Специалист: Травматолог-ортопед
Описание заболевания
Симптомы
Жалобы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика
Нарушение осанки – это деформация позвоночника, который может быть изогнут во фронтальной (спереди назад) или сагиттальной (вбок) плоскостях.
Нарушение осанки лечит в зависимости от преобладающей симптоматики педиатр, детский невролог, вертебролог, массажист, мануальный терапевт, физиотерапевт. Наилучшего результата удается добиться при комплексном подходе.
Содержание
- О заболевании
- Симптомы нарушения осанки
- Жалобы на нарушения осанки
- Причины нарушения осанки
- Диагностика нарушения осанки
- Лечение нарушения осанки
- Профилактика нарушения осанки
- Эпидемиология
- Остеопатическое лечение при нарушениях осанки у детей
- Физические упражнения и гимнастика для коррекции осанки у детей
О заболевании
Частота деформаций позвоночника растет пропорционально возрасту. Если у дошкольников это заболевание встречается у 17% детей, то в средних классах частота выявляемости уже более 30%, а в старших – более чем 65% случаев.
Само по себе нарушение осанки ни жизни, ни здоровью не угрожает. При соответствующем лечении анатомию позвоночника можно восстановить. Однако изменения осанки способствуют снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, а это предпосылка формирования многих болезней.
При нарушенной осанке снижаются амортизационные возможности позвоночника, страдают многие органы. Позвоночный столб – костная основа, к которой «крепятся» различные структуры человеческого организма, и любое изменение анатомических соотношений неизбежно сказывается на здоровье.
Неправильная осанка – первый шаг на пути формирования сколиоза, межпозвоночных грыж и других вертебрологических расстройств.
Детские травматологи выделяют следующие деформации в сагиттальной плоскости:
- плоская спина – сглаживание всех физиологических изгибов;
- плоско-вогнутая спина – поясничный изгиб увеличен, шейный сглажен, в шейном отделе кифоз (искривление позвоночника в передне-заднем направлении);
- сутуловатость – грудной кифоз увеличен, поясничный изгиб сглажен;
- круглая спина (кифотическая осанка) – грудной кифоз увеличен, поясничного изгиба практически нет;
- кругло-вогнутая спина (кифолордотическая осанка) – шейный и поясничный изгибы резко увеличены.
Деформация во фронтальной плоскости – это сколиотическая осанка, искривление вбок. От настоящего сколиоза такое нарушение отличается тем, что лежа все изгибы выравниваются.
По тяжести различают следующие степени:
- незначительная деформация, которую ребенок может корректировать сам при направленном внимании;
- деформация выражена сильнее, но распрямляется в положении лежа или при подъеме за подмышки;
- деформация сохраняется в лежачем положении и при подъеме.
Симптомы нарушения осанки
На внешний вид ребенка обращают внимание окружающие взрослые. Наличие деформации можно определить даже при беглом взгляде. Может быть выступание грудной клетки, головы и плеч вперед, избыточный угол наклона таза, плоские ягодицы, отклонение вертикальной оси вбок.
При сколиотической осанке деформация напоминает дугу, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки и соски находятся на разных уровнях.
Жалобы на нарушения осанки
На первой стадии дети практически ни на что не жалуются. В более тяжелых стадиях может беспокоить головная боль, боль в спине, утомляемость, снижение зрения.
Длительно существующие деформации изменяют работу сердца, легких, пищеварительной системы. Если грудь плоская, то снижается дыхательная способность легких, отчего развивается кислородная недостаточность, изменяется метаболизм. Дети выглядят более вялыми по сравнению со сверстниками, часто болеют респираторными инфекциями, бронхитами, воспалением легких, предрасположены к туберкулезу.
Из-за ненормального поясничного изгиба ослабевают мышцы брюшного пресса, опускается желудок и кишечник, возникают запоры.
Причины нарушения осанки
Причины бывают врожденные и приобретенные.
Врожденные изменения возникают вследствие отклонений внутриутробного развития или травмы плода в родах. Это позвонки клиновидной формы, соединительно-тканная дисплазия, вывих атланта (1-го шейного позвонка), миотонические синдромы (кривошея и подобные). На долю врожденных отклонений приходится не более 10% всех поражений.
