Псковский государственный педагогический
университет им. С.М. Кирова
Факультет психологии
кафедра
специальной психологии и педагогики
Реферат
на тему:
«Нервно-мышечные нарушения голоса и речи»
Выполнил: студент 2-го курса ОЗФП Митченко Е.А
Проверила: Ю.П.Деева
Псков 2010
План
1. Введение______________________________________________с.3
2. Нервно-мышечные нарушения_____________________________с.4
3. Параличи и порезы______________________________________с.5
4. Профилактика и нарушения голоса и речи у детей_____________с.7
5. Литература____________________________________________с.11
Введение:
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой различают периферический и центральный речевые аппараты.
В состав периферического речевого аппарата входят исполнительные органы голосообразования и произношения, а также относящиеся к ним чувствительные и двигательные нервы. Центральный речевой аппарат находится в головном мозгу и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
Последующее изложение в основном посвящено описанию нормального строения и функций, а также наиболее важных нарушений деятельности периферического речевого аппарата. Что касается анатомии, физиологии и патологии центрального речевого аппарата, то их детальное изложение входит в задачу курса невропатологии и отчасти логопедии. В связи с этим здесь будут освещены лишь краткие анатомо-физиологические сведения, касающиеся центральных механизмов речи.
В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. И. П. Павлов, говоря о второй сигнальной системе как о слове, произносимом, слышимом и видимом, указывал, что физиологической основой, или базальным компонентом, второй сигнальной системы являются кинестетические, двигательные раздражения, поступающие в кору головного мозга от речевых органов.
Звуковая выразительность речи контролируется при помощи слухового анализатора, нормальная деятельность которого играет весьма важную роль в развитии речи у ребенка. Овладение речью происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой, в частности с речевым окружением, являющимся для ребенка источником подражания. При этом ребенок пользуется не только звуковым, но и зрительным анализатором, имитируя соответствующие движения губ, языка и пр. Возникающие при этом кинестетические раздражения поступают в соответствующую область коры больших полушарий. Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается и закрепляется условно-рефлекторная связь, обеспечивающая дальнейшее развитие нормальной речевой деятельности.
1. Нарушения нормальной подвижности губ и щек наблюдаются обычно в результате паралича лицевого нерва. Одной из причин поражения лицевого нерва является воспаление среднего уха, так как лицевой нерв проходит по костному каналу в непосредственной близости от барабанной полости. Из других причин паралича лицевого нерва следует отметить механические повреждения и гриппозную инфекцию, в развитии которой большую роль играет охлаждение («простуда»). В некоторых случаях паралич лицевого нерва может являться одним из проявлений сложных органических поражений центральной нервной системы (например, кровоизлияния, опухоли).
Паралич лицевого нерва, как правило, бывает односторонним. Лицо при этом становится асимметричным: на стороне, соответствующей пораженному нерву, не закрывается глаз, не поднимается бровь, угол рта и щека опущены книзу, отведение губ и оскаливание4 зубов невозможны, весь рот перетянут на противоположную сторону. Попытки надуть щеки или издать свист не удаются, так как губы на стороне поражения не смыкаются и воздух свободно выходит через широкую щель. При параличе лицевого нерва отмечается нарушение произношения губных согласных и лабиализованных гласных.
В большинстве случаев паралич лицевого нерва носит временный характер и при соответствующем лечении (электризация, медикаментозная терапия) подвижность полностью восстанавливается.
Иногда паралич оказывается стойким, но и в этих случаях путем сочетания физиотерапии, лечебной физкультуры и логопедических упражнений удается достичь значительной компенсации.
Нарушение движений языка может возникнуть в результате паралича подъязычного нерва. Причины такого паралича различны: травма, сдавление нерва опухолью, инфекционные болезни (грипп, ангина), заболевания центральной нервной системы. Паралич подъязычного нерва чаще бывает односторонним. Язык при высовывании отклоняется в здоровую сторону, все движения языка на стороне поражения затруднены; парализованная половина языка постепенно уменьшается в размерах вследствие наступающей мышечной атрофии.
Расстройства речи выражены обычно нечетко, проявляются в форме нарушения произношения язычных согласных и устраняются логопедическими приемами.
2. Параличи и парезы гортанных мышц в детском возрасте наблюдаются сравнительно редко. Они могут быть центрального и периферического происхождения.
