Skip to content
Menu
Институт красоты и здоровья
Институт красоты и здоровья

Мозговая дисфункция

Posted on 30.07.2020 by admin

03 Января 2018, 18:01 Мурманск

Существует несколько классификаций ЭЭГ используемых для ЭЭГ-заключений в России: классификация Зенкова Л.Р., классификация Жирмунской Е.А, классификация Luders и др., и их модификации.
Врачи нашего отделения используют самую распространенную на северо-западе РФ модифицированную классификацию Л.Р. Зенкова.
Если не вдаваться в нюансы, то эта классификация делит все ЭЭГ и имеющиеся на ней изменения на:
1. Нормальная и пограничная с нормой ЭЭГ (ЭЭГ- заключение «ЭЭГ в пределах нормы»).
2. Диффузные изменения биоэлектроческой активности головного мозга (ирритативного характера, легкие, умеренные, выраженные)
3. Локальные изменения биоэлектроческой активности головного мозга (легкие, умеренные, выраженные)
4. Признаки дисфункции неспецифических срединных структур (легкая, умеренная и выраженная дисфункция)
5. Эпилептиформаная активность (локальная, локальная с вторичной генерализацией, генерализованная).
Если на ЭЭГ не регистрируются локальные и диффузные изменения, признаки дисфункции неспецифических срединных структур и эпилептиформная активность, то врач делает заключение «ЭЭГ в пределах нормы». К возможным вариантам нормы можно отнести низкоамплитудную ЭЭГ.
В нашем отделении такая ЭЭГ регистрируется у подавляющего большинства пациентов направленных на ЭЭГ в рамках прохождении комиссии для трудоустройства, получения или продления прав на вождение автотранспорта, абитуриентов.
О чем могут свидетельствовать заключения «Диффузные изменения биоэлектроческой активности головного мозга» и «Признаки дисфункции неспецифических срединных структур» ?
Эти заключения нозологически неспецифичны. Т.е. одни и те же изменения на ЭЭГ укладывающиеся в эти формулировки могут регистрироваться как у пациентов с тяжелыми неврологическими заболеваниями, так и с функциональными расстройствами нервной системы. Информативность таких заключений невелика. Но все же умеренные и выраженные диффузные изменения и умеренная и выраженная дисфункция неспецифических срединных структур как правило регистрируются у тяжелых пациентов неврологического профиля. В таком случае необходимо обратиться к неврологу и продолжить обследование.
Заключение «Локальные изменения биоэлектроческой активности головного мозга» предполагает наличие объемного образования в головном мозге (опухоль, киста и др.). С появление КТ и МРТ электроэнцефалография утратила свое значение в диагностике объемных образований головного мозга.
Если врач сделал заключение о наличии локальных изменений по ЭЭГ, то есть основание сделать КТ или МРТ головного мозга.
Эпилептиформная активность.
ЭЭГ по прежнему остается единственным доступны методом регистрации эпилептиформной активности, но и она нозологически неспецифична. Т.е. имеется небольшой процент людей у которых на ЭЭГ регистрируется эпилептиформная активность, но они никогда не болели и не заболеют эпилепсией. И с другой стороны довольно часто у пациентов страдающих эпилепсией эпилептиформная активность на ЭЭГ не регистрируется. Диагноз эпилепсии является клиническим, т.е. не требует инструментального или лабораторного подтверждения, в т.ч. наличия эпилептиформной активности на ЭЭГ.
В чем же тогда ценность ЭЭГ?
Во-первых.
Классификация эпилептических припадков довольно обширна. Эпилепсия, как первичная так и симптоматической (после черепно-мозговой травмы, инсульта и др.) довольно часто проявляется не судорожными припадками с потерей сознания, а другими признаками. Это могут быть любые симптомы вынуждающие людей обращаться за помощью к психиатру, психотерапевту и неврологу (головные боли, головокружения, предобморочные состояния и обмороки, страхи, панические атаки, «пароксизмальное» неадекватное поведение, навязчивые и бредовые идеи, иллюзии, галлюцинации и др.). При выявлении в таких случаях эпилептиформной активности на ЭЭГ назначаются противоэпилептические препараты. Достигается регресс симптоматики. Диагноз психиатрического заболевания не выставляется. Пациент продолжает лечение с диагнозом «эпилепсия» у невропатолога. Любой грамотный психиатр и психотерапевт при первичном контакте с пациентом начинает диагностический поиск с электоэнцефалографии с целью исключения эпилепсии.
В кабинет ЭЭГ нашего отделения нередко обращаются пациенты которые длительно безрезультатно лечились антидепрессантами, транквилизаторами или нейролептиками. При выявлении эпилептиформной активности на ЭЭГ у этой группе пациентов мы рекомендуем обратиться с результатами ЭЭГ к невропатологу. Назначается адекватное лечение эпилепсии. Регрессирует симптоматика, пациент социально реабилитируется.
Во-вторых
Довольно распространена симптоматическая (вторичная) эпилепсия. Она может дебютировать (начинаться) в любом возрасте у пациентов перенесших инсульт, черепно-мозговую травму, операцию на головном мозге или страдающих опухолью головного мозга.
Пациенты с симптоматической эпилепсией нередко обращаются в кабинет ЭЭГ. Выявление эпилептиформной активности на ЭЭГ позволяет назначить им правильное лечение.
Более того, всем людям перенесшим инсульт, черепно-мозговую травму, операцию на головном мозге или страдающим опухолью головного мозга показана ЭЭГ. При выявлении эпилептиформной активности у этой группы пациентов показано назначение противоэпилептических препаратов не дожидаясь развития эпилептического припадка. Такова мировая практика.
В третьих.
ЭЭГ незаменима с целью определения локализации эпилептогенного очага и уточнения формы эпилепсии, что влияет на тактику ведения пациентов страдающих эпилепсией.
Кроме того нередко на фоне лечения достигается стойкая ремиссия эпилепсии (отсутствие припадков на протяжении нескольких лет). В таких случаях эпилептолог может принять решение о постепенном снижении дозы противоэпилептических препаратов иногда до полной отмены. Это проводится только под контролем ЭЭГ.