Подавляющее большинство причин нарушения осанки – приобретенные. Предрасполагающий фактор – астеническая конституция. Провоцируют деформации осанки такие факторы, как низкая физическая активность, тяжелый портфель (особенно в сочетании с привычкой носить в одной руке), недостаточная освещенность учебного места, из-за чего тело ребенка длительно находится в нефизиологическом положении.
Не способствует формированию правильной осанки и некоторые действия родителей, которые жаждут, чтобы ребенок сел или пошел раньше положенного природой срока. Стремление «научить» сидеть или ходить ребенка, позвоночник которого еще не созрел для этого, ничем хорошим не заканчивается.
Страдает позвоночник при тяжелых системных заболеваниях: полиомиелите, туберкулезе, плоскостопии, последствиях травм, укорочении одной ноги. Мешает формированию правильной осанки плохое зрение и слух (близорукость, косоглазие, тугоухость), когда ребенок вынужден приближаться к источнику звука или изображению, удерживая спину в вынужденном положении практически постоянно. Неправильная осанка бывает также у детей с дефицитом или избытком массы тела, когда мышцы не имеют возможности нормально развиваться.
Диагностика нарушения осанки
При подозрении на нарушение осанки необходима консультация детского ортопеда-травматолога или вертебролога.
Во время осмотра врач обращает внимание на такие критерии:
- положение лопаток (при заболевании находятся на разных уровнях, неодинаково отстоят от позвоночника);
- отклонение остистых отростков от средней линии;
- асимметрия ягодичных складок;
- уровень подколенных ямок;
- форма грудной клетки (выпуклая или вогнутая);
- симметричность ребер.
Врач обязательно проводит тест Адамса – осматривает положение костей при наклоне туловища вперед.
Для уточнения деформаций (количественное определение изгибов, углов и дуг) назначаются инструментальные методы: рентгенография, МРТ или СКТ.
Лечение нарушения осанки
Нарушения осанки у детей носят функциональный (обратимый) характер, поэтому лечебные мероприятия проводятся в двух направлениях: создание крепкого мышечного корсета и обучение рациональным двигательным стереотипам.
Используются (в разных соотношениях по ситуации) следующие методы:
- ЛФК под руководством инструктора, в том числе кинезитерапия;
- массаж общий и ортопедический;
- мануальная терапия;
- водолечение;
- лечебное плавание;
- занятия на лечебных тренажерах;
- ультрафиолетовое облучение;
- электростимуляция мышц;
- лечение магнитными полями, в том числе индуктотермия;
- грязевое лечение (пелоидотерапия);
- талассотерапия – лечение продуктами моря (водоросли, морская вода);
- ношение ортопедического корсета, который изготавливается по индивидуальным меркам.
В самом крайнем случае, когда возможности консервативного лечения исчерпаны, применяется хирургическая коррекция.
Профилактика нарушения осанки
Лучшая профилактика – подходящее по возрасту спальное место с ортопедическим матрасом и подушкой, одежда и обувь на устойчивой подошве, ношение рюкзака вместо портфеля, достаточное освещение учебного места.
Ребенок в обязательном порядке должен быть проконсультирован офтальмологом и ЛОР-врачом, а выявленные нарушения скорректированы.
Детей с неправильной осанкой должен наблюдать детский ортопед, рекомендации которого следует неукоснительно выполнять. Необходима достаточная физическая активность, спортивные занятия, игры с физической нагрузкой.
Специалисты клиники «СМ-Доктор» проведут профилактический осмотр ребенка любого возраста, подскажут все необходимые меры для коррекции осанки. В центре применяются инновационные методики диагностики и лечения. Обращайтесь к лучшим специалистам, которые знают, как сделать осанку вашего ребенка идеально ровной!
Врачи:
Детская клиника м.Марьина Роща
Детская клиника м.Войковская
Детская клиника м.Текстильщики
Детская клиника м.Молодежная Детская клиника м.Чертановская Детская клиника в г.Солнечногорск, ул. Красная
Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений
Мирская Н.Б. — Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук
Осанка — это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.
Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них — шейный и поясничный отделы — обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других — грудной и крестцовый отделы — обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.
