, как избавиться от самоагрессии, а как обучить другому, более функциональному поведению. Используйте собранные вами данные, чтобы определить, какую функцию выполняет самоагрессия.

Например, Диего раньше расцарапывал лицо, и данные показали, что, когда он это делал, его отправляли в кабинет директора «успокоиться». Одного визита в кабинет директора оказалось достаточно, чтобы раскрыть причину поведения: в кабинете директора было весело!

Самоагрессия Диего прекратилась, когда у него появился другой способ попасть в кабинет директора: специальный пропуск, который он может использовать в течение дня, чтобы выйти из класса и сходить к директору.

Очень часто функция поведения — получение определенных сенсорных ощущений. В этом случае может быть очень полезна консультация с эрготерапевтом. В случае Тайлера, который расковыривал ногти до крови, я хотела дать ему что-то, чтобы занять руки, и думала о мячике для сжатия. Однако моя коллега, эрготерапевт, предложила сенсорное кольцо для перебирания пальцами — более эффективное решение, потому что сенсорная обратная связь от кольца была ближе к ковырянию ногтей, чем от мячика.

Полезный совет: Поощряйте альтернативное поведение как сумасшедшие!!! Как только ваш ребенок прибегает к альтернативному поведению, он тут же должен получать какую-то дополнительную награду, только так он начнет предпочитать альтернативное поведение уже привычной самоагрессии.

Уменьшите эффективность самоагрессии

Это особенно полезно, если цель поведения — получение сенсорных ощущений. Наша задача в этом случае сделать поведение менее приятным и привлекательным для ребенка. Помните, в начале статьи говорилось о Грейс, которая вырывала волосы? Разумеется, ей нужно подобрать альтернативное поведение, что-то, чем можно занять руки, и что будет напоминать вырывание волос. Однако было трудно переключить ее полностью на альтернативное поведение, так как у нее постоянно был доступ к собственным волосам! Мы смогли решить эту проблему, изменив ощущения от ее волос. Во время причесывания мы начали наносить и оставлять на ее волосах кондиционер, из-за чего текстура ее волос сильно изменилась, и она быстро переключилась на игры с сенсорной игрушкой, заменявшей выдергивание.

Другие примеры такого подхода — подкладывать подушку под голову ребенка, который бьется головой ради определенных ощущений, наносить крем на руки ребенка, который расцарапывает сухую кожу или наносить безопасный лак на ногти ребенка, который их ковыряет.