См.также Медицина и врачи Все больницы и поликлиники. Рейтинг докторов. Отзывы на лечение.

Врачи кабинета ЭЭГ Мурманской городской больницы скорой медицинской помощи &copy Компания «Кабинет электроэнцефалографии», все новости компании Версия для печати
  • Авторы
  • Файлы
  • Ключевые слова

Садовников А.С. 1 1 МАОУ «Лицей № 58» 259 KB

Психодиагностика – раздел психологической науки, в котором рассматривается комплекс способов распознавания личности, т.е. методов, перспективы изменения развития личности. Наиболее важный возраст для диагностики детей с ММД – 3-6 лет.

При клиническом осмотре определяется соматический, неврологический, психологический и психиатрический статус, при необходимости привлекается широкий круг специалистов – логопед-дефектолог, ортопед, педиатр и прочие.

Проявления ММД индивидуальны и очень вариабельны в разные возрастные периоды, поэтому психологическое тестирование – неотъемлемая часть общего обследования ребенка. Психолог беседует с родителями, наблюдает за ребенком на приеме, проводит необходимый набор диагностических методик. Важная роль отводится сведениям, полученным от родителей и педагогов с помощью специальных анкет, таких как опросники Коннерса, Ахенбаха и шкала ACTeRS.

Тестирование ребенка происходит без присутствия родителей. Всего используется от 10 до 15 методик. Необходимо чередовать тесты, направленные на исследование одной функции, чтобы не спровоцировать утомление или пресыщение. Все обследование длится около 1 часа и укладывается в один сеанс. Особенности выполнения тестов позволяют судить о состоянии зрелости отдельных психических функций ребенка. Основными признаками ММД считаются отклонения в когнитивной сфере, поэтому в первую очередь оцениваются показатели внимания, памяти и мышления. В литературе указывается на наиболее информативные группы тестов, применяемых для обследования детей с ММД в разные возрастные периоды.

В качестве диагностического материала используются:

1. Опросники для родителей и учителей;

2. Специальная диагностическая система Гордона для непосредственного обследования общего развития ребенка;

3. Диагностика интеллекта и познавательной сферы ребенка:

• Тест Векслера (вербальная и невербальная креативность);

• Матрицы Равена;

• Тест Тулуз-Пьерона (с 6 лет);

• Визуально-моторный тест Бендер-Гештальта (уровень интеллектуального развития);

• Экспресс-диагностика «Лурия-90», разработанная Э.Г. Симерницкой, направленная на диагностику специфических трудностей в обучении детей младшего школьного возраста

4. Диагностика видео-моторной коррекции (рисунок «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное»);

5. Диагностика эмоционального развития (тест на уровень тревожности, тест руки и т.д.).

Классификация диагностического материала по функциональным методам:

1) нейрофизиологические методы (электроэнцефалография, в том числе нейрокартирование в период новорожденности, реоэнцефалография, эхоэнцефалография);

2) нейропсихологические методы (прогнозированная программа нейропсихической диагностики для возрастных этапов: от 1 месяца до 1 года; 1-5 лет, с 5 и дальше);

3) рентгенологическое (по показаниям рентгенография черепа, шейного отдела позвоночника для исключения органических заболеваний);

4) нейросонография у детей дошкольного возраста;

5) прочие (исследование глазного дна, биохимические и клинические исследования).

Диагностика проявлений ММД имеет определенные критерии:

I. Дефицит внимания (4 из 7): 1) часто переспрашивает; 2) нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и возможности сконцентрировать внимание; 3) легко отвлекается на внешние раздражители; 4) путает детали; 5) не заканчивает то, что начал делать; 6) слушает, но не слышит; 7) трудности в концентрации внимания, если не созхдана ситуация «один на один».

Другие критерии диагностики: проявление симптомов до 7 лет, продолжительность симптоматики до 6 месяцев.

Сведения, полученные психологом при обследовании, позволяют выявить основные нарушения высшей нервной деятельности у ребенка, оценить степень их выраженности, предположить ход развития заболевания в дальнейшем. Проведение инструментальных методов обследования диктуется индивидуальными особенностями течения заболевания у ребенка: наличием энуреза, головной боли, нарушениями сна, гиперкинезов и других рас-
стройств.

Содержание

    • Библиографическая ссылка
  • Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Цыганкова, Наталия Игоревна, 2012 год
  • Причины появления и развития мозговой дисфункции
  • Лечение минимальной мозговой дисфункции методами остеопатии
    • Родом из детства
    • Вопросы на засыпку
    • То, что доктор прописал
    • К весеннему равноденствию
    • Библиографическая ссылка
    • Новые статьи:

Библиографическая ссылка

Садовников А.С. ПСИХОДИАГНОСТИКА МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 189-189;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=32210 (дата обращения: 22.08.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Цыганкова, Наталия Игоревна, 2012 год

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. — 166 с.

3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. -М.: Медицина, 2000. 496 с.

6. Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. М.: ИЕРЬ-Ьоок, 1994.-314 с.

9. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. — 560 с.

10. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал 1994. Т. 15. -№1 -С.3-18

13. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В. и др. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. М. -Воронеж, 2009. 248 с.

15. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2010. — 576 с.

16. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева H.J1. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001. — 352 с.

18. Божович Л.И. Проблемы формирования личности (избранные произведения). Воронеж.: «Модэк», 1995. — 357 с.

19. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д. Гиперактивный ребенок. СПб.: ИК «Невский проспект», 2004. — 192 с.

20. Болотовский Г.В., Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок: развитие, воспитание, обучение. СПб., 2009. — 192 с.

21. Блюм Г., Психоаналитические теории личности. М.: БХП, 1996.- 248 с.

22. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

23. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. -М.: Медпрактика, 2002. -128 с.

25. Брязгунов И.П. Между здоровьем и болезнью. Функциональные заболевания в детском возрасте. М.: Кронн-Пресс, 1995. — 224 с.

28. Вайзман Н.Б. Реабилитационная педагогика М.: Аграф, 1996. -329 с.

29. Вайнер И. Основы психотерапии / Под ред. И. Вайнер. 2-е изд. международ. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.

31. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. / Под ред. С.А.Беличевой. 1998. — № 3

32. Винникотг Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 80 с.

34. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 208 с.

35. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1973. -37 с.

36. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1982. — 101 с.

37. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. -М.: Педагогика, 1995. С. 8-11.

38. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте: -СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.

39. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

40. Выготский Л.С.Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. -М.: Просвещение, 1995. 527 с.

41. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностыо (с учетом половых различий). Программа, методические рекомендации. М.: УЦ «Перспектива», 2009. — 44 с.

43. Гарбузов В. И. Неврозы и психотерапия. СПб.: Сотис, 2001. -412 с.

45. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М.: Наука, 1983. -235 с.

48. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. 2-е изд. / Пер. с англ. -Издательство «Триада-Х», 2008. — 405 с.

49. Гун Г.Е. Растим здорового ребенка. СПб: Издательский дом «Нева», 2004. — 128 с.

50. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. -М.: Наука, 1978.- 144 с.

51. Детская психиатрия. Учебник. / Под. ред Э.Г. Эйдемиллера. -СПб.: Питер, 2005. 120 с.

52. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. — 950 с.

55. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Г.Ф. -М.: ТЕИС, 1995. -128 с.

56. Дифференциальная диагностика нарушений психического развития детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. (Методические рекомендации для психолого-медико-педагогических комиссий). СПб.: «Образование», 1992. — 105 с.

57. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. М.: Пенаты, 1992. — 52 с.

58. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. М.: Изд-во Центрополиграф, 2010. -221 с.

59. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребёнка. М.: Прогресс, 1987.-240 с.

61. Желдак М.И. Искусство быть семьей: Практическое руководство. Мн.: МП «Лерокс», 1998. — 160 с.

67. Заваденко H.H. Как понять ребенка: дети с гиперактивностыо и дефицитом внимания. М.: Изд. Дом «Школа-Пресс 1», 2001. -128 с.

69. Заваденко H.H. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей. Проблемы диагностики и лечения. Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: лекции для практикующих врачей. М.: ЭХО,2002.-382 с.

72. Заваденко H.H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005. — 256 с.

73. Заваденко H.H. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей // РМЖ 2006. — Т. 14.-№ 1.-С. 51-56.

74. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Изд-во Дельта, 1996. -480 с.

75. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: СОЮЗ, 1998.-336 с.

76. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. -СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. -214 с.

77. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991.- 208 с.

78. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич JT.A. Как помочь «особому» ребенку. СПб: Сфера, 1998. — 96 с.

80. Изард Кэрролл Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. -439 с.

81. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. -М.: Педагогика, 1972. 351 с.

82. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПБ.: Питер, 2003. — 512 с.

83. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПБ.: Питер, 2002. — 752 с.

84. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. -СПб.: Специальная литература, 1996. 454 с.

85. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб., Фолиант, 1996. — 155 с.

87. Карабанова O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 191 с.

90. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1979. — 608 с.

91. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.-192 с.

92. Кольцова М.М. Медлительные дети. СПб.: Речь, 2003. — 94 с.

96. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Научно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.

97. Кочубей Б.И. Новикова Е.В., Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Сфера, 1998. — 96 с.

98. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. Пер. с лит. -М.: Академический Проект, 1999. 240 с.

99. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М.: НИИ семьи, 1997. — 64 с.

105. Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. СПб: Речь, 2007. — 294 с.

108. Кэдыосон X, Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.: Питер, 2000.-416 с.

109. Кэмпбелл Р. Как любить своего подростка. Пер. с англ. СПб.: «Мирт», 1998. — 168 с.

111. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Академия, 2004.-352 с.

112. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: «Академия», 2007. — 432 с.

113. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -СПб.: Речь, 2009.-256 с.

116. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006. -381 с.

117. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.

119. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2000. — 190 с.

120. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2000. — 512 с.

121. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

124. Международная классификация болезней (МКБ-10). СПб.: Издание ВОЗ, 1994. — 697 с.

127. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушение психики ребенка. Пер. с англ.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.

128. Мягер В.К., Мишина Т.М Семейная психотерапия при неврозах. Методические рекомендации. Л.: МЗ РСФСР, 1976. — 13 с.

129. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.

132. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. СПб.: Речь, 2004. — 192 с.

133. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. — 342 с.

135. Нильсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. 464 с.

136. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии. Перев. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.-336 с.

137. Пезешкиан Н. Психотерапия в повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи. М.: Медицина, 1995. -336 с.

138. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт / Пер. с англ., нем. М.: Изд-во Март, 1996. — 336 с.

139. Петрухин A.C. Неврология детского возраста. М.: Медицина, -2004. — 683с.

140. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 256 с.

141. Политика О.Б. Мультимодальный подкод в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

142. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

144. Правило Е.С. Патопсихологические характеристики детей дошкольного возраста с гиперактивными расстройствами и дефицитом внимания // Автореферат диссертации на соисканиеученой степени кандидата психологических наук. СПб., 2010. -18 с.

