Skip to content
Menu
Институт красоты и здоровья
Институт красоты и здоровья

Порог головного мозга

Posted on 10.03.2020 by admin

Изобретение относится к медицине, в частности к неонатологии, педиатрии и неврологии.

Ближайшим аналогом — прототипом предлагаемого изобретения следует считать НСГ-признаки, предлагаемые Е.А. Зубаревой и Л.Ю. Неижко (Нейросонография в диагностике поражений головного мозга у новорожденных детей/Клинические лекции по ультразвуковой диагностике в перинатологии/Под ред. М.В. Медведева и Б. И. Зыкина. -М., 1990 -С. 123-137.). Общие признаки МФН мозга для прототипа и предлагаемого изобретения: 1. полость прозрачной перегородки; 2. полость Верге; 3. расширение боковых и III-го желудочков более 4 мм; 4. повышение эхогенности перивентрикулярных зон мозга.

Недостатком прототипа является использование признаков в отдельности при диагностике различных повреждений мозга. Повышенная эхогенность структур мозга наблюдается только у детей до 34-недельного срока гестации и осторожно (дифференцируется с отеком мозга) оценивается у доношенных детей.

Цель изобретения — повышение точности диагностики морфофункциональной незрелости мозга у новорожденных. Технический результат достигается путем выявления повышенной эхогенности перивентрикулярных зон головного мозга и симметричности структурных изменений в сочетании с дилатацией полостных образований мозга, используя динамическое исследование в первые 2 недели жизни детей.

Нами проведены НСГ-исследования у доношенных и недоношенных детей в первые дни после рождения и в период новорожденности (табл. 1,2). Из приведенных данных видно, что признаки МФН мозга определяются как у недоношенных, так и у доношенных детей. Наиболее часто визуализируется повышенная эхоплотность перивентрикулярных зон. С возрастом снижается частота выявляемости полостей прозрачной перегородки и Верге, расширения желудочков мозга.

На практике существует тяготение к поиску грубых повреждений мозга (гидроцефалия, аномалия Денди-Уокера, агенезия мозолистого тела и др.), когда ускользают от внимания «мелкие» морфологические характеристики мозга. Тем не менее, выявление признаков МФН мозга позволяет не только их фиксировать, но и судить о реактивности ткани мозга, эпендимы желудочков на повреждающие факторы перинатного периода. Поэтому признаки МФН, отражая несостоятельность антенатального нейроонтогенеза, чаще служат одной из причин внутричерепных геморрагий, вторичной нейроинфекции, развития отека, т.е. имеют прогностическое значение. Их выявление в определенной степени снижает частоту диагностических и тактических ошибок.

Способ диагностики осуществляется следующим образом. У новорожденного в первую неделю жизни через большой родничок с помощью секторального датчика с частотой 5 МГц в сагиттальной и коронарной плоскостях сканируют головной мозг. Получают коронарный срез на уровне III-го желудочка и парасагиттальный срез на уровне тела бокового желудочка. В период визуализации определяют наличие полости прозрачной перегородки, гиперэхогенность перивентрикулярных зон. После фиксации изображения измеряют ширину III-го желудочка (в норме до 4 мм), талию боковых желудочков (в норме до 4 мм). Эхогенность отражает степень гемодинамических изменений. При этом она не достигает интенсивности хориоидального сплетения бокового желудочка. На парасагиттальных срезах измеряют глубину боковых желудочков на уровне тела хвостатого ядра (в норме до 4 мм). Сравнивают величины правого и левого желудочков, исключая асимметрию. Полость Верга визуализируют при наклоне датчика по средней линии в лобно-затылочном направлении. Последующие исследования следуют через неделю по описанному алгоритму. О МФН мозга свидетельствует наличие у новорожденного от 2 до 4 морфологических признаков.