Центральные параличи возникают при поражениях того или иного отдела головного мозга (коры, моста, продолговатого мозга). Периферические параличи развиваются вследствие инфекционных поражений (ревматических, дифтерийных, тифозных) или травматических повреждений нижнегортанного (возвратного) нерва и его ветвей. Иногда паралич и парезы гортанных мышц наступают в результате сдавления нервных волокон увеличенными бронхиальными и шейными лимфатическими узлами, увеличенной щитовидной железой, опухолью пищевода.
Если в процесс вовлечен весь нерв, то страдает функция всех внутренних мышц соответствующей половины гортани, как суживающих, так и расширяющих голосовую щель. Истинная голосовая связка принимает полуоткрытое положение, не изменяющееся при фонации и дыхании (рис. 91, 1 и 2). В результате несмыкания истинных голосовых связок при фонации происходит утечка воздуха через несомкнутую голосовую щель, голосообразование резко нарушается, возникает афония, т.е. становится возможной только шепотная речь. Однако при односторонних параличах возвратного нерва часто постепенно наступает компенсация голосовой функции: другая голосовая связка при фонации заходит за среднюю линию и образует смыкание с парализованной связкой (рис. 91, 3). В этих случаях афония проходит, но голос бывает слабым и глухим вследствие недостаточного напряжения парализованной связки.
Рис. 91. Параличи гортани:
1 — паралич левого возвратного нерва (положение при вдохе); 2 — то же при фонации; 3 — то же после компенсации (во время фонации); 4 — двусторонний паралич щиточерпаловидной мышцы; 5 — паралич поперечной межчерпаловидной мышцы; 6 — комбинированный паралич этих мышц
При двустороннем параличе возвратного нерва наступает полная афония, так как связки не могут сомкнуться.
В случае поражения отдельных ветвей возвратного нерва страдает функция лишь тех мышц, которые иннервируются этими ветвями.
При параличе внутренней щиточерпаловидной мышцы, составляющей основу истинной голосовой связки, напряжение последней становится невозможным. При двустороннем параличе голосовая щель во время фонации зияет (рис. 91,4), голос делается хриплым, иногда беззвучным. При поражении черпаловидной (поперечной) мышцы образуется треугольная щель в заднем отделе гортани (рис. 91, 5). Иногда обе эти формы паралича возникают одновременно. Голосовая щель в этих случаях приобретает форму песочных часов (рис. 91,6), голос становится хриплым, само голосообразование требует большего напряжения. При стойких двусторонних параличах истинных голосовых связок, сопровождающихся их несмыканием, в ряде случаев развивается компенсаторная функция ложных голосовых связок, которые начинают смыкаться. Однако образующийся при этом голос бывает обычно хриплым и малозвучным.
Паралич мышцы, расширяющей голосовую щель (задней, или перстнечерпаловидной мышцы), приводит к неподвижности соответствующей половины гортани. Истинная голосовая связка при дыхании остается в срединном положении, как при фонации. Односторонний паралич сравнительно мало отражается на голосообразовании, так как непораженная связка при фонации подходит к парализованной и плотно с ней смыкается. Однако дыхание, в особенности при физических напряжениях, может оказаться затруднительным, так как просвет гортани наполовину сужен. Двусторонний паралич расширителей гортани может повести к резкому нарушению дыхания и даже удушению вследствие того, что голосовая щель не раскрывается и не пропускает достаточного количества воздуха.
При центральных параличах и поражениях ствола возвратного нерва проводят лечение, направленное на устранение основной причины, вызвавшей паралич. При параличах и парезах отдельных гортанных мышц проводят, кроме того, электролечебные и тепловые процедуры (например, фарадизацию, гальванизацию, диатермию), массаж, щадящий голосовой режим, голосовые упражнения, направленные на постепенный переход от шепотной речи к звучной. При двустороннем параличе мышц, расширяющих гортань, может понадобиться срочное хирургическое вмешательство (трахеотомия).
Содержание
Профилактика нарушений голоса и речи у детей
Произнесение звуков речи представляет собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуются нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции. Естественно, что всякие дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата могут быть причиной нарушения голоса и речеобразования. Недостатки голоса и произносительной стороны речи могут возникать, например, при хронических заболеваниях гортани, при узелках, фибромах и папилломах голосовых связок, при расщелинах верхней губы и неба, при неправильности строения челюстей и зубов, при дефектах языка, при нарушениях носового дыхания, при нервно-мышечных нарушениях в полости рта, в глотке и гортани и при других дефектах периферического речевого аппарата. А также и при мозговых поражениях, которые могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционных заболеваний, опухолей.
Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:
Найден 1 синоним. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.