145. Практикум по возрастной психологии. Учеб. Пособие. / Под ред. Л.А. Головей, Б.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.

146. Практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Речь, 2010. — 432 с.

147. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М.: ТЦ «Сфера», 1997. 192 с.

148. Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. -СПб.: «Ювента», 1999. 256 с.

151. Психология здоровья. Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. — 607 с.

154. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общей редакцией Б.Д. Карвасарского СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.

155. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991.-211 с.

156. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1987. — 432 с.

157. Ремек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2005. — 256 с.

158. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. Пер. с англ. 2-е изд. -М.: Прогресс, 1993. 239 с.

159. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образования: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.

161. Романова Е.Р., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи: Изд-во Талант, 1996. — 144 с.

162. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.

163. Рудестам К. Групповая терапия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.

165. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль: Академия развития, 2002. — 144 с.

166. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. М.: ЧеРо, 1997. — 444 с.

167. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: ТЦ «Сфера», 1999.-128 с.

168. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999. — 284 с.

169. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. -М.: Педагогика-Пресс, 1992. 256 с.

170. Семейная психология. Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. СПб.: Речь, 2007. — 400 с.

171. Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. — 232 с.

172. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. — 350 с.

175. Сиротюк A.JT. Синдром дефицита внимания с гиперактивностыо. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам М.: ТЦ Сфера, 2008 — 128 с.

176. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). -М.: Тривола, 2000. 208 с.

177. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997. 800 с.

178. Степанов C.B. В поисках тормозов // Школьный психолог. 2000. -№4.-С. 9-10

179. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.-320 с.

180. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999. — 64 с.

181. Toppe Делла А. Ошибки родителей. М.: Прогресс, 1993. — 136 с.

182. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. / Пер. с чешек. М.: Медицина, 1986. — 256 с.

183. Уэндер П., Шейдер Р. Психиатрия. Пер. с англ. / Под редакцией Р. Шейдера.- М.: Практика, 1998. 485 с.

184. Фесенко Е.В, Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. СПб.: Наука и Техника, 2010. — 384 с.

185. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). -М.: Наука, 1995. -376 с.

190. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.-386 с.

191. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск.: Литера:, 1996. — 192 с.

192. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. — № 9. — С. 4-8.

193. Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка. Л.: Наука, 1978. — 143 с.

194. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997 — 608 с.

196. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 192 с.

197. Цыганкова Н.И. Совладающее поведение младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией // Материалы конференции, посвященной присвоению Центру восстановительного лечения

199. Цыганкова Н.И., Никольская И.М. Межличностные отношения младших школьников с гиперкинетическим расстройством // Вестник Тюменского государственного университета: Сер. Педагогика и психология. Тюмень: ТюмГУ, 2011 № 9 — С. 216223.

201. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160 с.

202. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностыо и сопутствующие расстройства. СПб.: Хока, 2007. — 136 с.

205. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПОШП. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

208. Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Игровая психология детей с гиперактивным поведением // Школа здоровья. 1997. — Т. IV № 2.-С. 82-85

212. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001.-230 с.

213. Элиум Дж. Элиум Д. Воспитание дочери. СПб.: Питер-Пресс, 1997.-384 с.

214. Элиум Д. Элиум Дж. Воспитание сына. СПб.: Питер, 2003. -256 с.

216. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. — 656 с.

217. Ясюкова JT.A. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб.: ИМАТОН, 1997.- 136 с.

218. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб.: САЛИТ-ДЕАН, 1999.- 128 с.

224. Barkley R.A. ADHD and the nature of self-control. New York, 1997.

225. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity: A handbook for diagnosis and treatment. -N.Y., 1998. 688 p.

227. Barowsky E. The use of biofeedback in the treatment of disorders of childhood // Ann. N.Y. Fcad. Sci. 1990. — Vol. 602. — P. 221-233.

233. Biederman J. Attention-deficit/hyperactivity disorder: a selective overview. //Biol Psychiatry. -2005. -V. 57. P. 1215-1220

238. Conners C. Hyperkinetic children // Cop. -1986. -160 p.

241. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4-th Ed. -Washington, 1994

246. Gaddes W. H., Edgell D. Learning Disabilities and Brain Function. A Neuropsychological Approach, 3-rd Ed. New York, 1994

254. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotion and coping // Europ. J. of Personality 1987. — V.l -141-169

256. McGough J.J. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder pharmacogenomics // Biol Psychiatry. 2005. — V. 57. — P. 13671373

261. O’Regan F. ADHD (Splecial Education Needs) / F. O’Regan. CIPG: Academi, 2005.- 112 p.

262. Parker H.C. The ADD Hiperactiviti: Workbook for parents, theachers and kids. Acad. Press. N.Y., 1998. — 186 p.

Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.

Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии несколько синонимов: «гиперкинетическое расстройство» (hyperkinetic disorder), «гиперактивное расстройство» (hyperactivity disorder), «синдром дефицита внимания» (attention deficite syndrome), «дефицит внимания с гиперактивностью» (attention-deficite hyperactivity disorder) .

В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» (F9), составляя группу «Гиперкинетические расстройства» (F90).

Распространенность. Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5—2, среди детей школьного возраста — от 2 до 20 %. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Клинические проявления. Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. Расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью (без признаков гиперметаморфоза) и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий. Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимость сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая моторную активность. В препубертатном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди в игровых ситуациях, в прерывании разговоров или игр других. Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры, беседы с врачом и т. п.). С началом обучения в школе у детей с гиперкинетическим синдромом нередко выявляются специфические проблемы обучения: трудности письма, расстройства памяти, слухоречевые дисфункции; интеллект, как правило, не нарушается. Почти постоянно у этих

детей наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные двигательные нарушения и расстройства координации. У 75 % детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

При неврологическом обследовании у детей обнаруживаются «мягкие» неврологические симптомы и координаторные нарушения, незрелость зрительно-моторной координации и восприятия, слуховой дифференциации. На ЭЭГ выявляются характерные для синдрома особенности .