Поощряйте другое поведение

Это отличная стратегия для самоагрессии с высокой частотой. На основе ваших данных определите самый маленький интервал между двумя эпизодами самоагрессии, а затем предоставляйте ребенку поощрение за отсутствие самоагрессии в течение этого интервала, постепенно увеличивая время. Например, ваши данные показывают, что ребенок проявляет самоагрессию каждые 20-30 секунд. Начинайте поощрять или награждать вашего ребенка за каждые 15 секунд без самоагрессии. Затем, с течением времени, увеличивайте интервал, который должен пройти до поощрения. Такой метод потребует больших усилий и затрат, но если речь идет о самоагрессии с высокой частотой, то это того стоит.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Трошкина Марина Сергеевна,студентка 3 курса направления подготовки 37.03.01 Психология ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповец[email protected]
Смирнова Ольга Валериевна,кандидат психологическихнаук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповец[email protected]
Особенности агрессивности подростков с разным типом отношения к опасности
Аннотация.Статья посвящена выявлению особенностей агрессивности подростков с разным типом отношения к опасности. Представлены эмпирические данные по общему индексу агрессивности и отдельных ее форм (физической, предметной, вербальной, эмоциональной, самоагрессии)у подростков трех наиболее часто встречающихся типов отношения к опасности: адекватных –сензитивных; игнорирующих с пониженной сензитивностью; неопределенных –с пониженной сензитивностью.
Ключевые слова:агрессивность, отношение к опасности, сензитивность к угрозам, способ реагирования, подростки
Вся жизнь человека, так или иначе, связана с преодолением трудностей и всевозможных угроз. Под опасностью обычно понимают любое воздействие (или изменившееся состояние объекта), способное нанести вред или ущерб природе, человеку, группе людей, обществу, живомусуществу, механизму, системе.Опасности могут носить разный характер одни из них обусловлены средой, другие провоцируются самим человеком. В самом общем плане различают угрозы физическому развитию (аварии, катастрофы, физическое насилие, болезни и др.), психологическому развитию (критические ситуации, потеря близких людей или их болезнь, унижения и оскорбления и т.п.), социальному развитию (потеря социального статуса, бедность, неудовлетворительные условия жизни и др.).Опытповедения в подобных ситуациях постепенно формирует определенное отношение человека к опасностям. Также как уразных людей формируется своеотношение к миру, к самому себе, к другим людям, так и формируется отношениек тем сторонам действительности, которые несут в себе опасность либо угрозу.Проблема изучения отношения к опасности привлекает внимание многих исследователей(М.И. Котик, В.Г.Маралов,В.П. Соломин и др.)В частности, коллектив авторов под руководством Маралова В.Г., рассматривает отношение к опасности как способность индивида своевременно обнаруживать сигналы опасности (сензитивность к опасности) и осуществлять выбор адекватных или неадекватных способов реагирования на угрозу (поведенческий компонент). Одни людиочень чувствительны (восприимчивы) к ситуации опасности, другие же не обладают способностью из множества жизненных событий выделить то, которое может нести в себе потенциальную угрозу.Кроме того, одни людиадекватно воспринимают угрозы и соответствующим образом на них реагируют; другие –явно их игнорируют или недооценивают, третьи –переоценивают опасность.В связи с этим, можно выделить адекватный, игнорирующий, тревожный и неопределенныйспособыреагирования на угрозу.При совмещении этих двух оснований авторы говорят о возможности существования 8 типов отношения человека к опасностям: адекватныйсензитивный; адекватный –с пониженной сензитивностью, игнорирующий сензитивный, игнорирующий –с пониженной сензитивностью, тревожный сензитивный, тревожный –с пониженной сензитивностью, неопределенный сензитивный и неопределенный –с пониженной сензитивностью.
Анализируя проблему отношения человека к опасности, можно заметить, что одним из источником опасности для человека выступает личность другого. В этом случае, поведение, поступки, способы действия одной личности, так или иначе, несут угрозу другой.
