» Назад
В. А. Кулганов, И. В. Кузьмичёва
«Психология образования в поликультурном пространстве», Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, 2009
Одной из наиболее актуальных проблем действительности является массовое распространение среди подрастающего поколения курения, употребления алкоголя, наркомании и токсикомании, бродяжничества, агрессивности и других форм девиантного поведения. Оказывая неблагоприятное влияние на состояние здоровья, девиации ведут к увеличению общей заболеваемости, повышают процент травматизма, инвалидности и смертности среди подростков. Они являются факторами риска, способствующими обострению психологического климата в семье, детских коллективах и в конечном итоге криминогенной ситуации в обществе . Настоящая работа посвящена выяснению причин возникновения данной социальной проблемы в нашей стране.
Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.
Это явление распространено у нас очень широко. По данным Ф.С. Махова (1990), спиртные напитки в восьмом классе употребляют примерно 75%, в девятом – 80%, а в десятом – 95% мальчиков. Это, конечно, еще не обязательно пьянство. Однако чем раньше ребенок обращается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем .
Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны он (особенно в больших дозах) подавляет психическую активность, а с другой (в малых дозах) – стимулирует ее, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Сравнительно-социологические и этнографические исследования пьянства выявили несколько закономерностей.
- Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально напряженных и конфликтных ситуаций.
- Выпивка связана со специфическими формами социального контроля: в одних случаях она является обязательным элементом каких-то специальных ритуалов («церемониальное пьянство»), в других – выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.
- Основной мотив пьянства у молодых людей – желание чувствовать себя (и казаться) сильнее: пьяный старается привлечь внимание к себе, чаще ведет себя агрессивно, нарушает нормы принятого в обществе поведения.
- Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть подавляющее, или угнетающее чувство зависимости. Этот конфликт имеет свои социально-педагогические предпосылки. Если гиперопека в раннем и подростковом детстве сменяется затем установкой на самостоятельность и личностные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки. Возникает чувство зависимости, мотивационный конфликт, находящий свое временное разрешение в алкогольном опьянении, которое создает иллюзию свободы .
Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играет также стремление к экспериментированию и особенно нормы подростковой субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И, само собой разумеется, во многих семьях действует отрицательный пример родителей.
Приведем наиболее наглядные результаты социологического исследования факторов риска (алкоголизация, курение, наркотизация) среди подростков, проведенного по единой методике анонимного анкетирования в 9–11 классах общеобразовательных средних школ Е.С. Скворцовой и Е.В. Сулаберидзе в 1993 – 1994 гг. .
В 1993 году распространенность употребления алкоголя среди школьников составила, в среднем, 78,4% среди мальчиков и 86,8% среди девочек (объем выборки – 1496 старшеклассников). Авторами отмечается отчетливая возрастная динамика: по мере взросления подростков показатели алкоголизации растут. При этом процент употребляющих алкоголь девочек достоверно выше такового для мальчиков: от 83,4% в девятом классе до 89,8% – в одиннадцатом, против 74,8% и 85,1% соответственно.
Одновременно по мере взросления ребенка нарастает и интенсивность употребления алкоголя. Так, группа юношей, часто употребляющих спиртное, увеличилась за 3 последних года обучения в школе в 1,5 раза и составила 34,6% от всех «пьющих» ребят. К группе риска авторы отнесли школьников, употребляющих алкоголь от 2 раз в месяц до 1 раза в неделю и чаще. В 1993 году в нее вошел почти каждый выпускник юноша. Среди девушек группа риска была меньше – 16,1%.
Преобладающим поводом употребления алкоголя у 2/3 юношей и 3/4 девушек были праздники в кругу семьи (62,6% и 75,7% соответственно). Наряду с этим, каждый четвертый ученик и каждая пятая ученица пили алкоголь по случаю праздника в компании друзей. Из них 8,7% ребят и 3,9% девочек пили «просто так, за компанию». Как показал статистический анализ мотивов, девушки чаще юношей употребляли спиртное по праздникам и в кругу семьи, а юноши – в компании друзей, по праздникам и просто так.
Приобщение детей и подростков к алкоголю происходит в период от 5 до 17 лет включительно. До 10 лет впервые пробовали алкоголь 10% детей, в 11 –12 лет – около четверти (27,9% мальчиков и 25,3% девочек). В возрасте 13 – 14 лет диагностируется апогей интенсивности приобщения к алкоголю (34,1% и 40% детей соответственно). В 15 – 16 лет интенсивность приобщения снижалась и составляла 15% для мальчиков и 20,2% для девушек. И, наконец, буквально единицы – 1,6% юношей и 0,8% девушек – впервые знакомились с алкоголем в 17 лет.
Стоит еще раз подчеркнуть, что в целом мальчиков, приобщившихся к 17 годам к алкоголю, меньше, чем девочек.
Основную роль в приобщении детей и подростков к алкоголю играют все питейные традиции и обычаи. В целом больше половины (57%) мальчиков и почти три четверти девочек (73,4%) из числа употреблявших алкоголь впервые познакомились с горячительными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Немногим более 10% подростков попробовали алкоголь из любопытства. Примерно столько же (13,9% и 7,9%) подростков познакомились со спиртным в компании друзей. Наконец, «от нечего делать» впервые попробовали спиртное 8,6% юношей и 3,3% девушек. Остальные мотивы знакомства с алкоголем таковы: «случайно», «лечились», «хотелось казаться взрослее» – 0,2 — 2,5 % случаев.
Хотя структура мотивов первой пробы алкоголя у мальчиков и девочек в основном совпадала, количественно они существенно различались. Девочки чаще ребят впервые знакомились с алкоголем в семье, а мальчики – в компании друзей, просто так и от нечего делать.