В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон, эмоциональная лабильность.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, купирование патологических симптомов наступает в возрасте 12—20 лет, причем сначала ослабевают, а затем исчезают двигательная гиперактивность и импульсивность; расстройства внимания регрессируют последними. Но в некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам. В 15—20 % случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь человека, проявляясь на субклиническом уровне.

Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать от других поведенческих нарушений у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении и др.).

Этиология и патогенез Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания Это делает правомерным его рассмотрение в общей группе искажений развития. Единой причины синдрома нет и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологии беременности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т. п. Большое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». В 1957 г. M. Laufer именно с ней связал клинический синдром вышеописанного характера, который и назвал гиперкинетическим.

Этиологической гетерогенности гиперкинетического синдрома могут быть противопоставлены попытки современных исследователей установить его основные патогенетические звенья. Обобщение соответствующих данных было представлено в 1998 г. S. V. Faraone и J Biederman. В процессе семейных и близнецовых исследований, а также в работах, выполненных с помощью метода приемных детей, сегреционного и молекулярно-генетического анализа, было показано, что значительную роль в

развитии синдрома дефицита внимания играет генетический компонент Молекулярно-генетические исследования, в частности, дали основание предположить, что 3 гена могут увеличивать предрасположенность к синдрому: гены дофаминового рецептора D4 и D2, ген дофаминового транспортера У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти: по своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей Эти пути, как известно, богаты катехоламинами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов). Существует и катехоламиновая гипотеза синдрома, но пока прямых ее доказательств не получено.

Лечение. Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (ритилин), пемолин (цилерт), дексадрин. Рекомендуется использовать препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум, ноотропы, витамины группы В и др.), улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.) в сочетании с этаперазином, сонапаксом, тераленом и др. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — комплекс относительно легких нарушений и заболеваний центральной нервной системы, которые проявляются в форме девиантного поведения, речевых расстройств, проблем с обучением. К ММД также относятся: синдром дефицита внимания, гиперактивность, замедленное психомоторное развитие, детские психозы и т.д.

Признаки нарушений в работе ЦНС, которые и приводят в дальнейшем к возникновению различных мозговых дисфункций у детей, наблюдаются примерно у 20% новорожденных. С возрастом почти у половины наблюдаемых нарушение корректируется либо самостоятельно, либо под воздействием внешних факторов (воспитания, обучения и т.д.). Среди школьников симптомы ММД регистрируются у 5–15% — в зависимости от социального положения и региона проживания. Чаще всего заболевание проявляется у детей, которым родители не уделяют должного внимания, в неблагополучных семьях и, наоборот, в семьях с большим достатком, где ребенку предоставляется огромная свобода действий и он воспитывается в обстановке вседозволенности.

Хотя термин «легкие нарушения» может показаться родителям не представляющим опасности, это не так. Последствиями вовремя не исправленной мозговой дисфункции могут стать серьезные проблемы в психологическом, умственном и физическом развитии ребенка. Например, нарушения личностного развития: частые депрессивные и угнетенные состояния; отставание в учебе, связанные со сложностями в усвоении точных и творческих предметов; вегетососудистые заболевания. Нередко во взрослом возрасте дети с ММД проявляют признаки социальной неадекватности, выражающиеся в склонности к алкоголизму и наркомании, отсутствии профессиональных навыков, невозможности адаптации в обществе.

Мозговая дисфункция у детей или подозрения на нее должны стать для родителей первым сигналом к тому, чтобы обратиться за помощью к специалисту-остеопату.

Причины появления и развития мозговой дисфункции

Основной и самой частой причиной появления ММД у детей становится родовая травма, полученная как в период течения беременности, так и во время родов. Позвоночник ребенка и особенно его шейный отдел испытывают огромные нагрузки во время движения по родовым путям. Протискиваясь между костями таза, дети совершают поворот почти на 360 градусов, что нередко отражается на положении шейных позвонков, вызывает их смещение, а впоследствии — нарушение кровоснабжения.

Не менее распространено и опасно сдавливание, деформация и повреждение костей черепа, которые могут быть вызваны неправильными и неаккуратными действиями акушерки. Все это напрямую отражается на кровообращении и снабжении мозга кислородом.

Еще одна важная и распространенная причина — несоблюдение режима матерью в период вынашивания ребенка. Несбалансированное питание, недостаточный сон, стрессы, лечение с использованием сильнодействующих фармакологических препаратов, токсикозы — все это становится причиной нарушения обмена веществ в организме и может вызвать продолжительную гипоксию плода. Поэтому важно, чтобы в период беременности женщина все время была под наблюдением не только терапевта и гинеколога, но и опытного врача-остеопата, который сможет оперативно скорректировать любые нарушения в организме, вызванные неблагоприятным воздействием внешних факторов.

Лечение минимальной мозговой дисфункции методами остеопатии

Ошибочно считать, что остеопатия является панацеей от всех болезней и врач легко избавит вашего ребенка от всех симптомов ММД, сделает его отличником в школе и успешным человеком в жизни. Эффективное лечение должно быть комплексным. Остеопат при этом лишь вносит коррективы, направленно и точечно воздействуя на ЦНС ребенка, его внутренние органы, систему кровообращения. Именно активизация последней чаще всего и является тем толчком, который остеопат дает детскому организму, позволяя ему развиваться в нужном направлении.