Осанка имеет нестабильный характер: может улучшаться или ухудшаться. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, а вторым — период полового созревания (8-14 лет). Прогрессирование процесса нарушения осанки происходит у физически слабо развитых детей, после перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, при гиповитаминозах или пониженном питании. Эти состояния могут вызвать искривление позвоночника.
Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди — патологический лордоз, кзади — патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.
Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.
Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.
Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача — ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.
Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.
Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.
Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины
позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет
1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)
1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.
1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.
1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).
2.Упражнения в позиции, лежа на животе
2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.
2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.
2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.
3. Упражнения для шейного отдела
3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.
3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.
4. Упражнения на четвереньках
4.1. Кошечка. Прогнуть — выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.
4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.
5. Отжимания
5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.
5.2. Отжимания от стола, стула, пола.
6. Упражнения для дыхания
6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.
6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха — живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха — живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).
Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.
Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.
Эпидемиология
Вопреки распространенному мнению о том, что «у детей спина болит редко», боли в спине отмечаются у детей достаточно часто, особенно в подростковом возрасте . Частота встречаемости боли в спине линейно нарастает с возрастом и пубертатным развитием детей . В большинстве случаев причинами боли в спине являются скелетно-мышечные нарушения, при начальных проявлениях болевой синдром слабо выражен, регрессирует самостоятельно, и большинство родителей и детей не обращаются за медицинской помощью. В результате крупнейшего эпидемиологического кросс-секционального исследования были опрошены более 5000 детей и взрослых молодого возраста. Выявлено, что в возрасте 12 лет 7% детей как минимум один раз испытывали боль в спине. Общая частота встречаемости боли в спине увеличивалась до 50% к 18 годам в женской популяции и к 20 годам в мужской . В каждый определенный день 1% детей в возрасте 12 лет жалуются на боль в спине, 5% — в 15 лет и каждый 10-й — в 20 лет . Интересные данные получены при анализе факторов, ассоциированных с болью в спине в детской популяции. В школьном возрасте риск развития боли в спине выше у девочек, у детей, которые длительно смотрят телевизор, много времени проводят за компьютером, а также имеют аффективные (тревожные) расстройства и семейный анамнез боли в спине. Профессиональные занятия спортом также достоверно ассоциированы с болевым синдромом в спине. В то же время умеренная спортивная нагрузка, преимущественно аэробная, является фактором профилактики различных болевых синдромов, например боли в шее и спине, головной боли напряжения, мигрени .
Данные о частоте и структуре специфических причин боли в спине немногочисленны и сильно зависят от анализируемой популяции. В одном из проспективных исследований проанализированы данные 73 детей, обратившихся вспециализированную клинику с хронической болью в спине, длившейся более 3 мес. Пациенты после оперативных вмешательств не были включены в исследование. У 60 детей (82%) основной причиной боли были скелетно-мышечные нарушения, и только у 13 пациентов (18%) выявлены определенные заболевания, которые были источниками болевого синдрома: спондилолиз с/без спондилолистеза (9), болезнь Шейермана — Мау (2), остеоид-остеома (1), экструзия межпозвоночного диска . По данным ретроспективного анализа данных 116 подростков, получавших лечение в ортопедической клинике, у 63 человек (55%) боль в спине была связана со скелетно-мышечными причинами с/без сколиоза. Болезнь Шейермана — Мау была выявлена в 23 случаях (20%), спондилолиз/спондилолистез — у 18 пациентов (16%), другие причины, включая 2 экструзии межпозвоночных дисков, — у 12 пациентов (10%) . Также проводился анализ структуры болевого синдрома в спине у детей, поступивших с данной жалобой в отделение неотложной помощи. В 25% случаев причиной боли была острая травма, в 24% случаев — мышечно-тонический синдром. У 13% пациентов (достаточно часто) боль в спине была проявлением криза при серповидно-клеточной анемии. В 13% случаев болевой синдром имел неясную этологию, в 5% случаев был вызван инфекцией мочевыделительной системы, в 4% — острой вирусной инфекцией . Более чем в 90% случаев болевой синдром в спине продолжается у детей менее 4 нед. Интересны данные лонгитудинальных исследований течения боли в спине у детей: одна группа детей (n=225) с жалобой на боль в спине была обследована в 9, 13 и 15 лет. В 7% случаев боль отмечалась в каждом из возрастов .