Синонимы строкой Скрыть словосочетания
,
№ | Синоним, количество | Начальная форма | Частота |
---|---|---|---|
1 | дисфония (1) | дисфония | — |
С тем же началом: расстояние, расстройство, расстановка, расстроенный, расстервенился, расставанье
Слова по отдельности: расстройство, голосообразования
Другие слова на букву р
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Симптомы
При охриплости больного беспокоит снижение его тембра, изменение качества или громкости голоса. Часто ощущается дискомфорт при глотании или разговоре, быстрая утомляемость связок.
Скорость появления и выраженность таких симптомов зависит от основной причины болезни. Если она связана с кратковременной инфекцией, охриплость голоса вскоре проходит самостоятельно. При длительном действии причины этот признак существует у пациента в течение долгого времени, не меняясь под действием лечения.
Возможные осложнения
Если охриплость голоса возникла у ребенка на фоне острой инфекции, она может стать первым признаком отека гортани. При прогрессировании заболевания возможно значительное сужение просвета дыхательных путей и нарушение дыхания, вплоть до удушья.
При неправильном лечении острый ларингит может перейти в хронический вариант, при котором вероятность вернуть нормальный голос значительно снижается.
Особенно опасен рак гортани. Его первым симптомом может быть хрипота, но в дальнейшем ткани опухоли начнут распадаться, приводя к потере голоса, кровохарканью, болям, раковой интоксикации. При метастазировании опухоли развивается 4-я, практически неизлечимая стадия рака.
Диагностика
Необходимо обратиться к врачу, если хрипота в голосе длится более 2 недель. Этапы диагностики:
- расспрос больного, выяснение всех его жалоб, истории развития заболевания, важных фактов жизни (например, профессионального анамнеза), проводимого ранее лечения;
- общий и специализированный ЛОР-осмотр, который включает прямую или непрямую ларингоскопию;
- может понадобиться биопсия узелков или других образований на связках, чтобы исключить их злокачественную природу;
- при необходимости – УЗИ щитовидной железы, компьютерная или магнитно-резонансная томография шеи для исключения злокачественных новообразований, лимфаденопатий и других причин сдавления гортани.
Признаками серьезной патологии, сопровождающейся осиплостью или хрипотой, могут быть затруднения при глотании, постоянная боль в горле, кровохарканье, потеря веса.
Нагрузки на работе, стресс, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно отдыхать и грамотно распределять свое время могут привести к возникновению довольно распространенной проблеме – хроническому утомлению.
Утомление – состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер.
К утомлению может привести ряд факторов. Мы часто ощущаем утомление, но отмахиваемся от неприятных ощущений. Мы не задумываемся о том, что утомление может привести к ряду опасных заболеваний, не говоря уже о постоянном стрессе и чувстве подавленности, которое значительно ухудшает качество жизни.
Признаки утомления. Как часто вы чувствуете усталость и бессилие? Замечаете ли вы, что часто не можете вспомнить мелкие детали или быстро забываете услышанное? Это может указывать на проявление хронического утомления. Обратите внимание, нет ли у вас каких-либо из перечисленных признаков утомления:
1) Чувство неуверенности, бессилия;
2) Снижение внимания;
3) Расстройство сенсорной области;
4) Дефекты кратковременной памяти;
5) Снижение самоконтроля, нервозность;
6) Нарушения в моторике;
7) Появление сонливости.
Эти симптомы могут быть признаками многих заболеваний, но диагноз может подтвердить только врач.
Обратите внимание: существует несколько стадий утомления. Возможно, эти описания помогут вам точнее дать определение вашему физическому состоянию.
Стадии утомления:
1. Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость поможет хороший отдых и несколько часов сна.
2. Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные психологические изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).
3. Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.
Важно различать понятия утомления и переутомления. Переутомление – это хроническое утомление, которое возникает при длительном отсутствии отдыха у человека или после долгой и напряженной работы.Переутомление опасно для здоровья человека. При переутомлении организм не может отдохнуть даже ночью, ослабевает и не может сопротивляться внешним воздействиям, а в сложных случаях может спровоцировать заболевания нервной системы.
Признаки переутомления:
1. Долгосрочное снижение результативности трудовой деятельности.
2. Снижение иммунитета, частые простудные заболевания.
3. Снижение творческой активности.
4. Ухудшения в работе сердечно – сосудистой системы.
5. В состоянии переутомления человек испытывает усталость, головные боли.
6. Раздражительность или, наоборот, резкий упадок сил, замедление реакций.
Существует четыре стадии переутомления. Легкое и выраженное переутомление можно преодолеть в домашних условиях, однако при тяжелой форме переутомления необходимо специально назначенное лечение.