Для назначения грамотного лечения у специалиста должна быть полная картина заболевания, что невозможно без анализов и составления анамнеза. Немалую роль в развитии ребенка играет наследственность, поэтому пусть вас не удивляют вопросы специалиста о здоровье мамы и папы, бабушек и дедушек.

Исходя из характера заболевания и проявления симптомов, назначается лечение, первой ступенью которого обычно становится коррекция микротравм и нарушений, ставших первоочередными причинами отклонений. Параллельно идет воздействие на мозговые оболочки и кости черепа. Ведь именно от их равновесного положения и возможности свободных микроколебаний зависит кровоснабжение мозга. Недополучение отдельными участками коры головного мозга кислорода, витаминов и микроэлементов приводит к тому, что участки центральной и периферийной нервных систем работают неправильно, что и оборачивается косоглазием, нарушением моторики, отклонениям в речевом аппарате.

Следует помнить, что изменение происходят далеко не сразу и даже не после нескольких сеансов. Остеопат работает с очень тонкими материями и не столько излечивает, сколько направляет организм ребенка к самостоятельно адаптации к изменившимся внешним условиям и исправлению врожденных и приобретенных отклонений.

Остеопатическое воздействие должно сочетаться с комплексом других лечебных и профилактических мероприятий, включающих лечебную физкультуру, постоянные занятия и упражнения с ребенком, работой по его воспитанию и т.д. То есть если ребенок в силу нарушения речевых участков головного мозга (гипоксии) неправильно произносит слова, восстановление кровоснабжения еще не «научит» его говорить правильно. Мозг должен восстановить нейронные связи, а речевой аппарат приспособиться к новым внутренним условиям организма — с ребенком необходимо заниматься, прививая ему правильное произношение. Со временем это войдет у него в привычку, и он научится грамотно говорить и мыслить уже без посторонней помощи. То же касается и иных отклонений — в физическом развитии, психологическом состоянии и т.д.

Загадочная аббревиатура чаще всего появляется в амбулаторной карточке ребенка во время весеннего осмотра перед школой. Этим знаком неврологического отличия доктора удостаивают каждого пятого из будущих первоклассников. Диагноз может быть записан по-разному: «ММД» или «МЦД» — «минимальная мозговая (церебральная) дисфункция». Не думайте, что специалисты обнаружили нечто «ужасное»: к совершеннолетию расстройство сойдет на нет, но прежде успеет доставить немало неприятностей самому ребенку и хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется!

Родом из детства

Именно «мелочи», приключившиеся во время беременности (от состояния тошноты и других проявлений токсикоза, легкого насморка или «пустяковой» аллергии до сильной обиды, давно уже изгладившейся из маминой памяти), не проходят даром для ребенка. Отклонения от идеального сценария родов, родовая травма, инфекции и другие проблемы со здоровьем, возникшие на первом году жизни, тоже способны воздействовать на чрезвычайно ранимую нервную систему малыша. Ведь она растет и развивается, не по дням, а по часам, и нежелательное вмешательство извне может спустя годы «аукнуться» ослаблением той или иной функции (невропатологи называют это парциальной задержкой развития). Почему не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давным-давно заложенное нарушение. Бывает, первоклассник уже бойко читает, а в тетради такие каракули — просто беда! Или наоборот — с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут «подкачать» память или устный счет. Из той же серии путаница в пространственных ориентирах «направо — налево», «вверх — вниз», замена на письме звонких и глухих согласных, зеркальное воспроизведение чисел… Вариантов много, и всплывают они, как правило, уже в школе. Но внимательные родители сумеют заподозрить неладное задолго до ученической поры и, взяв в союзники невропатолога, принять меры, которые помогут сгладить наметившуюся диспропорцию в развитии и устранить другие проблемы, сопутствующие ММД.

Вопросы на засыпку

Ответы на них подскажут, имеются ли у ребенка основания «претендовать» на этот диагноз.

Вспомните:

1. Возможно, на первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса, гипертензионным синдромом или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии. И если да, не пренебрегали ли вы их рекомендациями, считая, что «само пройдет»?

2. Ваш ребенок засыпает с трудом, обычно просыпается несколько раз за ночь, ворочается и вскрикивает во сне. Скорее всего он рано (до 6 лет) отказался от дневного сна.

3. Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.

4. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым как осенний день и отличается рассеянностью.

5. Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях.

6. Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники (окружность головы годовалого ребенка в норме — 46 см, в 2 года — 48 см, в 3-4 года-49 см, в 5 лет-50 см, в 10 лет-51 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до «взрослой» величины — 55-58 см).

7. Плохо приживается в детском коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке.

8. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений.

9. Быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит (ставит ноги носками внутрь), нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки.

10. Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.

11. Перед засыпанием ритмически покачивает головой или раскачивается туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает — словом, замечен во вредных привычках.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визит к невропатологу до 6 — 7 лет. Чтобы подготовиться к школе, такому ребенку недостаточно выучить буквы и освоить счет до 10. Главное — укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. И чем раньше это сделать, тем лучше.

Не переживайте из-за того, что к ребенку с ранних лет «пристанет» неудобопроизносимый диагноз, который потом потянется за ним по жизни. ММД, как корь или свинка, -болезнь детская и хотя за считанные недели не проходит, но за несколько лет перед школой справиться с ней вполне реально. Если проглядели ее в детсадовском возрасте, еще не все потеряно для начинающего школьника. Просто лечиться и учиться нужно будет одновременно. Когда придет время переводить подросшее дитя в поликлинику для взрослых, врачи обязательно «снимут» диагноз «ММД», констатируя выздоровление. От вас, мама и папа, зависит, чтобы оно не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее!