Пример 1. Ребенок Ш., 5-й день жизни. Родился от 1 беременности, в сроке 36 недель, в головном предлежании, с оценкой по шкале Аптар 6-7 баллов, с весом 2500 г, длиной 49 см. С рождения синдром угнетения: акроцианоз, снижение двигательной активности, гипотония мышц, безусловные рефлексы быстро истощаются. При НСГ: полость прозрачной перегородки, повышенная эхогенность перивентрикулярных зон, талия боковых желудочков на коронарном срезе 5 мм, III желудочек 4 мм, глубина боковых желудочков 5 мм (фиг.1). Обследован через 7 дней — динамики не отмечено. НСГ на 14-й день жизни: полость прозрачной перегородки, дилатация боковых и III-го желудочков, субэпендимарная псевдокиста справа, менее выражена эхогенность структур мозга. Таким образом, наличие повышенной эхогенности перивентрикулярных зон и полости прозрачной перегородки у недоношенного ребенка соответствует диагнозу: морфофункциональная незрелость головного мозга, субэпендимарное кровоизлияние справа.

Пример 2. Ребенок К. 3-й день жизни. Родился от III беременности, II родов, в сроке 37 недель, с оценкой по шкале Апгар 4-6 баллов, массой тела 2900 г, длиной 51 см. В клинике — симптомы угнетения ЦНС и внутричерепной гипертензии. При НСГ: полость прозрачной перегородки. Ill желудочек 5 мм. Боковые желудочки симметричны, талия 4 мм, глубина 5 мм. Гиперэхогенность перивентрикулярных зон (фиг. 2). Повторная НСГ на 10-й день: сохраняется гиперэхогенность, полость прозрачной перегородки, ширина III-го желудочка 6 мм, талия боковых желудочков 5 мм, глубина 6 мм. НСГ на 16-й день жизни: динамики нет. НСГ на 23-й день: полость прозрачной перегородки, ширина III-го желудочка 6 мм, талия боковых желудочков 6 мм, глубина 8 мм, паренхима мозга структурна. То есть, наличие структурных признаков соответствует диагнозу: морфофункциональная незрелость и прогрессирующая дилатация желудочков мозга.

Узнать больше о заболеваниях на букву «А»: Абдоминальная мигрень, Абсанс, Абсцесс головного мозга, Абузусная головная боль, Агнозия, Аденома гипофиза, Адренолейкодистрофия, Акалькулия, Акатизия, Альтернирующие синдромы, Амавротическая идиотия, Амиотрофия Верднига-Гоффмана, Амиотрофия Кугельберга-Веландера, Амнезия, Ангионеврозы, Аневризмы головного мозга, Аномалии развития головного мозга, Аномалия Киари, Аномалия Кимерли, Апаллический синдром.

Если во время внутриутробного периода у ребенка происходит нарушение формирования каких-либо церебральных структур головного мозга, у него проявляются врожденные аномалии развития ЦНС. Симптоматическая картина при этом чаще всего неспецифическая. Она может включать задержку умственного и психического развития, эпилептический синдром. Четкость клинической картины напрямую зависимости от тяжести поражения. У плода такие нарушения диагностируются во время планового акушерского ультразвукового исследования. После рождения выбор способов аппаратной диагностики расширяется, включая:

  • Нейросонографию;
  • ЭЭГ;
  • Магнитно-резонансную томографию.

Врожденные аномалии неизлечимы, показана симптоматическая терапия. Специалист может назначить дегидратационные, противоэпилептические, метаболические и психокорректирующие препараты.

Тяжелые пороки развития церебральных структур составляет 75% гибели плода в антенатальный период и 40% смерти среди новорожденных. Развиваться выраженные клинические проявления могут с различной скоростью. Чаще всего они проявляются еще в первые месяцы жизни, но иногда ряд симптомов возникает уже после первого года, ведь формирование мозга продолжается до 8 лет. Почти половина случаев, когда были зафиксированы пороки развития головного мозга, сочетаются с аномалиями формирования соматических органов. Надо отметить, что пренатальное выявление церебральных отклонений по-прежнему является актуальной задачей практической гинекологии и акушерства. Постнатальной диагностикой и терапией занимается неврология, нейрохирургия, неонатологии, на более поздних сроках педиатрия.

Содержание

  • Причины появления нарушений
  • Механизм формирования патологий
  • Терапия
  • Вероятный прогноз при врожденных аномалиях
  • Меры профилактики
  • Список литературы диссертационного исследования доктор медицинских наук Клиточенко, Григорий Владимирович, 2010 год
    • Новые статьи:

Причины появления нарушений

Моногенное наследование становится причиной возникновения аномалии лишь в 1% случаев. Чаще всего сбои внутриутробного развития вызывает влияние на организм матери и ребенка ряд вредных факторов тератогенного действия. К экзогенным факторам относятся:

  • Радиоактивное облучение;
  • Воздействие химических веществ;
  • Высокая температура;
  • Действие высокочастотных токов;
  • Неблагополучная экологическая обстановку, обуславливающая попадание в организм беременной токсических веществ.