Повторное обследование этих же школьников 9-11 классов в 1994 году (1408 человек) дало еще более неутешительные результаты. Уровень распространенности алкоголизации остался таким же высоким, как и 1993 году, но произошло существенное изменение в обстоятельствах и мотивах употребления алкогольных напитков. На первое место вышли: «пил с друзьями, за компанию» – каждый второй подросток (51,5% мальчиков и 53,5% девочек). То есть молодые люди, вне зависимости от пола, выпивают теперь в основном не в кругу семьи, а вне его, без контроля и присмотра со стороны взрослых.
Еще более острой проблемой, чем алкоголизация, стала проблема курения. Многие подростки приобщаются к нему в 12 – 13 лет, а иногда и ранее. Родители часто бессильны предотвратить это. Слова о том, что курение наносит здоровью непоправимый вред, на подавляющее большинство подростков-курильщиков не оказывают никакого воздействия. Пример тех, кто курит, для них заразительней. А курят практически все вокруг: старшие ребята и одноклассники во дворах и подъездах, значимые взрослые (отец, старший брат, а иногда и мать) дома, актеры – на экранах телевизоров и в кино. Сначала от случая к случаю, тайком, потом все чаще и чаще, и вот уже курение становится для подростка привычкой, бороться с которой тем труднее, чем старше он становится. Если для младшего подростка сигарета – озорство, шалость, то для старшего она – символ вожделенной взрослости, мужественности. «Заставить» бросить курить подростка, у которого это вошло в привычку, который, как говорят «втянулся», очень трудно.
В исследовании Е.С. Скворцовой и Е.В. Сулаберидзе показано, что курение среди школьников подросткового возраста распространено гораздо меньше, чем употребление алкоголя. Так, среди девушек 15 – 17 лет курят только 17,5%, а среди юношей – 33,4%. Велико число подростков, курящих ежедневно и помногу: более одной трети ребят выкуривали в день свыше 10 сигарет. По уровню распространенности этой привычки в подростковой среде, количеству детей в группе риска, интенсивности курения и его продолжительности, по возрасту, в котором учащийся начал курить, показатели юношей превосходят таковые у девушек.
Анализ мотивов курящих старшеклассников показал, что многие продолжают курить вследствие сформировавшейся никотиновой зависимости. 77% школьников и 66% школьниц отвечали, что курят «по привычке», потому что «нравится», втянулись и не могут бросить. Под влиянием друзей («не хочется отставать») курили 16% юношей и 13,2% девушек, а «чтобы чувствовать себя взрослее» – соответственно 5,1% и 3,0% подростков. Наконец, «из-за неприятностей» курили 1,7% старшеклассников и 8,1% старшеклассниц.
Таким образом, большинство юношей курило вследствие образования никотиновой зависимости, а девушки чаще курили при эмоциональных проблемах.
Приобщение детей и подростков к курению происходит от 5-6 до 17 лет включительно. До 10 лет пробовали курить 31% мальчиков и лишь 3,7% девочек, в 11–12 лет – 19,8% и 13,1% соответственно. В 13–14 лет наблюдается пик приобщения детей к курению, в особенности среди девочек (46,2% против 29,9% у мальчиков), в 15-16 лет у девушек сохраняется довольно высокая интенсивность приобщения к курению (28,2%), а у юношей она резко снижается (до 9,6%). Таким образом, если к 13–14 годам основная масса (81,2%) мальчиков уже была знакома с курением, девочки в этом возрасте только начали к нему приобщаться.
Главным побудительным импульсом, толкающим ребенка закурить в первый раз, является пример друзей. 41,3% мальчиков и 34,7% девочек не хотели отставать от друзей, показаться «маменькиным сынком» и, наоборот, хотели: познакомиться или понравиться другим ребятам. Второй по значимости мотив – любопытство. Оно толкало взяться за сигарету в общей сложности 21,2% мальчиков и 30% девочек. Третью позицию у школьников занимало «желание казаться взрослее» – 17,3%, а у школьниц – «мода» (17,3%). Остальные мотивы: «от нечего делать», «неприятности» – являлись редким поводом для первого знакомства с табачными изделиями. Имеются и гендерные различия. Так, мальчики чаще, чем девочки, брали в рот сигарету под влиянием друзей, «от нечего делать» и из желания казаться взрослее. Девочки чаще закуривали в первый раз из любопытства или по причине «неприятностей».
Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Причины, толкающие человека к наркотикам, можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся характерные особенности психики молодого человека, формируемые семьей, школой, группой сверстников. Внешние причины – влияние товарищей, дурная «мода» на наркотики, жизненные трудности и ряд других проблем . Важно также различать формальные и содержательные причины. Формальные – это те причины, на которые мы, собственно, воздействовать не можем, но именно они делают молодежь как социально-демографическую группу и каждого конкретного подростка в отдельности особенно восприимчивым к наркотической угрозе. Это психологические особенности детства и юношества, для которых характерны метания, поиск, противоречивость чувств и стремлений, с одной стороны, и обостренная потребность в человеческой близости, жажда справедливости, юношеский максимализм – с другой. Сюда же следует отнести и социально-психологические условия детского и юношеского существования .
Для большинства детей десяти – семнадцати лет характерно отсутствие собственного устойчивого мировоззрения, собственной шкалы ценностей, которые в этом возрасте заменяются «групповой» картиной мира и групповыми ценностями. Другими словами, подросток менее ориентируется на себя самого (или на родителей, по причине характерного для этого возраста негативизма), чем на группу сверстников с присущими ей нормами, ценностями и моделями поведения.