Не допустите хронической утомляемости. Одним из условий профилактики переутомления является изменение условий труда.
Способы профилактики переутомления:
1. Смена обстановки. Во время перерыва рекомендуется отправиться на прогулку, чтобы обеспечить приток кислорода.
2. Поступление новой информации, которая обеспечивает активную умственную деятельность.
3. Своевременный отдых.
4. Увеличение пауз в рабочем графике. Даже небольшой перерыв в 5-10 минут может ненадолго отвлечь и тем самым переключить внимание.
5. Регулярный медосмотр. Ранняя диагностика выявляет заболевание и облегчает процесс лечения предупреждая развитие осложнений.
6. Также не следует забывать о правильном питании. В зимний период организм особенно нуждается в витаминах.
Хроническое утомление трудно вылечить обычными методами. Затянувшееся состояние усталости может привести к серьезным последствиям. Только здоровый образ жизни и внимательное отношение к своему здоровью поможет предупредить развитие заболеваний.
Кашель
Кашель, пожалуй, это самая частая проблема, с которой встречаются родители. Очень часто кашель, даже если он звучит страшно, имеет безобидную причину и проходит сам. Иногда кашель — серьезный симптом. Попробуем разобраться, как себя вести при появлении кашля у ребенка и когда начинать бить тревогу.
Что такое кашель?
Кашель — это проявление защитного рефлекса, который предназначен для очищения дыхательных путей. Во время кашлевого толчка воздух резко выходит из легких и заставляет выйти все то, что мешает дыханию — мокроту и инородные тела. Если задуматься о механизме кашля, становится понятно, что далеко не всегда его нужно «подавлять».
Из-за чего возникает и каким бывает кашель?
Самая частая причина кашля — вирусная инфекция. Вирусы могут вызывать поражение дыхательных путей на разных уровнях — от носа (при обычном насморке) до бронхов, бронхиол и легких, причем кашель обычный симптом при всех этих болезнях. Например, воспаление горла и отделяемое из носа, стекающее по задней стенке глотки, раздражают слизистую оболочку верхних дыхательных путей и стимулируют кашлевой рефлекс. Из-за раздражения слизистой оболочки глотки возникает сухой надсадный кашель, который обязательно пройдет и без лечения, но в острый период может быть довольно частым и мучительным и даже нарушать ночной сон. Насморк и отделяемое по задней стенке глотки провоцируют влажный кашель, при этом ребенок начинает кашлять при перемене положения тела, особенно по утрам и по ночам, когда встает, ложится или переворачивается. Если вирус поражает слизистую оболочку гортани, развивается ложный круп, то есть отек и, как следствие, сужение просвета гортани, что сопровождается «лающим» кашлем, осиплостью и характерным шумным вдохом (так называемым стридором). При воспалении бронхов, бронхиол и альвеол — бронхите, бронхиолите и пневмонии соответственно — в просвете дыхательных путей скапливается мокрота, возникает отек слизистой оболочки, вследствие чего появляются кашель и одышка. В отличие от вирусных бронхита и бронхиолита, пневмония чаще вызывается бактериями и, помимо кашля и одышки, сопровождается лихорадкой. При бронхиальной астме спазм бронхов и скопление в них густой мокроты возникают после контакта с аллергеном, что также провоцирует кашель.
Когда для ребенка с кашлем нужно вызвать бригаду скорой медицинской помощи?
Вызвать бригаду скорой помощи необходимо, если у ребенка наряду с кашлем есть следующие признаки:
- ребенку очень тяжело дышать: вы видите, что ребенок дышит с трудом, ему трудно говорить (или кричать, если речь идет о ребенке грудного возраста) из-за затруднения дыхания, у ребенка «кряхтящее» или «стонущее» дыхание;
- ребенок потерял сознание и/или прекратил дышать;
- у ребенка посинели губы.
Если самых тяжелых симптомов нет, но состояние ребенка вызывает опасения, обратитесь к врачу. Важным признаком неблагополучия является внешний вид ребенка — если он вялый, выглядит больным и если вы не можете привлечь его внимание и поймать взгляд. Одышка, то есть учащенное дыхание, сопровождающееся усилием дыхательной мускулатуры и втяжением межреберных промежутков и яремной ямки (углубления над грудиной), — признак, который указывает на поражение нижних дыхательных путей. Если вы заметили у ребенка одышку, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Повышение температуры тела, особенно лихорадка выше 39 — 40 °С, также требует того, чтобы ребенка осмотрел врач, так как кашель и лихорадка могут быть симптомами пневмонии.