Кроме того тератогенными могут являться многие лекарственные и гормональные препараты, которые принимает мать на ранних сроках, не подозревая о беременности. Доказано, что большинство фармакологических препаратов легко преодолевают плацентарный барьер, попадая в кровеносную систему ребенка. Опасным может оказаться даже прием больших доз препаратов кальция и витаминных комплексов. Неблагоприятной для формирования здорового плода является иммунная несовместимость матери и ребенка. Также спровоцировать пороки развития могут дисметаболические нарушения, вирусные и внутриутробные инфекции, в том числе и протекающие бессимптомно. Очень опасны:

  • Гипертиреоз;
  • Сахарный диабет;
  • Патологии обмена веществ;
  • Сифилис;
  • Цитомегалия;
  • Краснуха;
  • Листериоз;
  • Токсоплазмоз.

Огромное влияние на благополучное течение беременности оказывает образ жизни беременной. Тератогенное воздействие оказывают:

  • Наркомания;
  • Алкоголизм;
  • Курение.

Механизм формирования патологий

Буквально с первой недели беременности начинается закладка будущей нервной системы ребенка. Образование нервной трубки заканчивается к 23-му дню гестации. Если в этот период произошло неполное заращивание ее конца, в дальнейшем у ребенка будут наблюдаться тяжелые церебральные аномалии. Передний мозговой пузырь появляется к 28-му дню. После разделения на два боковых, он ложится в основу полушарий. После этого начинается процесс формирования коры, извилин, мозолистого тела, базальных структур.

Образование нейронов происходит за счет дифференцировки нейробластов, то есть зародышевых клеток нервной системы. Из них происходит серое вещество, отвечающее за высшие нервные функции. Белое составляют глиальные клетки, которые являются проводящими путями, связывающими мозг в единую функциональную систему. Доношенный младенец имеет такое же число нейронов, как и взрослый. Но развитие центральной нервной системы продолжается, причем особенно важным этапом являются первые три месяца жизни. Увеличивается число глиальных клеток, разветвляются нейрональные отростки, происходит их миелинизация.

Сбой может произойти на любом этапе формирования ЦНС. При возникновении в первые два триместра беременности, они могут привести к уменьшению числа нейронов, патологиям дифференцировки, гипоплазии разных отделов мозга. Далее возможно поражение и гибель уже сформированного вещества.

Терапия

Способы терапии в основном носят симптоматический характер. Они включают:

  • Антиконвульсивную терапию, при резистентности к монотерапию, необходим комбинированный подход из двух препаратов;
  • Дегидратационную, в которую входят шунтирующие операции, если к ним есть показания;
  • Нейрометаболическое лечение для улучшения метаболизма мозга и частичной компенсации дефекта;
  • При отсутствии эписиндрома показано назначение ноотропных лекарственных средств;
  • При легких и умеренных аномалиях развития показана нейропсихологическая коррекция и комплексное психологическое сопровождение ребенка н всем периоде его обучения и адаптации в обществе.

Вероятный прогноз при врожденных аномалиях

Прогноз зависит от вида патологии и тяжести ее течения. Неблагоприятными факторами является раннее начало заболевания, сочетание с соматическими нарушениями и резистентность к терапии.

Меры профилактики

Профилактикой врожденных церебральных аномалий является исключение влияния на беременную тератогенных и эмбриотоксических факторов. В период планирования необходимо пролечить хронические и скрытые инфекции, пройти генетические консультирование, начать вести здоровый образ жизни.

Сопоставление данных клинико-нейропсихологического и электрофизиологического обследования позволило вскрыть некоторые нейрофизиологические механизмы наблюдавшихся различий между двумя исследуемыми группами детей.

У детей первой группы в 60 % наблюдений ЭЭГ была в пределах возрастной нормы, в 12 % случаев наблюдались признаки «незрелости» электрической активности коры и в остальных случаях (28%) данные ЭЭГ указывали на негрубую заинтересованность мезодиэнцефальных структур, что также могло быть в известной мере обусловлено незрелостью корковых тормозных механизмов.