Совокупность причин, обусловливающих представленные выше особенности подросткового и юношеского возраста, являются удобной мишенью для наркотиков. Прием наркотиков становится символом приобщения к группе, обретения «надежного» жизненного якоря и в то же время средством «умиротворения» собственной взволнованной души.
Таковы формальные причины. Содержательные же коренятся в характере конфликтов, затрагивающих подростка, в том, какие средства предлагает семья, школа, общество в целом для их разрешения, а также в том, вокруг каких ценностей организуется жизнь тех групп ровесников, в которые вовлекается подросток .
Наркомания – лишь одна из многих болезней, которые возникают при ослаблении «иммунной» системы общества. Поэтому борьба с ней – это лечение общества, оздоровление общего морального климата, восстановление старых и поиск новых духовных ориентиров, уважение к человеческой личности, честность каждого с самим собой и с другими людьми во взаимоотношениях общества и человека.
Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психологическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, 2/3 молодых людей впервые обращаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там, за гранью запретного». Иногда первую дозу навязывают обманом под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он сам начинает совершать все более серьезные правонарушения.
В 1993 году употребление наркотических и токсических веществ среди старшеклассников было распространено в меньшей степени, чем курение. Как мальчики, так и девочки пробовали в первый раз в основном гашиш, хотя имело место также употребление таблеток, опийных препаратов и токсиманических веществ.
Агрессивное поведение. Слово «агрессия» (от латинского «aggression» – нападение) издавна бытует в европейских языках. Однако придаваемое ему значение не всегда было одним и тем же. Еще в начале XIX века им обозначали любое активное поведение в отношении окружающих, как доброжелательное, так и враждебное . Впоследствии (исследователи связывают это с изменением общественного сознания в результате потрясших Европу наполеоновских войн) это слово приобрело то узкое значение, в котором употребляется и поныне. Сегодня агрессивным называют человека, который, добиваясь своих целей, стремится морально и физически подавить других людей, или просто проявляющего насилие по отношению к окружающим.
Агрессивное поведение нередко дает ощутимые результаты: человеку удается силой отстоять свои интересы и заставить других подчиняться. Но в долговременном плане это тупиковый путь. Столкнувшись с агрессивным человеком, люди составляют о нем нелестное мнение, стремятся избегать его, а иногда и просто боятся. А тот, кого боятся, никогда не бывает любим. Агрессивный человек, в конце концов, оказывается одинок, окружен страхом, недоверием и неприязнью. Никто не хотел бы, чтобы его ребенок рос беспомощным и зависимым. Но излишняя жестокость поведения, склонность к враждебным, насильственным действиям весьма настораживают. Конечно, подросток должен уметь постоять за себя, но не хотелось бы, чтобы в жизнь он вошел, привычно приняв боевую стойку.
Существует несколько точек зрения на природу человеческой агрессивности. Этологический подход активно пропагандируется К. Лоренцем и его сторонниками: агрессивность – врожденная черта человека, которая филогенетически обусловлена . Другой позиции придерживается К. Бютнер : агрессивность, как и любая поведенческая реакция, формируется в процессе научения. Если условия становления человека располагают к агрессивному поведению и оно поощряется, то агрессивность неизбежно закрепится как черта характера. Исследователи заметили, что агрессивность чаще проявляют те подростки, чьи родители не стремятся сдерживать собственную враждебность. Таким образом, дети, вероятно, просто усваивают на ближайшем примере соответствующий стиль поведения .
То, что агрессивности можно научиться, не вызывает сомнения. Если ребенок растет в такой среде, где жестокие столкновения являются нормой поведения, он легко его усваивает. Тем более, что образцы современной массовой культуры, к которым дети очень восприимчивы, также в большинстве своем навязывают стереотипы агрессивного поведения .
В психологии сложилась еще одна гипотеза, объясняющая природу агрессивности. Это так называемая фрустрационная гипотеза (Доллард с соавт.), согласно которой агрессия – это механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути . Столкнувшись с такой ситуацией, которую не удается разрешить иными, ранее освоенными способами, подросток бросается на препятствие, чтобы его сокрушить. Способы конструктивного разрешения сложных, проблемных, противоречивых ситуаций сами по себе достаточно сложны и должны быть усвоены в ходе становления личности. Не все они еще включены в поведенческий арсенал. Однако агрессия – простейшее средство – молодому человеку уже вполне доступна. Настораживает же то, что, опробовав однажды агрессивный способ разрешения конфликта и добившись успеха, подросток начинает отдавать предпочтение именно этому способу и отказывается искать другие. Так агрессивность закрепляется в качестве черты характера, что, в свою очередь, затрудняет усвоение более совершенных – конструктивных – форм поведения.
У подростков жестокость проявляется очень явно, заостренно, о чем достаточно сказано и написано . Жестокость и агрессивность часто выступают характерными чертами группового поведения определенной части подростков. Это проявляется во внутригрупповом соперничестве, борьбе за власть, борьбе (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков. Наблюдается также так называемая «немотивированная агрессия», направленная на совершенно посторонних людей .
Подростковая агрессия чаще всего является следствием общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортивной секции и т.д.) . Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки и избалованные «маменькины сынки», не приученные отвечать за свои поступки. Жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения одновременно, самопроверки: «Меня все считают слабым, а я вот что могу!».
Подростковые акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («Я что? Я как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.
Для выяснения форм и причин девиантного поведения нами было проведено социологическое исследование среди учащихся девятых классов (60 человек) школы-гимназии № 498 Невского района г. Санкт-Петербурга, их родителей и педагогов. Целью данной работы было:
- отследить особенности развития личности детей группы риска;
- выделить типы семей, с наибольшей вероятностью обуславливающих неблагоприятные тенденции развития подростков.