Поведение таких людей может носить ярко выраженный (как преднамеренный, так и случайный) агрессивный характер, К особой категории относятся люди, которые представляют опасность для самих себя, здесь речь идето самоагрессии.Исследования зарубежных (Бютнер К., Парренс Г., Раттер М., Кэмпбэл Р. и др.) и отечественных(Бреслав Г.Э, Семенюк Л.М., Фурманов И.А. и др.)авторов показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Подростковый возраст, будучи кризисным, может спровоцировать развитие агрессивности, которая различается по степени интенсивности и форме проявлений от неприязни до словесных оскорблений и применения грубой физической силы. Различные проявления агрессии в подростковом возрасте можно рассматривать как проявление психологической защиты в ситуации угрозы. Сама угроза существует как объективный факт, однако восприятие ее и, соответственно, реагирование носит субъективный характер. В связи с вышесказанным,довольно актуальной является проблема агрессивности у подростков с разным типом отношения к опасности.Цель нашего эмпирического исследования: выявить особенности агрессивного поведения у подростков с разным типом отношения к опасности. Теоретический анализ позволил сделать предположение о том, что существуют определенные особенности агрессивного поведения у подростков с разным типом отношения к опасности. В частности, наиболее низкие показатели агрессивностии отдельных ее форм (вербальной; физической; предметной; эмоциональной; самоагрессии) характерны для подростков с адекватным –сензитивным типом отношения к опасности. Наиболее же высокий уровень агрессивности и отдельных ее форм характерны для подростковс игнорирующим –не сензитивным типом отношения к опасности.В исследовании приняли участие 85 подростков 1516 лет, обучающихся в ряде школ г. Череповца Вологодской области.Первоначально нам необходимо было выявить тип отношения к опасности у подростков.Вкачестве конкретных методикисследования на этом этапе работы выступили: тест –опросник сензитивности к угрозам (коллектив ученых под руководством Маралова В.Г.);
тест –опросник на выявление типа реагирования в ситуациях опасности (коллектив ученых под руководством Маралова В.Г.);Результаты диагностики сензитивности к угрозам представлены в Таблице1.Таблица 1 Распределение испытуемых по уровням сензитивности к угрозамУровень сензитивностик угрозамКоличествочеловек%высокий3035,3средний 1720,0низкий 3844,7Всего85100Из таблицы 1 видно, что большинство подростков (44,7%) обладают низким уровнем сензитивности к угрозам, т.е они затрудняютсяобнаруживать сигналы опасности.
Для 30 человек (35,3%) характерен высокий уровень сензитивности, то есть они чувствительнык угрозам, могут из множества воздействующихна нихвнешних (или внутренних) факторов, выделять такие, которые являются угрожающими для его жизни, здоровья, психологического или социального благополучия, или наносят ущерб его окружению. В меньшей мере проявлен средний уровень сензитивности к угрозам –это 17 человек (20,0 % от общего числа испытуемых).В таблице 2 представлены результаты диагностики способа реагирования в ситуации опасности.
Таблица 2 Распределение испытуемых по способам реагирования в ситуации опасностиСпособ реагированияв ситуации опасностиКоличествочеловек%адекватный2225,9тревожный1315,3игнорирующий2832,9неопределенный2225,9Всего85100,0Как показывают результаты таблицы 2, в целом старшие подростки чаще используют игнорирующие способы реагирования в ситуациях угроз (32,9%). Понятно, что не полностью социализированная личность (подростки) чаще игнорирует ситуации угроз, то есть преуменьшает(либо вовсе не замечают)опасность, надеясь, что ее минуют неприятности и все образумится само собой. Но среди подростков довольно многои тех, кто выбирает адекватные способы реагирования на угрозы, не преувеличивают и не преуменьшают опасность (25,9%). Отметим,что в значительной мере в данной выборке представлен и неопределенный способ реагирования (25,9%) это те,у кого не сформироваласьстойкаямодельповедения в ситуации опасности. Наименее проявлен тревожный способ реагирования в ситуации опасности –15,3%.В таблице 3 представлены интегральные данные по типам отношения подростков к опасности.Таблица 3 Типыотношения к опасностиу подростков№Тип отношения к опасностиКол. чел.%1адекватный –сензитивный1214,12адекватный с пониженной сензитивностью1011,83тревожный сензитивный 44,74тревожный с пониженной сензитивностью910,65игнорирующий –сензитивный55,96игнорирующий с пониженной сензитивностью23277неопределенный –сензитивный910,68неопределенный с пониженной сензитивностью1315,3