С криком: «Акуна-матата!» удар в лицо. Еще удар. Вошедшие в раж малолетки уже не могли остановиться, избивая своего сверстника. Может, и добили бы пацана, если бы не увидела из окна соседка. С криками «Что ж вы делаете?» выбежала женщина за ограду. Под забором весь в ссадинах лежал 13-летний мальчик, а обидчиков и след простыл.
Общественный резонанс начался сразу после обращения в «Каменские известия» опекуна пострадавшего ребенка, госпитализированного на следующий день в Каменскую ЦРБ с сотрясением головного мозга. По ее словам, медики диагностировали проблемы с почками. Событие произошло 2 июня, но мальчику до сих пор плохо. На днях температура поднялась до 39 градусов. Головные боли не прекращаются. Его состояние оценивается, как «средней тяжести».
За считанные часы информация, опубликованная на сайте «Каменских известий», облетела всю Россию от Москвы до Владивостока. Видео, снятое самими подростками, показали центральные телеканалы, опубликовали федеральные и краевые информагентства. К проверке информации сразу же подключился Следственный комитет и прокуратура. Отреагировала на событие Уполномоченная по правам ребенка в Алтайском крае Ольга Казанцева.
А уже на следующие сутки выяснилось, что каменская группа несовершеннолетних орудует в городе достаточно давно, а пострадавших от нее насчитывается десятки, а, может, и больше. Кто-то из родителей обращался в полицию после избиения своих детей, но основная масса молчала.
Так почему же эти «дети» не останавливаются, ведь многие из них уже давно состоят на учете?
НАКОСЯЧИЛ – ОТВЕЧАЙ!
«Обратиться в газету решила сразу после того, как инспектор ПДН сказала, что им ничего не будет, разве что штраф родителям 500 рублей, ведь они несовершеннолетние, – рассказывает Елена Кондрашкина, опекун 13-летнего Димы (имя изменено), – то есть, получается, я своим детям могу дрын дать в руки, чтобы поодиночке всю эту свору отлупили? Мне не жалко, заплачу за каждого из них штраф 500 рублей. Так получается? Только здоровье моему ребенку кто вернет?».
Как выяснилось, били совершенно незнакомые Диме люди. Подошли поздороваться, когда он сидел на камне рядом с домом, коз пас. Он думал, познакомиться хотят, но когда крепкое рукопожатие не разжалось и прилетел первый удар, мальчишка понял, что дело плохо. Однако не сопротивлялся и не грубил.
Женщина признается, что узнала о том, что Диму побили, лишь на следующий день. Он не хотел жаловаться. Придя домой, сходил в баню, отмыл кровь. На следующий день кофту с капюшоном надел, но опухшее лицо и ссадины скрыть не удалось. На вопросы опекуна ответил, что с пацанами «потусил». Что ж, всякое бывает, кто в детстве в стычках не участвовал. Но когда открылась рвота, Елена поняла, что сын не просто «потусил». Начала давить и тут раскололся «младший». Он тоже присутствовал при избиении. Ему сразу больно врезали по уху и запретили под страхом такой же участи звать на помощь. Оказалось, и видеозапись «забива» есть. Недолго думая, Елена прыгнула в машину и отправилась на поиски видео. Один из местных мальчишек скинул ей на телефон видеокадры. Посмотрев их, она пришла в ужас… До сих пор, вспоминая увиденное, не может слезы сдержать. Тем более, в видео вошла не вся картина – после мальчика допинывали под забором у соседей. Сопротивляться он не мог, хоть и сам, как говорится, хулиган, отпор любому дать может. А тут свернулся колачиком, закрыв лицо. С толпой не справиться…
Полицейские осматривают место, где был избит 13-летний мальчик.
«Вот так «потусили», — с дрожью в голосе говорит опекунша, — это же избиение, убийство… Удары со спины в голову! Да кто же со спины толпой нападает…».
При встрече в больнице мальчик сказал, что эти ребята перед побоями спросили у него деньги, но у него их не было.
«Я бы их не простил, даже если бы прощения попросили, — говорит пацан, – меня всегда учили: накосячил – отвечай за свои поступки».