Приведем результаты анонимного анкетирования.
В качестве важного типологизирующего критерия семей можно рассматривать уровень материальной обеспеченности. Это особенно актуально в наблюдающейся на сегодняшний день прогрессирующей имущественной дифференциации населения России. Важен даже не столько сам показатель дохода (что надежно измерить крайне сложно), а его восприятие членами семьи. Вторым критерием стал профессиональный статус и уровень образования супругов. Мы рассматривали как полные семьи, так и неполные, в которых родитель, не живущий в семье, поддерживает контакт с ребенком. Основной задачей было выявить, как различные структурные и социальные особенности семьи влияют на развитие личности подростка и его социализацию.
В исследованной нами референтной группе 63% детей были из полных семей, а 47% – из неполных. Все неполные семьи были материнскими. Они образовались в результате разводов (90%), вдовства (3%) и внебрачной рождаемости (7%). Многодетные семьи отсутствовали. В 43% семей был один ребенок, в 57% – двое.
На вопрос о материальном положении 10% анкетируемых не ответили. Остальные семьи разделились на 3 группы: 32% считают свой уровень материального благосостояния низким, 32% – средним и 26% – высоким.
Анализ полученных результатов показал, что наиболее выражена социальная девиантность в группе детей из неполных семей с низким доходом. Вполне возможно, что это обусловлено, среди прочих причин, субъективным «ожиданием» девиантности в семьях этого типа, что часто влияет на восприятие матерями и самими подросками своего положения. Другим возможным объяснением данного факта может быть ухудшение качества воспитания, обусловленное чрезмерной занятостью одинокой матери, ее повышенной тревожностью и стрессогенной ответственностью за ребенка. Среди социальных факторов, предрасполагающих к девиантному поведению детей, следует указать, такие, как низкие доходы и озабоченность мамы (часто не скрываемая от ребенка) устройством своей личной жизни.
В полных семьях основными причинами отклоняющегося поведения подростков являются качество супружеских отношений, сверхзанятость родителей, особенно отцов, и пьянство одного или обоих родителей.
Приобщение к курению более характерно для подростков в семьях без отцов (14%), а употребление алкоголя одинаково в полных и неполных семьях (по 4%).
Психологический климат в семье зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. Родители, отвечая на вопрос о распространенности конфликтов в семье, разделились на следующие 3 группы:
1) конфликты бывают редко – 68%;
2) конфликты бывают часто – 20%;
3) не бывает конфликтов – 12%.
Сопоставив полученные данные с характеристикой семей, констатируем, что конфликты чаще бывают в семьях (как полных, так и неполных) с тяжелым материальным положением. Менее распространены конфликтные ситуации в семьях со средним достатком. Причем в полных семьях это явление коррелирует с алкоголизацией отцов. Поводом для конфликтов чаще всего бывает неспособность семьи удовлетворить растущие материальные потребности подростка. Немалую роль, как оказалось, здесь играют и жилищные условия семьи. Так, 22% из числа конфликтующих семей проживают в коммунальной квартире, 15% — в общежитии.
Анализируя возрастающую в последние годы агрессивность подростков, мы приходим к выводу, что она чаще всего начинает проявляться в 13–15 лет. В большинстве случаев она направлена на одноклассников, как на переменах, так и во внеурочное время. Учащиеся редко сообщают родителям и учителям об агрессии сверстников. Девочки жалуются чаще, чем мальчики. Защищать же жертву обычно приходится родителям, т.к. сами подростки предпочитают не втягиваться в конфликт с более сильным и жестоким товарищем.
По мнению учителей, причины проявления детской агрессии в школе следующие:
- психическая неуравновешенность (высокая нервная возбудимость) подростка;
- проблемы в семье (родители пьют, отец ушел из семьи и т.п.);
- тяжелое материальное положение в семье;
- зависть;
- чувство несправедливости со стороны взрослых;
- жестокость, часто пропагандируемая в кино- и мультфильмах;
- слабая воспитательная работа с учащимися в школе.
Таким образом, на основании материалов проведенного исследования мы выявили наиболее распространенные формы девиаций у учащихся девятых классов общеобразовательной школы:
- употребление алкоголя;
- курение;
- агрессивность и жестокость.
Доминирующей формой отклоняющегося поведения подростков 15 – 16 лет, по нашим наблюдениям, является курение.
Основными причинами девиантного поведения, как показали наши исследования, являются:
- нарушение структуры и функции семьи;
- психоэмоциональные перегрузки;
- материально-бытовое неблагополучие;
- пропаганда средствами массовой информации бездуховности, насилия, секса;
- реклама табачных изделий и спиртных напитков;
- школьные факторы (отсутствие индивидуального подхода, неадекватность воспитательных мер и т.п.)
ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 37.013.42
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
© Г. О. ГАЛИЧ, Л. Н. КОРЧАГИНА, Н. В. ТУПАРЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: [email protected]
Галич Г. О., Корчагина Л. Н., Тупарева Н. В. — Диагностика и коррекция девиантного поведения детей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 607-611. — Представлен диагностический комплекс углубленного и целостного изучения состояния здоровья, уровня развития и степени дезадаптации детей, дано описание результатов апробации диагностического комплекса и коррекционно-развивающих программ.
Ключевые слова: девиантное поведение, диагностический комплекс, коррекционно-развивающие программы.
В любом обществе, независимо от того на какой стадии развития оно находится, всегда были люди с поведением отклоняющимся от общепринятой нормы.
Особенностью девиантного поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Особенностью девиантного поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации .
Анализ литературы показывает, что существуют различные подходы к классификации видов девиантного поведения. Различия в этих подходах связаны с признаками, положенными в основу классификации (медицинские, психологические, педагогические, социальные). Социально-педагогическая классификация видов девиантного поведения включает такие его виды, как асоциальное, делинквентное, зависимое и суицидальное.
Девиантное поведение может формироваться как у детей с проблемами в развитии (интеллектуальном, речевом, эмоционально-волевом и физическом), так и у детей с нормальным развитием .
Как показывает практический опыт, дети с проблемами в развитии составляют группу «риска» и девиации в их поведении являются следствием («вторичный социальный вывих», по словам Л.С. Выготского). Современная педагогика осознала необходимость интеграции этой категории детей в массовую
общеобразовательную школу. Однако приоритетным направлением в работе с ними является диагностика и коррекция первичных недостатков. Вместе с тем, недостаточно внимания, на наш взгляд, уделяется коррекции и профилактике девиантного поведения у детей, которое является вторичным. Это связано с отсутствием системы экспресс-диагностики, которая позволяла бы определить доминирующий тип девиантного поведения и оценить степень его выраженности; адекватных и апробированных программ профилактики, коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения. .
Успешной социализации и интеграции детей с девиантным поведением может способствовать реализация современной модели помощи этой категории обучающихся, основанная на здоровьесберегающих принципах и инновационных педагогических технологиях.
В рамках данной модели предусмотрены процедуры разноуровневой диагностики степени выраженности девиантного поведения у детей, определение на этой основе вида социально-образовательной интеграции, а также объем и содержание помощи со стороны службы сопровождения. Эффективное решение медицинских, психологических, социально-педагогических, логопедических и других задач службой сопровождения позволит снизить степень выраженности девиантного поведения у конкретного ребенка и определить ему другой вид социально-образовательной интеграции. .
Реализация данной модели должна осуществляться на основе данных комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, которые позволят определить в дальнейшем содержание коррекционно-педагогической помощи в системе интегрированного обучения. Это потребовало разработки комплексной электронной программы психологопедагогической и медико-социальной диагностики, направленной на углубленное и целостное изучение состояния здоровья, уровня развития и степени дезадаптации детей.
Диагностический комплекс состоит из двух частей (этапов):
1) программа экспресс-диагностики девиантного поведения;
2) диагностика состояния здоровья и психофизиологических особенностей обучающихся, склонных к девиантному поведению.
Разработанная диагностическая программа предполагает на первом этапе выявление детей группы риска. С этой целью была разработана программа экспресс-диагностики степени отклонений в поведении школьников. Она позволяет оценить поведение
ребенка, значимые сферы отношений, учебную, общественную и трудовую деятельность ребенка и дает возможность оценить степень проявления девиаций в образовательной среде. Кроме того, для выявления вида девиантного поведения были разработаны экспресс-опросники. Они позволяют определить детей, склонных к конкретным видам девиантного поведения (агрессивному, делинквентному, зависимому, суицидальному). Оценка имеет уровневый характер, что позволяет выявить степень выраженности отклоняющегося поведения.
На втором этапе осуществляется более подробное и комплексное изучение состояния здоровья, физического развития, эмоциональной сферы, индивидуально-личностных характеристик, особенностей мотивационной и познавательной сфер, потенциальных возможностей семьи и значимых сфер жизнедеятельности ребенка с отклоняющимся поведением. Диагностика включает 4 блока:
1) карта учета состояния здоровья школьника;
2) психологическая диагностика;
3) педагогическая диагностика;
4) социально-педагогическая диагностика.
Структура диагностического комплекса
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
I этап: Экспресс — диагностика девиантного поведения
Экспресс -диагностика вида девиантного поведения
Карта выявления химической зависимости
Карта диагностики риска суицида
Карта определения компьютерной (игровой и интернет) зависимости
Карта определения уровня агрессивности
Карта оценки риска делинквентного поведения
II эт и: Диагностика состояния здоровья и психофизиологических особенностей обучающихся,
склонных к девиантному поведению
Диагностический комплекс был представлен в виде электронной программы, что позволило упростить и ускорить процедуру обследования детей, сохранять полученные данные в течение всего периода обучения с целью получения катамнестических сведений.
Данный диагностический комплекс был успешно апробирован в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы № 26, 28, 30, 63, 64, 74.
В исследовании приняли участие школьники 3-х-11-х классов в количестве 200 человек.
Экспериментальную группу составили 100 учеников, из них 97 мальчиков и 3 девочки (распределение по полу репрезентативно). Учеников 3 класса -4 человека, 5 класса — 4 человека, 6 класса — 4 человека, 7 класса — 24 человека, 8 класса — 20 человек, 9 класса -16 человек, 10 класса — 16 человек, 11 класса — 12 человек. Все они состоят на внутришкольном учете в связи с теми или иными нарушениями поведения. На каждого ученика имеется характеристика, составленная классным руководителем и социальным педагогом.
В контрольную группу вошли учащиеся тех же ступеней обучения в том же количественном распределении, из них 92 мальчика и 8 девочек. Все эти школьники успевают в учебе и соблюдают нормы поведения в школе. На каждого ученика имеется характеристика классного руководителя.
Все испытуемые прошли полное обследование по разработанной программе. Диагностика проводилась в два этапа.
На первом этапе определялась степень отклонений в поведении и выраженность конкретных видов девиаций.