Особое отношение должно быть к детям первых месяцев жизни, потому что у маленьких детей тяжелые болезни могут протекать стерто, и состояние может ухудшиться внезапно. При лихорадке (то есть, если ректальная температура у ребенка > 38 °С) у детей младше трех месяцев нужно обязательно обратиться к врачу.
Должен ли настораживать желтый или зеленоватый цвет мокроты?
Желтый или зеленый цвет мокроты далеко не всегда свидетельствует о бактериальной инфекции. При вирусном бронхите и бронхиолите желто-зеленый цвет мокроты связан с тем, что в мокроту попадают клетки слизистой оболочки дыхательных путей, которую повредил вирус. По мере того, как образуется новая слизистая оболочка, слущенные клетки выходят с мокротой, поэтому не нужно пугаться, если ребенок откашливает желтую или даже зеленоватую мокроту, так как в большинстве случаев это нормальное проявление вирусной инфекции, не требующее назначения антибиотиков.
Что делать, если ребенок кашляет по ночам?
Чаще всего ночной кашель связан с тем, что когда ребенок лежит в кровати, выделения из носа и околоносовых пазух стекают в глотку и вызывают кашлевой рефлекс. Когда ребенок переворачивается в кровати или встает из горизонтального положения в вертикальное, возникает приступ кашля. В таких случаях врач назначит ребенку местное лечение для уменьшения насморка и, в результате этого, уменьшения кашля.
Ночной кашель бывает и при патологии нижних дыхательных путей. Поэтому если вашего ребенка беспокоит ночной кашель, проконсультируйтесь с врачом.
Как быть, если у ребенка кашель до рвоты?
Если у вашего ребенка появился приступообразный кашель до рвоты, обратитесь к педиатру, так как это может быть симптомом коклюша. Коклюш особенно опасен для детей первых месяцев жизни. Иногда коклюш развивается даже у детей, которые прививались от него, но после последней ревакцинации прошло много времени.
У некоторых детей рвотный рефлекс вызвать очень легко, и тогда у них может возникать рвота на фоне кашля, даже если кашель связан просто с насморком. Если на фоне кашля возникает рвота, кормите ребенка чаще, но маленькими порциями.
Длительный кашель
Нередко причиной длительного кашля бывают несколько последовательных вирусных инфекций. Ребенок не успевает выздороветь от одной инфекции и подхватывает другую. При этом кашель может продолжаться несколько недель и сильно пугать родителей, хотя причина его тривиальна.
Однако длительный кашель может быть связан с аллергией, в том числе с бронхиальной астмой, а также с коклюшем и другими болезнями дыхательных путей и ЛОР-органов (хронический кашель может быть даже из-за серных пробок в ушах!), поэтому в случае длительного кашля проконсультируйтесь с врачом.
Как лечить кашель?
У кашля может быть множество причин, и лечение в каждом случае разное. Покажите ребенка врачу, чтобы понять, с чем связан кашель и как помочь ребенку.
Если кашель сопровождается отделением мокроты (влажный, продуктивный кашель), для облегчения откашливания нужно стимулировать выделение мокроты. Давайте ребенку больше пить (например, можно давать яблочный сок или теплый куриный бульон, если разрешено по возрасту и если нет аллергии на эти продукты). Если воздух в детской спальне сухой, установите увлажнитель воздуха.
Бороться с непродуктивным (сухим) кашлем можно, уменьшая раздражение верхних дыхательных путей. Чтобы смягчить кашель и успокоить дыхательные пути, давайте ребенку попить воды или яблочного сока, это помогает и при приступе кашля. Избегайте давать газированные напитки или напитки из цитрусовых, так как они могут вызвать раздражение воспаленных слизистых оболочек. Если ребенок переносит мед, попробуйте давать его. Детям старше 6 лет можно рассасывать леденцы от кашля. Если кашель мешает спать, ходить в детский сад и школу, обратитесь к врачу, он назначит противокашлевое средство.
При приступе кашля может помочь пар в ванной. Зайдите в ванную комнату, закройте дверь, включите горячий душ и подождите несколько минут. После того, как ванная наполнится паром, зайдите туда с ребенком, посидите минут 20. Попробуйте почитать книжку или поиграть с ребенком для того, чтобы он отвлекся.
Курить дома категорически воспрещается! Это способствует частым респираторным инфекциям у ребенка и отягощает их течение.
Лекарственные средства, такие как антибиотики и ингаляции с бронхорасширяющими, противовоспалительными и муколитическими препаратами назначаются только врачом и требуются далеко не в каждом случае.
Вверх