Всего85100Приведенные в таблице 3 данные достаточно показательны. В старшем подростковом возрасте у большинства испытуемых (32,9%) сформировался игнорирующий тип отношения к опасности, где игнорирующий –с пониженной сензитивностью тип доминирует (27%). Вменьшей мере, но тоже значительно представленынеопределенный и адекватный типы отношения к опасности (по 25,9% каждый), где в большей мере выражены неопределенный –с пониженной сензитивностью (15,3%) и адекватный сензитивный (14,1%). Самую малочисленную часть составляет тревожный тип отношенияк опасности (15,3%), т.е. подросткам в незначительной мере свойственно желание преувеличивать ситуацию опасности.
Таким образом, на этом этапе исследования мы выявили, что из всех возможных типов отношения к опасностив данной выборке подростков,в наибольшей степени,
представлены:адекватный –сензитивный, игнорирующий –с пониженной сензитивностью, неопределенный –с пониженной сензитивностью.Далее необходимо было выявить особенностиагрессивности и форм агрессии у подростков трех наиболее характерных типовотношения к опасности.С этой целью мы использовали тест агрессивности (опросник л. Г. Почебут). Таблица 4Степень выраженности агрессивности и форм агрессии у подростковсразными типами отношения к опасности (указаны средние арифметические значения)
АгрессивностьТипы отношения к опасностиЗначение HкритерияКрускалаУоллисаадекватныйсензитивныйигнорирующий с пониженной сензитивностьюнеопределенный с пониженной сензитивностьюобщая агрессивность10,818,614,914,119вербальная агрессия2,24,32,712,714физическая агрессия2,04,22,39,662предметная агрессия2,02,53,0— эмоциональная агрессия1,83,53,09,710самоагрессия2,84,03,9— Примечание: Жирным шрифтом обозначены различия, значимые при р0,01, прочерк означает отсутствие статистически значимых различий.Результаты таблицы 4показывают, что из трех наиболее часто встречающихся среди испытуемых типов отношения к опасностинаиболее агрессивным является игнорирующий спониженной сензитивностью (средний балл по общей агрессивности18,6). У представителей данного типа наблюдается и самая высокая степень выраженности всех форм агрессии, кроме предметной. Наиболее проявлены вербальная (4,3) и физическая (4,2), чуть ниже самоагрессия (4,0) и эмоциональная агрессия(3,5).В меньшей мере общая агрессивность выражена у неопределенного с пониженной сензитивностьютипа (среднийбалл14,9). По формам агрессии у данного типа показатели в целом ниже, чем у игнорирующего с пониженной сензитивностью типа. Наиболее проявлена самоагрессия (3,9), предметная и эмоциональная агрессия на одном уровне (по 3,0).В данном случае наблюдается более выраженная, чем у других типов, предметная агрессия (3,0).Наименее агрессивным из испытуемых оказался адекватный –сензитивный тип. Степень выраженности по показателям общей агрессивности и формам агрессии здесь значительно ниже, чем у представителей двух других типов: общая агрессивность 10,8 баллов, из форм наиболее проявлена самоагрессия (2,8), затемвербальная агрессия (2,2), физическая и предметная агрессия на одном уровне (по 2,0), наименее выражена эмоциональная агрессия (1,8).Статистическая обработка данных с помощью критерия Крускала –Уоллиса показала, что существуют значимые различия (р0,01) между заявленными типами подростков в отношении общей агрессивности (H = 14,119), вербальной агрессии (H = 12,714), эмоциональной агрессии (H = 9,710) и физической агрессии (H = 9,662).Далее мы рассмотрели степеньвыраженности агрессивности и форм агрессии у испытуемых с наиболее встречающимися типамиотношения к опасности.Таблица 5Степень выраженности агрессивности и форм агрессии у испытуемых снаиболее встречающимися типами отношения к опасности (указаны в %)АгрессивностьТипы отношения к опасностиадекватный–сензитивныйигнорирующий–с пониженной сензитивностьюнеопределенный –с пониженной сензитивностьюобщая агрессивностьвысокая0,013,00,0средняя58,374,069,2низкая41,713,030,8
100,0100,0100,0вербальная агрессиявысокая8,352,27,7средняя16,730,438,5низкая75,017,453,8
100,0100,0100,0физическая агрессиявысокая0,043,515,4средняя16,726,17,7низкая83,330,476,9
100,0100,0100,0предметная агрессиявысокая0,08,715,3средняя33,347,846,2низкая66,743,538,5
100,0100,0100,0эмоциональная агрессиявысокая0,026,17,6средняя25,039,146,2низкая75,034,846,2
100,0100,0100,0самоагрессиявысокая16,747,838,5средняя33,326,138,5низкая50,026,123,0
100,0100,0100,0Примечание: Жирнымшрифтом отмечены наиболее выраженные показатели агрессивности и форм агрессии (%) в группах подростков с разным типом отношения к опасности.
Результаты таблицы 5свидетельствуют о том, что для подростков всехтрехтиповотношения к опасности, в большей степени, свойственен средний уровень агрессивности. Обращает внимание на себя тот факт, что подростки адекватного –сензитивного инеопределенного