Прежде всего экспериментальная и контрольная группа сравнивались по степени отклонений в поведении, определенных на основе данных соответствующей карты. Результаты указывают на существенные различия между группами: подавляющее большинство учеников (от 88% до 76%) контрольной группы нормально адаптированы. В сфере поведения и значимых отношений ни один ученик не является дезадаптированным. В сфере учебной активности 18% учеников умеренно дезадаптированы: у них отмечаются трудности в усвоении учебного материала, невысокая познавательная активность. Все эти дети обучаются в классе компенсирующего обучения. Однако они вполне адаптированы в основных сферах школьной жизни.
Ученики экспериментальной группы показали иные результаты. Нормально адаптирована из них небольшая часть: от 20% до 4%. В сфере поведения и значимых отношений около трети дезадаптированы: соблюдают нормы поведения только при наличии внешнего контроля, не имеют устойчивых дружеских отношений, легко вовлекаются в конфликты. 4% учащихся имеют выраженную степень дезадаптации в сфере поведения. Самые выраженные отклонения наблюдаются в сере обучения: нормально адаптированы только 2 ученика (4%), а дезадаптированы — 80%, у пятой части трудности в обучении носят выраженный характер, отношение к учению негативное. Относительно более благополучная картина наблюдается в сфере значимых отношений: нормально адаптированы в этой сфере 20% учеников, у половины испытуемых выявлена возможная дезадаптация. Учеников с выраженной дезадаптацией в этой сфере не отмечается.
У 16% учащихся из экспериментальной группы не отмечается отклонений в поведении и значимых отношениях. Все эти подростки были поставлены на учет в связи с единичным административным правонарушением (распитием слабоалкогольных напитков в компании сверстников). Устойчивые проблемы в поведении у этих учеников отсутствуют.
Далее определялась степень выраженности (риска) конкретных видов девиаций.
У большинства учеников контрольной группы не выявлены поведенческие девиации. По таким видам девиаций, как химическая зависимость и делинквентное поведение, риск отсутствует полностью (100% учеников соответствую уровню нормы). Риск суицидального поведения отмечен у одного учащегося, агрессивное поведение — у 12% испытуемых (степень
выраженности умеренная). Больше других отклонений в контрольной группе выражена компьютерная зависимость средней степени — у 28% учеников.
В экспериментальной группе количество учащихся, у которых отсутствует риск возникновения какого-либо вида девиации, значительно меньше (различия по всем видам девиаций значимы по критерию X2 при р<0,01). Только риск суицидального поведения отсутствует больше чем у половины учеников. По остальным видам девиаций около половины испытуемых (от 40% до 50%) имеют среднюю степень, а около трети (24%-30%) — выраженную степень отклонений.
Чаще других встречается выраженная степень химической зависимости (табакокурение, употребление спиртных напитков, возможно — наркотических веществ) — 30% учеников, и компьютерная зависимость — 34% испытуемых.
Количество девиаций, выявленных у одного человека, различно. Испытуемые контрольной группы либо не имеют отклонений в поведении (59%), либо у них отмечена девиация только одного вида (41%). В экспериментальной группе практически у всех учеников (92%) выявлены девиации от двух до пяти видов. Степень их выраженности различна: как правило, один из видов отклонений имеет выраженную степень, а остальные — среднюю. Чаще всего сочетаются агрессивное поведение, склонность к компьютерной зависимости и риск химической зависимости, а также склонность к делинквентному поведению.
Эти данные согласуются с результатами, полученными по опроснику склонности к отклоняющемуся поведению (методика СОП), с которым работали сами учащиеся: у 98% испытуемых диагностирована склонность к нескольким девиациям средней или выраженной степени. Однако такой результат не исключает гипердиагностики и подчеркивает необходимость участия нескольких педагогов в экспертной работе.
На втором этапе проводилась диагностика состояния здоровья, физического развития, эмоциональной сферы, индивидуально-личностных характеристик, особенностей мотивационной и познавательной сфер, потенциальных возможностей семьи и значимых сфер жизнедеятельности ребенка с отклоняющимся поведением.
По состоянию здоровья экспериментальная и контрольная группа не различаются: две трети учеников не имеют существенных отклонений, 16% в той и другой группе имеют умеренно выраженные отклонения, около пятой части — имеют серьезные проблемы в состоянии здоровья.
Достаточно заметные различия обнаруживаются в социальной ситуации учащихся экспериментальной и контрольной групп. В контрольной группе у 88% учеников социальная ситуация развития благоприятна для полноценной социализации ребенка. Семья обладает высоким потенциалом и успешно справляется со своими функциями. Свободное время ребенка организовано и контролируется взрослыми. У небольшой части испытуемых (12%) социальная ситуация развития характеризуется наличием проблем,
что свидетельствует о возможной дезадаптации ребенка. В экспериментальной группе таких учеников уже большинство (60%), а еще 6% воспитываются в неблагоприятных условиях, семья в данном случае плохо справляется с воспитательными функциями. Благоприятная социальная ситуация в экспериментальной группе отмечается только у трети учащихся.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В сфере обучения различия между экспериментальной и контрольной группой выражены еще ярче. В контрольной группе большинство учеников (70%) хорошо усваивают учебный материал, не имеют пробелов в знаниях, имеют достаточную мотивацию и учебную активность. 18% школьников имеют пробелы в знаниях, их учебная активности неустойчива. 12% учеников имеют существенные трудности в учебе и негативно относятся к учению. Как отмечалось выше, это ученики классов компенсирующего обучения. Неуспешность в обучении является фактором риска, однако в данном случае компенсируется благополучием в социальной ситуации.
В экспериментальной группе хорошо успевает всего лишь 6% испытуемых. Большинство их (60%) испытывает трудности в учебе, а еще треть — стойко неуспевающие, с негативным отношением к школе.