И все бы ничего, но из разговора с его 11-летним братом стало ясно, что малец боится в магазин за хлебом ходить и с ужасом ждет 1 сентября, ведь учится с обезбашенными подростками в одной школе.
После публикации в СМИ в администрации Каменского района собралось совещание, на котором обсуждалось поэтапное решение выхода из данной ситуации. Евгения Гордиенко, и.о. главы Каменского района, нанесла визит семье пострадавшего.
«Предлагали финансовую помощь, — рассказывает Елена Кондрашкина, — но деньги у нас есть. Предлагали психолога, но он нужен больше тем отморозкам, не нам. Спрашивали про условия в больнице. Но как они их улучшат? Разве что на диван в ординаторской Диму положат. Единственное, чего мы хотим – наказания этим безнаказанным. Неужели они выйдут сухими из воды?».
Буквально через день был побит мальчик, скинувший Елене Кондрашкиной видео избиения ее сына.
Мама «новой жертвы» в телефонном разговоре подтвердила, что это была месть за то, что «слил» видео. Поначалу решительно настроенная родительница после заверений со стороны ПДН, что дело они решат без заявлений, и вовсе передумала писать на обидчиков в полицию. Кому нужен лишний головняк, тем более, и ударили-то всего несколько раз…
КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
Видеозапись с избиением Димы со 2 июня распространялась по городу в малолетних кругах, но когда была опубликована в СМИ, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Оказалось, достаточно многочисленная детская группа «резвится» в Камне-на-Оби уже продолжительное время.
Их «жертвами» становятся не только те, кто младше и слабее, они нападают на пьяных ночью. Под «раздачу» попадают пожилые люди, которые не могут дать отпор. Все эти «дети» хорошо известны школьным педагогам, которые подтверждают, что «аппетиты» у них растут из-за регулярной безнаказанности.
Корреспонденты «Каменских известий» встретились с родителями других избитых детей. Поговорили с бывшими участниками преступной детской группы, а также с их родителями. Всплыло множество фактов (о них мы расскажем в следующих номерах газеты). Последовала и реакция на них. Как сообщили «Каменским известиям», начальник ГУ МВД России генерал-лейтенант полиции Андрей Подолян дал указание в рамках начавшейся проверки не только выяснить все обстоятельства, при которых стало возможно избиение подростками несовершеннолетнего, но и проанализировать все жалобы родителей, которые опубликованы в СМИ, а так же перепроверить, как реагировали сотрудники полиции на те заявления, которые поступали в органы внутренних дел в связи с изложенными фактами.
Елена Кондрашкина: «Сначала били возле бетонных камней. Потом добивали под забором у соседей”.
Кроме того, в настоящий момент в Камне-на-Оби работают представители краевой комиссии по делам несовершеннолетних. Это специалисты Минобра, Минздрава, Минсоцзащиты, сектора по делам несовершеннолетних департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по обеспечению региональной безопасности. В составе комиссии также представители Главного управления МВД по Алтайскому краю, прокуратуры, других силовых ведомств. Специалистам предстоит в короткий срок проверить работу муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и других субъектов системы профилактики, выяснить все обстоятельства инцидента и тех случаев, которые до сих пор были неизвестными. Как пояснила заместитель Председателя Правительства Алтайского края Ирина Долгова, будут изучены все случаи, разберут все ситуации. Никто не заинтересован замалчивать любые детали и обстоятельства произошедшего с тем, чтобы такие истории не повторились и тем более не усугубились.
Юлия РАССКАЗОВА.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Материалы подготовила:
медицинская сестра
Фадеева Лариса Александровна
Осанка – положение корпуса человека и головы в пространстве при сидении, стоянии, хождении. Отклонение от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки.
Правильная осанка – это умеренные, симметричные изгибы позвоночника.
Лордоз. Осанка прогнута вперёд, встречается чаще всего в шейном отделе и пояснице. Если прогиб сильней нормы, то такое положение тела считается патологией.
Кифоз – прогиб позвоночного столба к задней части. Обычно он выражен в области груди. Незначительное искривление есть у многих людей, но при сильном отклонении это считается патологией.