Во второй группе нормальная или пограничная с нормой ЭЭГ была зарегистрирована лишь в 21,4 % наблюдений. В остальных случаях были выявлены электроэнцефалографические признаки органического поражения мозга, указывающие либо на очаговое поражение отдельных корковых структур, либо на выраженную патологию мезодиэнцефальных образований (43 %). Картина «незрелости» ЭЭГ, как правило, сочеталась с наличием либо патологических очаговых изменений электрической активности коры головного мозга в височных отделах (преимущественно справа), либо с признаками базально-лобной патологии в виде высокоамплитудного бета-ритма в центральных и лобных отведениях.

Однако визуальный анализ ЭЭГ не дает возможности выявить особенности функциональной организации мозга в покое и во время деятельности. Кроме того, сопоставление данных нейропсихологических и электрофизиологических исследований требует, по-видимому, учета многих характеристик ЭЭГ, в том числе и не отражающихся в параметрах, доступных визуальному анализу.

Для выделения ЭЭГ-признаков, позволяющих дифференцировать вышеописанные клинико-нейро-психологические группы детей с задержками психического развития, было проведено исследование множественных спектрально-корреляционных характеристик ЭЭГ, записанных в разных функциональных состояниях: в покое, при общей активации, при направленном внимании и в период интеллектуальной деятельности. Применение этого метода выявило существенные различия большинства исследованных параметров ЭЭГ между двумя группами детей.

Как в состоянии покоя, в периоде общей активации, так и при деятельности параметры ЭЭГ детей первой группы были ближе к нормальным показателям, чем у детей второй группы. Для второй группы характерны нарушение формирования основного ритма покоя, его нестабильность, низкая когерентность. Особенно велики различия между двумя группами детей в периоде общей активации и в ситуации направленного внимания. В периоде общей активации снижение мощности альфа-ритма, свидетельствующее об усилении активности восходящей неспецифической системы, наблюдалось в первой группе детей (как и в норме) и отсутствовало у детей второй группы, что указывает на ослабление у них активационных неспецифических влияний на кору.

В ситуации направленного внимания изменения ЭЭГ и в первой группе носили локальный характер и характеризовались преимущественным включением лобных отделов. Во второй группе изменения параметров ЭЭГ в этой ситуации носили генерализованный характер и имели противоположную направленность по сравнению с изменениями, наблюдаемыми в первой группе. Наибольшие межгрупповые различия наблюдались в динамике функции когерентности в частотном диапазоне альфа и бета-ритмов в теменно-височных и височно-лобных областях. Снижение когерентности в альфа-диапазоне и нарастание локальной когерентности в бета-диапазоне, выявленные как в норме, так и у детей первой группы, отражают смену сканирующих механизмов при изменении функционального состояния мозга. У детей второй группы в периоде, требующем направленного внимания, не происходило такого рода изменений когерентности ритмов, что может указывать на изменение нейрофизиологических механизмов формирования внимания. У детей первой группы следует подчеркнуть различный характер изменений большинства параметров ЭЭГ в ситуации общей активации и при направленном внимании. У детей второй группы не отмечалось различий ЭЭГ-показателей между этими двумя состояниями.

Разнонаправленность сдвигов ЭЭГ-показателей в этих двух ситуациях может, по-видимому, отражать различие функциональной организации активационных изменений. Это различие в формировании новых функциональных систем при изменении ситуации нарушено у детей второй группы, что проявлялось в трудности формирования направленного внимания. В период интеллектуальной деятельности (при решении в уме арифметических задач) изменения электрофизиологических показателей происходили более дифференцированно. В этот период в известной мере сглаживались межгрупповые различия ЭЭГ-параметров.

Обе группы детей с задержкой психического развития отличались от здоровых сверстников менее активным включением в деятельность теменно-лобных отделов левого полушария и большими, чем в норме, изменениями электрофизиологических показателей в правом полушарии, особенно в лобных отделах, где сдвиги ряда параметров имели иную, чем в норме, направленность. Эти данные могут свидетельствовать о том, что в период интеллектуальной деятельности у детей с задержкой психического развития происходит формирование иных по сравнению с нормой функциональных систем, с преимущественным вовлечением лобных отделов именно правого полушария. Различия в динамике параметров ЭЭГ между группами детей с задержкой психического развития в этот период носят преимущественно не качественный, а количественный характер.