То, что доктор прописал

Вы, конечно, считаете, что речь пойдет о микстурах и таблетках? Хотя без лекарств не обойтись, не они сейчас на первом месте. Главное — создать в семье такую обстановку, которая способствовала бы выздоровлению ребенка. А это не всегда просто. Будь то взрывчатый, подвижный как ртуть, все сметающий на своем пути, пропускающий мимо ушей родительское «нельзя!» живчик или вечно всем на свете недовольная плакса с бесконечными капризами — обе крайности способны довести родителей до белого каления. Только вот от окриков и наказаний толку мало. Примите как данность, что у ребенка слабая нервная система. Поверьте: он и рад бы стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Помогите ему — уберите с глаз долой вещи, которые малышу не полагается брать, чтобы пореже одергивать его. Будьте ровны и доброжелательны, проявляйте выдержку и не обостряйте «пиковые» ситуации. Если отношения накалились, отвлеките ребенка, переключив его внимание на увлекательную книгу или игру, подготовку к долгожданной поездке за город, походу в зоопарк. Примерно в трети конфликтов уступайте и только иногда запрещайте. Все без исключения домашние должны неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не «штормило» от педагогических разногласий взрослых.

  • Ребенку надо ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку в одни и те же раз и навсегда определенные часы. Привычные действия служат своеобразными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.

  • Сделайте все возможное, чтобы наладить дневной сон — ослабленной нервной системе необходим послеобеденный отдых.

  • Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах: посещении врача, поездках, если планируете пригласить няню, отлучиться по делам, переставить мебель в детской, избавиться от лишних игрушек… Это даст ему время подготовиться к предстоящему событию и исключит ненужные конфликты.

  • Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, а контакт с пришедшими был минимальным.

  • Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми противопоказано. Они будут «заводить» друг друга и от такого контакта больше потеряют, чем приобретут. Пусть товарищ по играм будет спокойным, неагрессивным, лучше на 1-2 года постарше.

  • Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка — ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику.

  • Очень важно, чтобы в воспитании активно участвовал папа. Маме, задерганной капризами маленькой Несмеяны или выкрутасами юного Соловья-разбойника, единолично исполнять эту обязанность не под силу: ей требуется хотя бы пару часов отдохнуть: побыть одной, расслабиться, отвлечься.

  • Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров (даже когда сериал смотрят взрослые, а ребенок занимается своими делами в той же комнате) может при минимальной мозговой дисфункции спровоцировать судорожный приступ.

  • До полного выздоровления не берите малыша в загрантуры и не загорайте с ним на солнцепеке: лучший отдых для него — на даче в кружевной тени родных рябин да берез.

  • Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием и подвижных игр на свежем воздухе, улучшающих координацию и точность движений.

  • Пусть побольше рисует, вырезает, лепит, складывает картинки из мозаики и паззлов, занимается конструированием — это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.

  • Почаще читайте малышу стихи и слушайте вместе с ним спокойную музыку, научите песням — детским, русским народным, на ночь обязательно пойте колыбельную. Ученые установили, что заложенный в них размеренный ритм гармонизирует и оздоравливает нервную систему. По этой же причине полезны занятия бальными танцами и художественной гимнастикой.

  • Если есть возможность, не отдавайте ребенка в детский сад, а в школу определяйте не раньше 7 лет. Да не в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце учебного года — вы же выучить его хотите, а не до нервного срыва довести!

К весеннему равноденствию

Для детей, страдающих ММД, весна — не лучшее время года. Когда организм перестраивается на работу в новом температурном и световом режиме, ослабленная нервная система, отвечающая за адаптацию к переменам, испытывает двойное напряжение. В такие моменты ребенку труднее контролировать поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль, приносит из школы плохие отметки. Особенно тревожно, если сезонное ухудшение совпало с экзаменами или периодами быстрого роста — так называемого физиологического вытяжения (первый — в 5-6, второй -в 12-14 лет), предъявляющими повышенные требования к детскому организму. Посоветуйтесь с невропатологом о том, как избежать сезонных срывов. Возможно, врач порекомендует 2 раза в год в течение месяца принимать:

  • успокаивающие средства — настой корня валерианы, травы пустырника, зверобоя, новопассит, гомеопатические «Шалун» или»Успокой»;

  • мочегонные лекарства (диакарб, фуросемид, верошпирон) или аптечные сборы трав аналогичного действия;

  • препараты, стимулирующие обмен веществ в клетках головного мозга (ноотропил, когитум, пантогам, энцефабол, глицин) и улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, стугерон);

  • витаминные комплексы и адаптогены (экстракты элеутерококка, левзеи, лимонника, родиолы розовой, эвкоммии вязолистной).

Какие лекарства из этого списка и в какой дозе нужны маленькому пациенту, решит специалист. Но вот курс так называемой гидротерапии можете провести сами. И ребенку понравится принимать лечебные ванны через день в течение месяца. Условия такие: температура воды — 36-37′, первая процедура — не дольше 3-5 минут, затем постепенно увеличивается до 10-15 минут. Во избежание несчастного случая не оставляйте малыша одного в ванне — посидите рядышком и заодно проследите, чтобы не погружался в воду по самые плечи: верхняя часть грудной клетки и область сердца должны оставаться над поверхностью.

  • Общая теплая ванна (температура 37-38′) поможет успокоить непоседу и усмирит юного «агрессора». Эффект будет сильнее, если добавите в ванну успокаивающий настой из мяты, пустырника, зверобоя или корня валерианы, заваренный из расчета столовая ложка сырья на 1 л воды.

  • Хвойная снимет напряжение, окажет расслабляющее действие на нервную систему возбудимого ребенка (полоска стандартного брикета или чайная ложка натурального жидкого хвойного экстракта на 10 л воды).