Изгиб в грудном отделе должен варьироваться от 20 до 40 градусов. По правильному расположению головы можно судить, если мочки ушей симметричны. Плечи имеют симметричное расположение, корпус и ноги прямые, а стопы стоят параллельно. Если плечи перекошены или позвоночный столб искривлён — это нарушение осанки.
Основными причинами нарушениями осанки являются:
1. Неправильное положение тела при различных позах.
2. Ослабленный организм ребенка (рахит, детские инфекции, простудные заболевания, бронхиальная астма) в сочетании с неблагоприятными условиями.
3. Недостаток физического воспитания и, следовательно, плохое физическое развитие.
Виды неправильной осанки
Разделяются типы неправильной осанки по отклонению от нормы расположения позвоночника в разных плоскостях: в сагитальной и фронтальной.
Виды дефектов осанки в сагитальной плоскости (с увеличением физиологоческих изгибов позвоночника):
• Сутулость – патология, вызванная чрезмерным углублением кифоза грудного отдела позвоночника. У таких людей наблюдаются крыловидные лопатки, а голова согнута.
• Круглая спина. Этому отклонению подвержены дети старшего возраста (обычно подростки). Обычно причина в неправильной осанке, которую не корректировали в более раннем возрасте.
• Кругло –вогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, также увеличен угол наклона таза.
Виды дефектов осанки в сагитальной плоскости (с уменьшением физиологоческих изгибов позвоночника):
• Плоская спина. Начинается при утолщении анатомических изгибов позвоночника. При патологии позвоночник человека утрачивает амортизационные свойства при движении и вибрации.
• Плоско – вогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблена).
Виды дефектов осанки во фронтальной плоскости:
• Ассиметричная осанка – выраженная асимметрия между правой и левой половинами туловища.
Профилактика нарушений осанки у детей.
Неправильная осанка формируется под влиянием самых разнообразных причин, устранение которых и является по сути профилактикой появления отклонений.
Формирование того или иного отклонения со стороны осанки происходит не только в результате воздействия внешних факторов, вызывающих это нарушение, но и при наличии некоторых предпосылок в виде слабости костной и мышечной системы, связочного аппарата позвоночника. Недостаточная стойкость, упругость и сопротивляемость костей наблюдается вследствие заболевания рахитом, а слабость мышц и связочного аппарата – после перенесения различных инфекционных заболеваний.
У детей, предпочитающих во время перерывов в школьных и домашних занятиях отдыхать в согнутой позе, сидя за столом, чаше появляются отклонения в положении позвоночника, чем у детей, любящих активный отдых. При активном отдыхе усиленно работают мышцы спины, плечевого пояса и конечностей. Это ликвидирует вредные последствия неправильного положения тела во время учебных занятий в школе и дома.
Профилактика нарушений осанки должна быть направлена на устранение причин, вызывающих эти нарушения, систематическое развитие и укрепление мускулатуры спины, брюшного пресса или других мышц тела.
Занятия физкультурой и спортом с самого раннего возраста закладывают основу для выработки у детей правильной осанки.
Что должны помнить родители.
Поскольку дети 3 – 7 лет начинают рисовать, лепить, читать, и т.д. необходимо правильно организовать их рабочее место.
Стол надо поставить так, чтобы свет из окна падал на него с левой стороны (если ребенок правша). Очень важно, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. Именно от этого зависит правильна поза ребенка во время еды и занятий, что является одним из главных элементов профилактики нарушений осанки.
Посадите ребенка на стул так, чтобы область поясницы опералась о спинку сиденья, ноги стояли на полу или подставке и были согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах. Приучайте ребенка сидеть за столом прямо, при рисовании или письме слегка наклонять голову и класть обе руки на стол, чтобы спина была прямая, лопатки располагались симметрично, расстояние от стола до глаз составляло 25 – 30 см.
Необходимо приучать детей после долгого сидения на одном месте за каким – либо спокойным занятием (рисование, лепкой и т.д.), проделывать энергичные движения: побегать, попрыгать или выполнить несколько гимнастических упражнений.
Школьникам очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: в младших классах через каждые 25 – 30 минут надо устраивать короткие, на 10 минут, перерывы для отдыха с физкультурой, которая быстро восстанавливает работоспособность. И обязательно использовать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
2. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, затем повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в и.п. Повторить 4 – 5 раз.