Таким образом, применение спектрально-корреляционного анализа ЭЭГ позволило выявить существенные различия между двумя группами детей с задержками психического развития, выделенных при клинико-нейропсихологическом обследовании. Исследование ЭЭГ в различных функциональных состояниях позволило показать разный характер формирования функциональных систем в период общей активации, внимания и интеллектуальной деятельности, что в значительной мере коррелировало с особенностями познавательной деятельности детей.

На примере данного исследования мы пытались показать, какое место занимает нейропсихологический анализ высших психических функций в комплексе клинических и нейрофизиологических методов изучения аномалий развития у детей. Нейропсихологическое исследование позволяет вскрыть более детально особенности протекания различных форм психической деятельности, а нейрофизиологическое изучение — уточнить связь различных показателей биоэлектрической активности мозга с системными нарушениями психических процессов.

Список литературы

Список литературы диссертационного исследования доктор медицинских наук Клиточенко, Григорий Владимирович, 2010 год

4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001. 261 с.

7. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. М.: Медицина, 1980. — 198 с.

10. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997. — 168 с.

17. Барулин А.Е. Коррекция дыхательных дисфункций при синдроме вегетативной дистонии с помощью биологической обратной связи // Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию Сталинградской битвы. Волгоград, 2003. — С. 7.

21. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене / Ф.Б. Березин, М.П.

22. Мирошников, Р.Б. Рожанец. М.: Медицина, 1976. — 176с.

23. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин Л.: Наука, 1988. — 270 с.

24. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. 2-е изд. / Н.П. Бехтерева. — Л.: Наука, 1988. — 262 с.

26. Бехтерева Н.П. Предисловие. Электрическая стимуляция мозга и нервов у человека /Н.П. Бехтерева. Л.: Наука, 1990. — С. 5-16.

27. Бехтерева Н.П. Теоретические основы патологических состояний / Н.П. Бехтерева. Л.: Наука, 1980. — С. 5-12.

29. Благосклонова Н.К. Электроэнцефалография детского возраста / Н.К. Благосклонова, Л.А Новикова М.: Медицина, 1993. -203 с.

30. Блейхер В.М. Патопсихологическая диагностика / В.М. Блейхер, И.В. Крук. Киев: Здоровье, 1986. — 280 с.

31. Блейхер В.М. Практическая патопсихология / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. Ростов- н/Д : Феникс, 1996. — С. 61-425.

33. Богданов О.В. Некоторые вопросы применения электровоздействий на современном этапе // Лечебные эффекты центральных ипериферических электровоздействий: Материалы конф. СПб., 2001. — С.3-5.

35. Бодалёв A.A. Общая психодиагностика / A.A. Бодалёв, В.В. Столин. -М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 60-65.

38. Бодров В.А. Информационныйстресс. Уч. пос. для вузов / В.А. Бодров. -М::ПЕРСЭ, 2000. 360 с.

39. Бодров В.А. Классификация ошибок человека-оператора / В.А. Бодров, В .Я. Орлов // Технич. эстетика. 1985. — № 7. — С. 22-24.

40. Болдырева Г.Н. Электрическая активность мозга человека при поражении диэнцефальных и лимбических структур. М.: Наука, 2000. -181 с.

44. Боухал М., Конечный Р. Психология в медицине Прага. 1983. — с.81-96.

45. Брагина H.H. Функциональная ассиметрия человека / H.H. Брагина, Т.А. Доброхотова. М:. Медицина, 1988. — 237 с.

47. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.

50. Василевский H.H. О роли биоритмологических процессов в механизмах адаптации и коррекции регуляторных дисфункций / H.H. Василевский,

51. Ю.А. Сидоров, Н.Б. Суворов // Физиология человека. 1993. — Т. 19, №.1.-С. 91-98.

54. Вейн A.M. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. -М.: Мед. информ. агентство, 1998. 752 с.

56. Венчиков А.И., Венчиков В.А. Основные приемы статистической обработки результатов наблюдений в области физиологии М.: Медицина, 1974. 152 с.

