Skip to content
Menu
Институт красоты и здоровья
Институт красоты и здоровья

Дислалия, что это?

Posted on 23.03.2020 by admin

Консультации для родителей на тему:»Дислалия у детей дошкольного возраста»

Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате. Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении (вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке (например, горловое Р), заменах одних звуков другими (звук заменяется другим, который имеется в системе языка) и в отсутствии звуков (выпадение звука в начале, середине или в конце слова).

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Полноценная речь ребенка — непременное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить дислалию ещё в дошкольном возрасте, до того как она превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она гибка и податлива. Потому все виды дислалии в дошкольный период преодолеваются легче и быстрее. Неустраненная в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребёнка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма и чтения.

Как самостоятельно проверить звукопроизношение ребёнка? Предложите ребёнку повторить слова или назвать картинки по каждому из звуков. Звук в словах должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и (когда возможно) в конце слова. Рекомендуемый примерный ряд слов:

Звук «с» — суп, сова, коса, усы, нос, лес;

Звук «сь» — семь, синий, осина, гусь;

Звук «з» — зубы, зонт, коза, язык;

Звук «зь» — зима, вези, магазин, газета;

Звук «ц» — цапля, цепь, лицо, молодец;

Звук «ш» — шина, шуба, мышата, камыш;

Звук «ж» — жаба, жук, одежда, ножи;

Звук «щ» — щука, щавель, ящик, вещь, лещ;

Звук «ч» — чайник, ночка, мяч, дочь, ночь;

Звук «л» — лук, лак, пила, молоко, пол, дятел;

Звук «ль» — липа, лев, малина, пыль;

Звук «р» — рак, корова, пар, комар;

Звук «рь» — река, рёв, орехи, дверь, фонарь;

Результаты проверки желательно записать. Например, «р” и «рь” отсутствуют; «л” заменяет на «в”: говорит «вак” вместо «лак”. «ль” отсутствует; «с”, «сь”, «з”, «зь” говорит чисто. «ш”, «ж” ,»ч”, «щ” заменяет на мягкие свистящие: «шуба” — «сюба”, «жук” — «зюк”, «чай” — «тяй”, «щенок” — «сенок”.

В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и податлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче.

Логопедическая характеристика сонорного звука , , механизм образования, формы неправильного произношения, приемы постановки

Информация о материале Колмыкова Валерия Владимировна

Звуки л, ль.

Логопедическая характеристика

Характеристика звука по наличию преграды — согласный,
По способу образования – смычно-проходной
По месту образованию язычно-альвиолярный
По степени палатализации – твердый
По степени участия голоса – сонорный
Отличительные особенность от : Звук – согласный, звонкий, твердый, сонорный Звук – согласный, звонкий, мягкий, сонорный
Парного глухого звука для и нет.

Уклад органов артикуляции:

Положение органов артикуляции при звуке
1.Губы раскрыты — занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука.
2. Зубы — незначительно разомкнуты.
3. Язык – узкий кончик поднимается и упирается в верхние резцы или их дёсны, средняя часть языка опущена, боковые края опущены.
4. Воздушная струя — проходит между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
5. Голосовые связки – напряжены и вибрируют, давая голос.

Положение органов артикуляции при звуке

1.Губы раскрыты — растянуты в стороны, как при улыбки
2. Зубы — незначительно разомкнуты.
3. Язык – кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы «бугорки» за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и даёт смягчение.
4. Воздушная струя — проходит между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
5. Голосовые связки – напряжены и вибрируют, давая голос.

Отличие в артикуляции от

Артикуляция мягкого отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена. Нередко ль произносится при опущенном кончике языка, путем смыкания передней части спинки с альвеолами.

В чем причины неправильного произношения «Л»
Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:
1. в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;
2. анатомически короткая подъязычная связка;
3. слабость мышечных тканей языка.