3. И.п. – сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх – вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох. Повторить 5 – 6 раз.
Врачи рекомендуют проводить профилактику нарушений осанки с помощью занятий гимнастикой, плаванием. Хорош для правильной осанки конный и лыжный спорт, катание на коньках.
Основными мероприятиями по профилактике нарушений осанки являются массаж и комплексы упражнений, направленных на её улучшение.
Профилактика нарушений осанки осуществляется также с помощью комплекса гимнастики.
Упражнения для дошкольников и школьников.
Детям дошкольного возраста врачи рекомендуют упражнения около вертикальной плоскости. Их легко выполнять стоя у стены.
• Для этого ребёнку необходимо встать около неё касаясь пятками, ягодицами, затылком и обеими лопатками. Это будет правильное расположение тела в пространстве. Стоит его запомнить и соблюдать при движении или стоянии.
• Полезным упражнением будет и хождение с книгой на голове. Можно использовать для профилактики нарушений осанки ходьбу с балансирование по бревну.
• Нелишним будет и комплекс упражнений, направленный на устранение или профилактику плоскостопия дошкольника.
• Важно при нарушении осанки наблюдаться у специалиста-ортопеда и комплексно лечить это состояние. Те дети, у которых осанка правильная должны проходить медосмотр раз в полгода. Делается это для своевременной коррекции осанки и диагностики возникающих нарушений.
Для того чтобы осанка была правильной врачи рекомендуют 2–3 раза в неделю выполнять комплекс упражнений для укрепления спинных мышц и мышц брюшной полости. Ими следует дополнять гимнастику, которую ребёнок выполняет после сна, включать в оздоровительную гимнастику. Нередко они включаются в школьные уроки физкультуры, занятия спортом.
Суть их в укреплении физической силы, приобретении телом выносливости. Мышцы становятся крепче и позволяют правильно держать тело и голову.
Остеопатическое лечение при нарушениях осанки у детей
Остеопатическое лечение нарушений (деформации) осанки является весьма эффективным для пациентов разного возраста. В отличие от традиционной медицины, которая зачастую определяет болезнь как совокупность ее симптомов и предлагает симптоматическое лечение, остеопатия делает упор на поиск первопричины заболевания. И как показывает практика, такой подход является более логичным и эффективным.
Формирование правильной осанки — важный аспект в здоровье каждого человека. Согласно остеопатии, тело человека есть сложная саморегулируемая система, в которой в тесной взаимосвязи находятся кости и мышцы, суставы и внутренние органы. Равновесное положение скелета и мышечного каркаса — залог правильного симметричного развития, общего здоровья ребенка, правильного функционирования его органов и систем. Даже незначительные травмы и изменения в положении костей скелета приводят к тому, что нарушается кровообращение, обмен веществ в поврежденной области и организме в целом, ухудшаются нейронные связи. Именно с этими «тонкими материями» и работает остеопат. Нельзя просто «вправить» искривленный позвоночник — воздействие должно быть более тонким и направленным.
На первом этапе коррекции нарушений детской осанки специалист определяет его степень и ищет первопричины. Обычно это механические дисфункции организма, которыми и вызваны внешние изменения. Если у ребенка присутствуют болевые ощущения, то их необходимо купировать. Только в таком случае лечение будет эффективным — пациент должен быть полностью расслабленным, а его организм — отзывчивым к воздействию специалиста.
Остеопат воздействует на отдельные точки организма с целью восстановить кровообращение в них, снять мышечные спазмы, которые этому мешают. Ведь зачастую причиной «перекоса» позвоночника становится повышенное напряжение мышц с одной стороны тела и/или гипотонус — с другой.
Параллельно с работой над осанкой специалист выявляет другие нарушения, вызванные неправильным развитием и положением скелета. Это могут быть дисфункции внутренних органов, невралгические отклонения. Благодаря такому комплексному воздействию, организм ребенка получает мощный стимул к саморегуляции, что существенно ускоряет процесс лечения.
Дети весьма чувствительны к остеопатическим мануальным техникам, что позволяет эффективно проводить коррекцию на ранних этапах. Обычно изменения и результаты становятся заметны уже после первого сеанса. В отличие от исключительно массажных и костоправных воздействий, результат остеопатчиеского лечения сохраняется надолго.