58. Волкова Л.П. Периодичность зрительных восприятий в акте бинокулярного зрения и некоторые клинические аспекты использования этого явления: Автореф. дис. . канд. мед. наук. — С-Петербург, 1991. — 21 с.

67. Григорьев А.И. Здоровье и космос / А.И. Григорьев, P.M. Баевский. М., 2001.-96 с.

70. Гурьёва М.Б. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей школьного возраста. Автореф. дис. . канд. мед. наук. — Москва, 2004. 25 с.

72. Давыдов A.A. Аутогенная тренировка. Волгоград: Б.и., 1991. 16 с.

75. Жирмунская Е.А. В поисках объяснений феноменов ЭЭГ / Е.А. Жирмунская. М., 1996. — 117 с.

76. Жирмунская Е.А. Электроэнцефалография в клинической практике / Е.А. Жирмунская., B.C. Лосев. М., 1997. — С. 12-59.

78. Журба Л.Т., Мастюкова М.Е. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Москва. — 1985. — с. 8-112.

79. Заваденко H.H. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа пресс, 2001. — 128 с.

80. Заваденко H.H. Школьная дезадаптация в педиатрической практике // H.H. Заваденко / Лечащий врач. 2005. — № 1. — с. 22-27.

86. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография с элементами эпилептологии / Л.Р. Зенков. Таганрог. — 1996. — 357с.

87. Зенков Л.Р. Нелекарственные методы лечения эпилептических припадков / Л.Р. Зенков // Неврологич. журн. — 1998. № 1. С.

88. Зенков Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней /Л.Р. Зенков, М.А. Ронкин . М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 488 с.

92. Иващенко О.И. Перспективы использования метода биологической обратной связи в нейротерапии хронических заболеваний // Научно-практическая конференция. Опыт лечения и диагностики. К 20-летию клинической больницы МСЧ №1 AMO ЗИЛ. -М., 2001.-С. 66-69.

94. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб. 2001. -162 с.

99. Карвасарский Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. М.: Медицина, 1985. — 303 с.

100. Кирой В.Н. Электроэнцефалография. Ростов-на-Дону, 1998. — 239 с.

104. Клаучек C.B. Психофизиологическое моделирование профессионального стресса человека-оператора / C.B. Клаучек //

106. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001. — 116 с.

107. Климова-Черкасова В.И. Психофизиологическая индивидуальность и системный подход к её оценке / В.И. Климова

108. Черкасова // Материалы XVII съезда физиологов России. Ростов н/Д, 1998.-С. 361-362.

111. Колосова О А., Рябус М.В. БОС-приоритетный метод в лечении различных форм головной боли напряжения // Тезисы Российской научно-практической конференции «Организация медицинской помощи больным с болевыми синдромами». — Новосибирск. 1997. — с. 60-62.

112. Команцев В.Н., Заболотных В.А. Методические основы клинической электронейромиографии. Санкт-Петербург. — 2001. — 349 с.

118. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях / Ф.П. Космолинский. М.: Медицина, 1976.191 с.

119. Кочегура Т.Н. Физиологическое обоснование метода повышения работоспособности человека-оператора с использованием биорезонансного воздействия на центральную нервную систему. Автореф. дис. . канд. мед. наук. — Волгоград, 2006. 21 с.

120. Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка.-Ленинград: Медгиз. 1958. — 320 с.

121. Кропотов Ю.Д., Пономарев В. А. Нейрофизиология целенаправленной деятельности. Л.: Наука, 1993. — 130 с.

123. Кропотов Ю.Д. Роль стриатума в селекции действий // Физиол. журн. 1997. -№1. — С.45-48.

124. Кропотова О.В. Нейрофизиологические корреляты селективного внимания, селекции действий и их нарушения при синдроме дефицитавнимания и гиперактивности у человека: Автореф. дис. . канд. биол. наук. СПб., 1998. — 16 с.

125. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника / Н.Ф. Круглова. М. 2004. — 248 с.

126. Крупская Е.В. Функциональная зрелость регуляторных систем мозга и организация внимания у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Автореф. дис. . канд. биол. наук. — Москва, 2006. -17 с.

127. Кудинова Е.В. Целенаправленная коррекция компенсаторно-восстановительных процессов в поврежденных отделах головного мозга с помощью биоинформационных методов/ Е.В. Кудинова // Всерос. конф. — М., 2003. С.51.