Нарушение звука подразделяется на лабдацизм и параламбдацизм.
Ламбдацизм Недостатки произношения звуков , как признак фонематического нарушения. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям.
Параламбдацизм Выражается в замене и другими звуками. Параламбацизм по структуре относится фонетико-фонематическим нарушениям

Виды ламбдацизма

1. Отсутствие звука.
2. Губно-губной. Звук произноситься с участием губ, которые вытягиваются вперед, получается подобие краткого У. Кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости. (уампа вместо лампа).
3. Редуцированное укороченное произношение звука (Л заменяется на краткое, нечеткое И)
4. Нижний ламбдацизм. Язык устанавливается к нижним зубам, акустически звук близок к норме, встречается при дизартрии, почти невозможно исправить)
5. Носовой. Язык отодвигается кзади и смыкается с мягким небом, возд. струя проходит в носовую полость. (Носовое произношение звука л резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но все мышке бынго манго».)
6. Фрикативный. Л=h
7. МЕЖЗУБНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ. При этом виде ламбдацизма кончик языка находиться между зубами, акустически звук приближен к норме.

Нарушение произношения — параламбдацизм
Звук заменяется кратким гласным
При этом виде неправильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук л пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но все мышке быыо маыо».

Звук заменяется фрикативным
В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое нёбо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка ега сыр и саго, но все мышке быго маго».

Звук заменяется мягким и полумягким звуком
При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но все мышке быё мае».

Звук заменяется звуком

Звук заменяется звуком

Звук заменяется звуком
При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука л. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но все мышке быво маво».

Звук заменяется звуком
«Мышка весено жина, на пуху в угну спана. Мышка ена сыр и сано, но все мышке быно мано».

Звук заменяется звуком

Звук заменяется звуком

При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л, потому что, вытягивая губы вперед, как при звуке у, он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л, будет легче заметить движения его губ. Если придержать пальцами ребенка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легко убедиться в том, что он совсем не может произнести звук л. При этой замене речь ребенка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но все мышке быуо мауо». Этот недостаток, если его не исправлять, часто остается на всю жизнь.

Постановка звука
Подготовительный этап
Начитаем работу с артикуляционной гимнастики и вырабатывания правильной воздушной струи!!!
Артикуляционная гимнастика

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука :
— губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);
— широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);
— выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).
Произносите звук и попросите ребенка повторить. Звук возникает в момент отрыва языка от альвеол.
2. Постановка от межзубного звука(нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):
Этот способ постановки звука могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.
Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»
Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук ! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.
Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук . При этом должен прозвучать звук . Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

4. Постановка звука при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.
Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослушные» губы.
4. Постановка звука от правильного (мягкого звука Ль)
Возможно, сразу твёрдый звук не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: . Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.
Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.

5. Механическим способом:

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств. С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.
Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

6. Поймай хвостик у мышки

7. Постановка «Л» от Ы

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:
1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Постановка звука Ль.

После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л с е, я, ё, ю.

АВТОМАТИЗАЦИЯ!!!!!!!!!!!!!!

Новые статьи:

  • Абсцессы языка

    Глоссит – это воспалительный процесс в языке. У самого заболевания есть несколько разновидностей, и от…

  • Пиелоэктазия

    Это страшное слово "пиелоэктазия". Как правило, узнав, что у ребёнка этот недуг, родители теряются и…

  • Осадок в желчном пузыре у ребенка

    Маленький бунтарьЗаболевания желчевыделительной системы являются самыми распространёнными среди заболеваний органов брюшной полости. В настоящее время…

  • Фетально алкогольный синдром

    "FASD" перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см FASD (значения) . расстройства плода алкоголь…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Что такое абдоминальные боли в животе?
  • Шизоидное расстройство личности
  • Гиповитаминоз а
  • Опухоль ствола головного мозга
  • Стираемость зубов

Свежие комментарии

    Архивы

    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Здоровье

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    ©2020 Институт красоты и здоровья | Theme: Wordly by SuperbThemes