Полный курс коррекции скелета и мышечного каркаса ребенка может занять несколько месяцев. Лечение проводятся курсами по 3-5 сеансов с промежутками между ними в 2-4 недели. Это время необходимо, чтобы организм ребенка «усвоил» изменения, внесенные мануальными техниками остеопата, и адаптировался к ним. Один сеанс занимает от 40 до 60 минут — в зависимости от возраста ребенка и характера наблюдаемых отклонений. В ходе сеанса остеопат использует следующие техники:
- Коррекция дисфункции крестца и костей в области подвздошья. Микросмещения тазовых костей зачастую являются одной из основных причин деформации фигуры. Вызваны они как травмами, так и малоподвижным сидячим образом жизни. Мануальыне техники остеопата позволяют восстановить правильное положение костей и суставов, нормализовать кровообращение в области малого таза, что способствует улучшения обмена веществ в организме;
- Восстановление подвижности позвоночника. Нарушения могут быть вызваны травмами (в том числе и родовыми), неправильным положением и позами в грудном возрасте, недостаточным питанием, из-за чего часто страдают межпозвоночные диски. Не имея собственной системы кровоснабжения, питание они получают из соседних тканей. Поэтому очень опасен застой крови и спазмы в мышцах спины, которые препятствуют поступлению к мышцам достаточного количества жидкости и питательных веществ. Дегидратация межпозвонковых дисков приводит к нарушению подвижности, дисфункции позвоночника. Воздействие остеопата позволяет улучшить кровообращение и восстановить структуру межпозвоночных дисков, тем самым вернув подвижность позвоночнику;
- Краниальное воздействие. Воздействуя на области черепа и шейно-затылочного перехода, остеопат улучшает кровоснабжение головного мозга, что позволяет восстановить микроколебания костей черепа. Получая достаточно кислорода и питательных веществ, кора головного мозга активно работает, восстанавливая утраченные и создавая новые нейронные связи, в том числе и отвечающие за нормальную работу позвоночника, конечностей, суставов;
- Мышечно-энергетические техники. Воздействуя на мягкие ткани организма — в том числе и мышцы, остеопат повышает их тонус, снимает блоки и спазмы. Это позволяет избавиться от застоя крови в мышцах, нормализовать кровообращение в них. В отличие от массажных техник, остеопатические являются более щадящими и направленными, так как специалист осуществляет воздействие не на все мышцы и ткани в целом, а лишь на их отдельные точки — там, где локализуется спазм или блок.
Эффект от остеопатического лечения сколиоза и других типов деформации позвоночника нагляден в том числе и на примере самочувствия ребенка. Обычно уже после нескольких сеансов наблюдается заметное улучшение здоровья, подвижности ребенка, свободы движений. Если параллельно при этом осуществляется лечение при помощи ЛФК, то вы не сможете не заметить, с какой легкостью ребенок выполняет упреждения, что давались ему с таким трудом еще некоторое время назад.
Даже после прохождения полного курса комплексного остеопатического лечения, не стоит забывать о регулярных визитах к специалисту. Избежать повторных рецидивов возможно только при условии сбалансированного питания, здорового образа жизни и умеренных физических нагрузок.
Физические упражнения и гимнастика для коррекции осанки у детей
Лечебная физкультура и нормированные физические нагрузки являются неотъемлемой частью комплексного остеопатчиеского лечения при нарушениях осанки у детей. Укрепляя мышцы спины, дети формируют надежный каркас, способный удерживать позвоночник в нужном положении. Кроме того, крепкие мышцы способны уберечь от травм при падении, физических нагрузках, резких движениях и т.д.
Помимо собственно мышц спины внимание надо уделять и брюшному прессу. Эта группа мышц очень важна для удержания позвоночника в правильном состоянии. Хорошим упражнением на пресс считается переход из положения лежа в положение сидя при удерживании ног. Упражнения должны осуществляться в медленном темпе из расчета — 4-5 секунд на одно упражнение. Начните с одного подхода по 10 упражнений и, постепенно увеличивая нагрузку, стремитесь к 2-3 подходам по 15-20 повторений на каждый с промежуткам в 1-1,5 минуты для отдыха.