По большинству психологических показателей выявлены различия между экспериментальной и контрольной группами, однако не все они являются статистически значимыми.
Значимые различия выявлены по уровню интеллекта, учебной мотивации, наличию акцентуации характера, склонности к отклоняющемуся поведению.
По уровню интеллекта (особенно вербального) почти все ученики экспериментальной группы не соответствуют норме, что обуславливает трудности в осмыслении и усвоении учебного материала. Соответственно, уровень учебной мотивации недостаточен: положительное отношение к учению, познавательный интерес отсутствуют, 42% учащихся имеют сниженный уровень мотивации учения, а у 58% испытуемых выявлено негативное отношение к учению. Эти результаты однозначно говорят о необходимости педагогической коррекции и поддержки учеников с девиантным поведением. Такая работа может проводиться параллельно с основной коррекционно-развивающей работой в индивидуальной форме либо включаться непосредственно в учебный процесс.
В контрольной группе преобладают школьники с нормальным уровнем интеллекта и учебной мотивации. Ученики с явно недостаточным для полноценного усвоения школьных знаний уровнем интеллекта составили 12%. Негативное отношение к учению в данной группе отсутствует.
Достоверно чаще, чем в контрольной группе, у школьников экспериментальной группы встречаются акцентуации характера (55% и 11% соответственно). В основном диагностированы акцентуации гипер-тимного, параноидного, демонстративного, неустойчивого типов.
Склонность к отклоняющемуся поведению почти не встречается у испытуемых контрольной группы,
но наблюдается у подавляющего большинства учеников экспериментальной группы (98%), причем у четверти из них достигает степени дезадаптации. Как уже отмечалось выше, результат, выходящий за пределы нормы, диагностирован по двум и более шкалам. У многих испытуемых наблюдается снижение волевого контроля, что делает более вероятным проявление девиантного поведения.
В целом хотелось бы отметить, что данные психологической диагностики не столько указывают на факт наличия причин и факторов дезадаптации, сколько дают ценную дополнительную информацию, необходимую при выборе конкретных форм и содержания профилактической и коррекционно-развивающей работы. Различия между экспериментальной и контрольной группами в этом случае мало информативны, поскольку отклонение по какому-либо показателю от уровня нормы может компенсироваться другими психологическими свойствами и характеристиками.
Таким образом, проведенное исследование показало, что разработанная диагностическая программа достоверно дифференцирует группы адаптированных детей и детей с девиантным поведением и позволяет выявить факторы риска, области неблагополучия -основу для выбора направлений, форм и конкретного содержания коррекционно-развивающей работы.
В группе детей с нормативным поведением результаты диагностики указывают на возможные факторы дезадаптации и позволяют определить необходимость и направление профилактической работы.
Таким образом, учащиеся с девиантным поведением характеризуются следующими особенностями.
Дезадаптация максимально выражена в сфере учебной активности: низкая успеваемость, учебная активность, неумение самостоятельно работать, негативное отношение к школе. Можно предположить, что у части детей исследуемой группы трудности в учебе были изначально и могли стать (через негативное отношение к учению, а затем и к педагогам и всем нормам и правилам, которые они олицетворяют) одной из причин отклонений в поведении. У другой же части отклонения в поведении могли привести к пренебрежению учебными занятиями, снижению учебной мотивации и, как следствие, накоплению пробелов в знаниях.
Среди конкретных видов девиантного поведения чаще других встречаются химическая зависимость и делинквентное поведение. У большинства учащихся отмечено более двух видов девиаций одновременно, обычно разной степени выраженности.
Таким образом, проведенное исследование показало, что разработанная диагностическая программа достоверно дифференцирует группы адаптированных детей и детей с девиантным поведением и позволяет выявить факторы риска, области неблагополучия — основу для выбора направлений и форм коррекционно-развивающей работы.
В группе детей с нормативным поведением результаты диагностики указывают на возможные факторы дезадаптации и позволяют определить направление профилактической работы.
С целью оценки эффективности предложенных нами программ в трех образовательных учреждениях из тех, где апробировалась диагностическая программа, педагоги-психологи провели групповую коррекционно-развивающую работу. Численность групп составила от 8 до 12 человек, таким образом, в работу было включено 32 ученика из экспериментальной группы, учащиеся 7 — 11-х классов. Работа проводилась на протяжении полутора-двух месяцев.
Были использованы следующие программы:
• профилактика асоциального поведения
• модификация поведения
• копинг-профилактика использования психоактивных веществ.
По окончании коррекционной работы была повторно проведена диагностика с использованием методик на определение степени отклонений в поведении, вида и степени выраженности девиации, педагогической и психологической диагностики.
Во всех диагностируемых сферах отмечается небольшая положительная динамика: у пяти учеников (16%) уменьшились поведенческие отклонения, у троих (9%) улучшились взаимоотношения со взрослыми и/или сверстниками, у двоих (6%) повысилась учебная активность. У всех этих испытуемых отклонения в поведении снизились на одну ступень: с выраженной дезадаптации — на умеренную, с умеренной — на возможную дезадаптацию, с ВДА — на уровень нормы.
Как и поведение в целом, выраженность отдельных видов девиантного поведения несколько уменьшилась. Наиболее заметная динамика отмечается по такому виду девиации, как агрессивное поведение. Степень его выраженности снизилась у пяти учеников (16%). Эти данные подтверждаются результатами психологической диагностики по опроснику Басса-Дарки и методики СОП. Изменения в поведении произошли у тех учащихся, чья агрессивность была обусловлена несформированностью навыков общения и отсутствием референтной группы сверстников. Меньше всего изменилось поведение, связанное с компьютерной зависимостью (1 человек, или 3%).