с пониженной сензитивностьютипов отношения к опасности не проявляют высокого уровня общей агрессивности. Рассмотрим имеющиеся различия по отдельным формам агрессии у подростков трехтипов. Для подростков с адекватным –сензитивным типом отношения к опасностихарактерен,восновном,низкий уровеньвсех форм агрессии.(физическая
83,3%, вербальная и эмоциональная(по 75,0%) и др.). Вместе с тем можно заметить, что для трети подростков данного типа(33,3%) свойственен средний уровень предметной агрессии и самоагрессии.У неопределенных с пониженной сензитивностью подростков агрессивность проявляется поразному. В наибольшей мереони проявляют самоагрессию, в меньшей степени демонстрируют предметную и эмоциональную агрессию, практически отсутствуют проявления физической и вербальной агрессии.Для значительного числа игнорирующих –с пониженной сензитивностью подростков характерен высокий уровень вербальной(52,2%), самоагрессии (47,8%)и физической (43,5%)агрессии. В достаточной мере представлен среди подростков данного типа и средний уровень предметной (47,8%)и эмоциональной (39,1%)агрессии,Сопоставив попарно между собой наиболее встречающиеся типы отношенияк опасности по показателямобщей агрессивности и ееформ, с помощью критерия χ² мы выявилиследующие статистически значимые различия между ними: между адекватным –сензитивным и игнорирующим –с пониженной сензитивностью в проявлениях вербальной (χ² =14,009,р0,01)и физической агрессии (χ² =12,026,р0,01), в эмоциональной агрессии (χ² =9,059,р0,05), в общей агрессивности (χ² =7,667,р0,05) и в самоагрессии (χ² =6,631,р0,05).
между игнорирующим –с пониженной сензитивностьюи неопределенным –с пониженной сензитивностью
в проявлениях вербальной (χ² =10,459,р0,01). и физической агрессии (χ² =8,298,р0,05). Между адекватным –сензитивным и неопределенным –с пониженной сензитивностьютипами значимых различий не было выявлено. Это значит, что проявления агрессивности и агрессии у представителей этих 2 типов во многом схожи.Соотнеся полученные результаты, мы составили некоторые психологические портретыподростков исследуемых нами типов.Адекватный –сензитивный тип.Такие подростки хорошо распознают сигналы угроз за счет эмоциональной чувствительности, и правильно оценивают воздействие того или иного угрожающего фактора. Данный тип скорее уравновешен и разумен, чем импульсивен и безрассуден. Может проявиться незначительная склонность к предметной агрессии и самоагрессии, но это будет скорее проявлением адекватных механизмов психологической защиты, так как такие подростки понимают, что лучше проявить накопившуюся злобу на неодушевленный предмет и найти причину неприятностей в себе, чем применить физическую силу в отношении другого человека, унижаться до уровня оскорблений, проявлять подозрительность, враждебность, неприязнь к другим людям. Игнорирующий –с пониженной сензитивностьютипПодростки данного типа не только не замечает опасность, но еще не чувствуют ее. Они не боятсяновых ситуаций, «идут напролом, нарываясь на неприятности». Этот тип подростков склонен проявлять наибольшую физическую, вербальную агрессию. Так же склонны к проявлению самоагрессии, так как у них ослаблены механизмы психологической защиты. Склонны к эмоциональному отчуждению при общении с другими людьми. Игнорирующие подростки склонны срывать агрессию и на окружающих предметах. Неопределенный –с пониженной сензитивностьютипПодростки данного типа,по сути,не являются яркими представителями адекватного, тревожного, либо игнорирующего типов отношения к опасности. Или, наоборот, способны ярко проявлять два или три типа одновременно. В разных ситуациях они могут действовать согласно соответствующей обстановке, преувеличить значимость ситуации угрозы илипросто не заметить ее. Данные люди находятся в «подвешенном состоянии» могут не среагировать на угрозу иливпасть в состояние ступора. Их положение усугубляется пониженной сензитивностью, которая может провоцировать повышение агрессии.В целом, проявления агрессии носят ситуативный характер.Выделив психологические характеристики агрессивности, можно заметить, что в наименьшей степени агрессивность в различных ее формах свойственна подросткамадекватного –сензитивного типа. Наибольшую же склонность к агрессивному поведению демонстрируют подросткиигнорирующего –с пониженной сензитивностью типа отношения к опасности. С ними, прежде всего, и необходимо проводить психологическую работу, направленную на коррекцию агрессивных проявлений в поведении.
Ссылки на источники1. Развивающаяся личность в «зеркале» угроз: Психология отношения людей к опасностям / Под ред. В.Г.Маралова. –ФБГОУ ВПО ЧГУ, 2013.