  • Соляная прогонит слабость, сделает вялого и безучастного ребенка более собранным, обострит внимание и память. Готовят ее из расчета 2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды.

После процедуры ополосните ребенка водой на 1° прохладнее, чем в ванне, слегка «промокните» махровым полотенцем, не растирая, наденьте пижаму и уложите в постель. Сладкий сон, приятное пробуждение и прилив сил утром ему гарантированы!

  • Авторы
  • Файлы

Глоба О.В., Кузенкова Л.М., Горюнова А.В., Маслова О.И. 139 KB

Ноотропные препараты — сравнительно новый класс лекарственных средств. По определению экспертов ВОЗ, ноотропные препараты — это средства, оказывающие прямое активирующее действие на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, т.е. когнитивные функции, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии и токсическим воздействиям. Учитывая вышесказанное, круг заболеваний, при которых применяются ноотропные препараты, очень широк. Острые нарушения мозгового кровообращения, церебральная ишемия, в том числе перинатальная, черепно-мозговая травма, расстройства интеллектуальной деятельности у детей, детский церебральный паралич, трудности обучения детей с синдромом дефицита внимания, синдромом минимальной мозговой дисфункции, астенические состояния после нейроинфекций, тяжелых соматических заболеваний, синдром хронической усталости, энцефалопатии различного генеза. О действии ноотропов на нейрохимическом и физиологическом уровне известно мало. С химической точки зрения, эта группа в высшей степени является гетерогенной, и даже вещества со сходной фармакологической активностью являются производными различных классов химических веществ. В настоящем обзоре хотелось бы остановить свое внимание на нейропептидах.

Церебролизин — пептидергический ноотроп — единственный лекарственный препарат с доказанной нейротрофической активностью, аналогичной действию естественных факторов нейронального роста (NGF), но проявляющейся в условиях периферического введения, в контролируемых рандомизированных, двойных слепых исследованиях. Церебролизин представляет собой концентрат из мозга свиней, содержащий низкомолекулярные биологически активные нейропептиды, молекулярный вес которых не превышает 10 000 дальтон, которые проникают через ГЭБ и поступают непосредственно к нервным клеткам. Препарат повышает эффективность аэробного энергетического метаболизма мозга, улучшает внутриклеточный синтез белка в развивающемся и стареющем мозге; предотвращает образование свободных радикалов и снижает концентрацию продуктов перекисного окисления липидов, повышает выживаемость и предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, снижает повреждающее нейротоксическое действие возбуждающих аминокислот, стимулирует формирование синапсов, спраутинг дендритов и предотвращает активацию клеток микроглии и индукцию астроглиоза. Препарат применяют только парентерально, что несколько ограничивает возможности его применения для длительных курсов в нейропедиатрической практике. Аналогичный отечественный препарат Кортексин — комплекс полипептидных фракций, выделенных из коры головного мозга крупного рогатого скота и свиней. Сложный состав Кортексина, состоящего из биологически активных нейропептидов, содержащих 20 аминокислот и обладающих суммарным многофункциональным действием, не позволяет произвести обычный фармакокинетический анализ отдельных компонентов. Кортексин повышает эффективность энергетического метаболизма клеток мозга, улучшает внутриклеточный синтез белка, стимулирует репаративные процессы в мозге, устраняет дисбаланс тормозных и возбуждающих аминокислот, обладает умеренным GABA-эргическим действием. Препарат назначают внутримышечно. Парентеральное введение также несколько снижает возможности длительного применения данного препарата. Семакс — Оригинальный отечественный препарат — синтетическое пептидное соединение. Одна капля (0,05 ml) 0,1% водного раствора Семакса содержит 50 мкг синтетического полипептида метионин-глутамин-гистидин-фенилаланин-пролил-глицин-пролин (Met-Glu-His-Phe-Pro-Gly-Pro), аналог фрагмента 4-7 адренокортикотропного гормона (АКТГ), лишенный гормональной активности. Механизм его действия основан на адаптивных изменениях клеточного метаболизма лимбической системы. Эти изменения приводят к увеличенной продукции цикло-АМР. Кроме того, Семакс влияет на уровень моноаминов, ацетилхолинэстеразную активность и допаминовые рецепторы ЦНС. Назначают интраназально. Препарат не рекомендован при заболеваниях эндокринной системы. Однако, интраназальное применение может способствовать более широкому распространению данного препарата в нейропедиатрии.

Нейропептиды нашли широкое применение в нейропедиатрической практике, как эффективные и безопасные средства для улучшения психических и моторных функций у детей.

Библиографическая ссылка

Глоба О.В., Кузенкова Л.М., Горюнова А.В., Маслова О.И. НООТРОПНЫЕ ПРЕПАРАТЫ – НЕЙРОПЕПТИДЫ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=986 (дата обращения: 22.08.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Новые статьи:

  • Бронхиолит симптомы

    Для какого из перечисленных заболеваний наиболее характерен кашель с выделением слизисто-гнойной мокротыЭкспираторная одышка наиболее характерна…

  • Сонография что это такое желудка

    УЗИ желудка не входит в число базовых методов обследования этого органа. Желудок расположен так, что…

  • Специалист по расцеживанию на дому

    Расцеживание в первые дни после родов Как организм готовится к грудному вскармливаниюРождение ребёнка запускает в…

  • Пневмония микоплазма

    Синонимы: определение антител IgM к микоплазме пневмонии, антитела класса IgM к Mycoplasma pneumoniae, иммуноглобулины класса…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Что такое абдоминальные боли в животе?
  • Шизоидное расстройство личности
  • Гиповитаминоз а
  • Опухоль ствола головного мозга
  • Стираемость зубов

Свежие комментарии

    Архивы

    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Здоровье

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    ©2020 Институт красоты и здоровья | Theme: Wordly by SuperbThemes