Результаты педагогической диагностики показали позитивные изменения у четырех учащихся (13%). Улучшение этих показателей за такой короткий срок обусловлено, конечно, не улучшением учебных результатов, а изменением отношения к учебе и повышением учебной активности за счет улучшения отношений с педагогами и /или сверстниками. Динамика в социально-педагогических показателях отмечается у двух учеников (6%) в сфере свободного общения ребенка по тем же причинам.
Данные психологической диагностики также отражают вышеописанные тенденции: у тех школьников, которые обнаружили положительную динамику в поведении, снизились показатели агрессивности, повысился уровень волевого самоконтроля, возросла объективность самооценки и оценки окружающих, улучшилось эмоциональное состояние на уроках.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа показала, что применение предложенных коррекционно-развивающих программ дает положительный эффект. Ограниченность диагностированных изменений обусловлена, во-первых, непродолжительным сроком коррекционной работы, во-вторых, тем, что в каждой экспериментальной группе применялась только одна программа. Мы имеем основания предположить, что при условии последовательной и систематичной профилактической и коррекционной работы, а также при осуществлении соответствующей подготовки педагогов и родителей, результативность предложенных программ будет достаточно высокой.
Благодарности. Работа выполнена при поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 3.2.1/13323).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. Екжанова, Е. А., Резникова, Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008. 286 с.
2. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2007. 288 с.
Девиантным или отклоняющимся часто называют проблемное поведение. К современным формам проявления девиантного или отклоняющегося поведения в подростковой среде можно отнести:
1.Курение. Подростки прибегают к курению, как правило, из-за стремления подражать и чувствовать себя взрослым.
2. Алкоголизация. Она способствует желанию подростка погасить состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.
3.Наркомания. В наркотическом состоянии подросток может совершить любое преступление. Одни подростки,попробовали наркотики просто из любопытства. Другие – как выражение протеста и неудовлетворенности нормами и ценностями.
4.Противоправное, агрессивное поведение, в том числе сквернословие. Оно характерно для подростков из неблагополучных семей и вызвано плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей.
5. Суицидальное поведение. Чаще встречается в неблагополучных семьях, где имеют место конфликты между детьми и родителями.
6.Девиации сексуального поведения. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть: визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы).
7.Побеги из дома и бродяжничество.
Основные виды девиантного поведения:
— деструктивное поведение — это поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствует социальным и общепринятым нормам (мазохизм, накопительство);
— асоциальное поведение — это поведение причиняющее вред самой личности и окружению, проявляющееся в наркомании, алкоголизме, суициде;
-противоправное — это поведение, представляющее нарушение правовых и моральных норм, выражается в преступлениях.
К росту различных форм девиантного поведения, а также вовлечение в противоправную деятельность подростков ведет происходящая в обществе современная социальная и психологическая деформация. Рост разных видов девиантного поведения, вырастает в серьезную социальнуюпроблему. Причиной девиантного поведения является не одна, а несколько причин.
Причинами девиантного поведения являются: биологические, психологические, социальные, семейные, социально-экономические и морально-этические факторы.
Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию: -генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы; — психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям; — физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению системы отношений в среде сверстников. Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки. Эти отклонения могут возникать при психогенных расстройствах (реактивных депрессиях, неврозах, посттравматических стрессовых расстройствах), личностных расстройствах, психосоматических заболеваниях, при педагогической и социальной запущенности. Также девиантное поведение может быть следствие умственной отсталости или шизофрении.
Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); социальная депривация, низкий статус в группе сверстников, отчуждение от социально – позитивного большинства; недостаточный социально-позитивный опыт.
Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских (сверхконтроль, отвержение, эмоциональная холодность, гиперопека, авторитаризм или воспитание по типу «кумир семьи»); супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.
Необходимо выделить следующие стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию девиантного поведения несовершеннолетних:
— дисгармоничный стиль внутрисемейных и воспитательных отношений, сочетает в себе, с одной стороны, потворство желаниям своему ребенку, а с другой провоцируют ребенка на конфликтные ситуации, которые характеризуют утверждением двойной морали в семье: одни правила для семьи, а для общества совершенно другие;
— конфликтный, нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье в ситуации длительного раздельного проживания родителей и детей или развода родителей;
— асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, в которой систематически употребляют алкогольные напитки, наркотики, ведут аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, проявление семейной жестокости и насилия.
Социально-экономическими факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социальноприемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность. С одной стороны морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Итак, несовершеннолетние становятся лицами с девиантным поведением, их социализация проходит в такой среде, где факторы предрасполагают к этому поведению, например: насилие и жестокость по отношению к детям в семье, аморальность родителей и т.д. Несовершеннолетние из неблагополучных семей испытывают недостаток нравственной и духовной близости с родителями. В таких семьях отсутствует положительный образ поведения: моральные принципы и нормы поведения, что приводит к раннему взрослению детей, сопереживание родным и близким. Для таких подростков характерно формирование такого характера, как безволие, лживость, склонность к бродяжничеству, лицемерие и агрессивные социальные роли. Несовершеннолетние становятся заложниками среды асоциального поведения, начинают употреблять алкоголь.
Такие формы девиантного поведения, как алкоголизация, наркомания, табакокурение, хотя связаны с досугом, улицей, с местом учебы, но главное берут свое начало в семье и именно там проявляют себя активно.
Если у вас возникли трудности в воспитании? Обращайтесь к специалистам ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Западного округа» по адресу: ул. Декабристов, 191, тел. 99-63-21, 99-51-57 (запись к педагогу-психологу)