Дорогое сообщество, посоветуйте что-нибуть, или может я не туда смотрю или не вижу чего?
Дочка, год и четыре, две недели назад стала себя бить по головке, своей рукой. Бьет когда расстроена, вот когда у нее момент фрустрации. Типичный пример — она что-то хочет, что в данный момент невозможно, ну или мама выстраивает свои границы (кушаю я, например, а она меня немедленно в комнату тянет), она требует и кричит, я обьясняю, что это сейчас невозможно, потому и потому, обьясняю что с ней происходит, по ситуации предлагаю варианты, может позже возможно или как-то так, она начинает себя бить (( Дочка настойчивая и сильная личность. О своих желания всегда громко заявляет.
Впринципе проблем с слезами тчетности у нас не было и нет. Выплакивает в моих обьятиях, все проговариваем, успокаиваемся и находим выходы. Все хорошо.
До того как стала бить себя были попытки бить меня или папу в аналогичных ситуациях. Руку старались ловить, обьясняли что бить плохо и больно, лучше гладить. Или предлагали бить диван или что-то еще. Теперь иногда бьет диван, а иногда себя((
Сразу проясню, насилия в нашей семье никогда не было. Никто никогда дочку не бил и не шлепал ни физически, ни психологически. В этом я уверенна. Никогда ей не говорилось, что она плохая, ни прямо ни косвенно. Тоесть, даже фраз «вот когда ты делаешь так это плохо» не было. Мы общаемся фразами «мы так не делаем, мне не нравится, когда еду бросают на пол» — я даже особо и фраз привести не могу, так как запретов у нас очень мало.
Но ее били другие детки годом постарше в запале периода «все мое!». Вот именно таким хлестким движение ручки, как она счас себе делает. Во всех таких случаях я была сразу рядом, ситуации максимально позитивно разруливались, дочка обнималась, обьяснялось что только что произошло, гладилось, жалелось и целовалось.
Меня очень очень напрягает эта ситуация. Муж даже говорит, что она так делает потому, что я так остро на это реагирую. А я реагирую остро. Тоесть если вот я ем сейчас и она требует меня идти играть, я продолжаю есть обьясняя мои границы и тут она себя бьет — я все моментально бросаю и кидаюсь ее гладить, останавливать ее ручку, говорю, что Поля хорошая, не надо себя бить, гладить надо, обнимаю и все такое. И я уже сама вижу, что надо что-то в своей реакции менять. Но что?! Я не могу спокойно смотреть как она трескает себя по лбу!!!! Не могу!!! Муж предложил тактику игнорирования нежелательных действий. Это когда чтобы не выделять эмоционально плохое поведение ребенка, на это плохое поведение никак не реагируюют. Хорошее всячески пощряют, а плохое ну просто не замечают. И оно само отпадает со временем. Как не замечать, что ребенок себя бьет?!
Что делать? Как реагировать? Это период такой или я накосячила? В какую хоть сторону думать?
Для полной картины скажу, что с привязаностью у нас все отлично (вот кроме этого момента). Никаких разделений, гв, сс и весь комплект. Да и по отношениям видно, что привязанность впорядке. С дочкой можно договориться. Контакт глаз и кивки работают. На прогулках с дочкой есть контакт глазами и со следованием тоже проблем нет. Обращается за помощью, принимает помощь, выплакивает слезы тчетности … и бьет себя(
Простите, с метками как всегда проблемы с айпада.

Новые статьи:

  • Аденокарцинома матки

    Лечение рака тела матки Рак тела матки не является приговором репродуктивной функции женщины. При выполнении…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Что такое абдоминальные боли в животе?
  • Шизоидное расстройство личности
  • Гиповитаминоз а
  • Опухоль ствола головного мозга
  • Стираемость зубов

Свежие комментарии

    Архивы

    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Здоровье

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    ©2020 Институт красоты и здоровья | Theme: Wordly by SuperbThemes