129. Кулаев С.Р. с соавт. Роль эндогенных ритмических процессов в регуляции функций организма на ранних стадиях развития // Физиология развития человека: Матер, междунар. конф., поев. 55-летию Института возрастной физиологии РАО Москва, 2000.- С. 248-249.

130. Кулаичев А.П. Компьютерная электрофизиология. 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Изд-во МГУ, 2002. — 379 с.

132. Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 10. — С. 41-44.

134. Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / В.Р. Кучма, И.П. Брязгунов. М.: Медицина, 1997. — 147 с.

135. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. -М., 1985.-С. 9.

138. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова, A.C. Кузнецова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 123с.

142. Лобзин B.C. Аутогенная тренировка. Справочное пособие для врачей / B.C. Лобзин, М.М. Решетников. Л.: Медицина, 1986. — 280 с.

144. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин. М., 1985. — 232с.

147. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., Мед. — 1973. — с. 7-234.

148. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2000. — 190 с.

149. Макаров C.B. Оценка уровня здоровья и его коррекция методами аудиовизуальной стимуляции и нейробиоуправления при опиоидно-зависимых состояниях. Автореф. дис. . канд. мед. наук. — Воронеж, 2005.-21 с.

150. Максимова A.A. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 224 с.

152. Малкин В.Б., Гора Е.П. Физиологические эффекты произвольной задержки дыхания // Физиология человека. 1990. — № 1. — С. 118-126.

155. Мачинская Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. — Москва, 2001. — 46 с.

159. Медведев C.B. Динамическая организация мозговых систем / C.B. Медведев, C.B. Пахомов. Л.: Наука, 1989. — С. 69-132.

160. Меделяновский А.Н. Функциональные системы, обеспечивающие гомеостаз / А.Н. Меделяновский // Функциональные системы организма:

161. Руководство / Под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 1987. — С. 77-97.

166. Москаленко Ю.Е., Хилько В.А. Принципы изучения сосудистой системы головного мозга человека. — М.: Наука, 1984. 145 с.

169. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.- 167 с.

174. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология. Спб., «Питер», 2002. — 384 с.

176. Первушин Ю. В. Резонансные механизмы смены биологических состояний / Ю.В. Первушин // Биофизика. 1991. — Т. 36, № 3. — С. 534536.

180. Петров В.И. Возбуждающие аминокислоты / В.И. Петров, Л.Б. Пиотровский, И.А. Григорьев. Волгоград, 2001. — 167 с.

182. Платонов K.K. Психологический практикум / K.K. Платонов. М.: Высш. шк., 1980. 165с.

183. Платонов К.К. Человек в полете. 2-е изд. / К.К. Платонов. М.: Воениздат, 1957. — 55с.

185. Пятакович Ф.А. Циклически управляемая бинокулярная синхроцветостимуляция // Материалы Второй Международной конференции «Циклические процессы в природе и обществе». — Ставрополь, 1994.-с.66-70. :

187. Разумов А.Н. Методы нелекарственной терапии, диагностика и коррекция здоровья / А.Н. Разумов, Л.А. Гридин. М.: ММА, 1993. -220с.

188. Робу А.И. Стресс и гипоталамические гормоны / А.И. Робу // Ин-т зоологии и физиологии АН МССР. Кишинёв: Штиница, 1989. — С. 219.

189. Розе H.A. Психомоторика взрослого человека / H.A. Розе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 128 с.

190. Ромен A.C. Психическая саморегуляция персонала энергетических предприятий. 1983. 67 с.

192. Рябыкина Г.В. Анализ вариабельности ритма сердца / Г.В. Рябыкина., A.B. Соболев // Кардиология. 1996. — № 10. — С.87 — 97.

193. Савченко В.В. Методологические аспекты игрового биоуправления // Бюллетень СО РАМН, №3 (113) 2004 г — с.61-64.

196. Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2002. — 159 с.

198. Сергеев П.В., Шимановский И.Л., Петров В.И. Рецепторы физиологически активных веществ. — М. — 1999. — 639 с.

199. Сидоренко A.B. Модели и алгоритмы диагностики и управления в компьютерной биотехнической системе светодиодной цветостимуляции. Автореф. дис. . канд. мед. наук. — Белгород, 2002. — 21 с.

200. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ. -1978. — с.78-96.

201. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе .- М.: Изд-во МГУ. 1985. — с. 8 — 118.

204. Сиротюк A.JI. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.

205. Система медико-педагогического контроля готовности и адаптации- детей 6-летнего возраста к обучению в школе / Информационно-методическое письмо. Волгоград. 1988. — 33 с.

207. Скупченко В.В. Фазотонный мозг / В.В. Скупченко. Хабаровск, 1991.- 136 с.

212. Смирнов В.М. Артифициальные стабильные функциональные связи. / В.М. Смирнов, Ю.В. Бородкин. JL: Медицина, 1979. — 192 с.

215. Солопов И1Н. Способность человек оценивать изменения и величину основных параметров внешнего дыхания при мышечной работе // Физиология человека. 2000. — Т. 24, № 5. — С. 35.

218. Спилбергер Ч.Д. Подходы к изучению стресса и тревоги в спорте / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. — С. 12-24.

219. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. -Л. Наука. 1990. — 198 с.

222. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К.В. Судаков. М.: Медицина, 1998. — 265 с.

224. Судаков К.В. Общие закономерности системогенеза. Теория системогенеза / К.В. Судаков. М.: «Горизонт», 1997. — С. 74-92.

227. Счастный А.И. Сложные формы поведения антропоидов / А.И. Счастный. -JL: Наука, 1972. 186 с.

228. Трауготт H.H., Кауфман Д.А. К вопросу о механизмах краткосрочной памяти // Журн. высш. нервн. деят. 1971. — Т.21. — N.2. -с.552-559.

229. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте .- М. Медицина.-1986.-218 с.

233. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995. — 122 с.

240. Федотчев А.И. Неспецифические механизмы адаптации ЦНС к прерывистым раздражениям, спектральная структура ЭЭГ и оптимальные параметры ритмических сенсорных воздействие / АИ Федотчев, А.Т. Бондарь // Успехи физиол. наук. 1996. — Т. 27 s jyf0 4 q 44-62.

241. Федотчев А.И. Резонансные явления в ЭЭГ при фотостнцуляции с меняющейся частотой вспышек. Региональные особенности резонансных эффектов / А.И. Федотчев, А.Т. Бондарь, В.Ф. Коновалов //

242. Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 4. — С. 573-579.

245. Фесенко Ю.А. Энурез у детей: традиционные и нетрадиционные методы терапии / Ю.А.Фесенко, М.И. Лохов. СПб. — 2003. — 135 с.

247. Физиология высшей нервной деятельности ребенка / под ред. З.И. Коларовой. М.: Мед. 1968. — с.97-114.

248. Формирование системной организации психофизических функций в процессе индивидуального развития ребенка.- М.-АПН СССР.-1982.-154 с.

249. Франк Г.М. Саморегуляция клеточных процессов // Биологические аспекты кибернетики. — М., 1962. С.ЗЗ.

251. Фролов М.В. Контроль функционального состояния человека оператора / М.В. Фролов. М.: Наука, 1987. — 197 с.

252. Фудин H.A. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом / H.A. Фудин, О.П. Тараканов^

253. С.Я. Классина // Физиология человека. 1996. — № 3. — С. 99-107.

254. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию / Дж. Хэссет. М.: Мир, 1981.-248 с.

255. Хомская Е.Д. Мозг и активация. — М.: Издательство Московского университета, 1972. — 381 с.

256. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2008 — 496 с.

257. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978. — 296 с.

258. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000. — 156 с.

260. Черниговская Н. В. Адаптивное биоуправление в неврологии. Л., 1978.

266. Швец М.В. Модели и алгоритмы биоуправления в компьютерной системе миллиметровой терапии с гексагональной схемой матричного излучателя и клиническая оценка ее эффективности: Автореф. дис. . канд. мед. наук. — Белгород, 2008. — 21 с.

267. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и• психопатоподобным синдромом / Ю.С Шевченко. М. — 1997. — С. 87.

269. Штарк М.Б., Павленко С. С., Скок А.Б., Шубина О.С. Биоуправление в клинической практике // Неврологический журнал. -2000. -№4.-С. 52т57.

273. Щекутьев Г.А. Нейрофизиологические исследования в клинике. -М.: «Антидор», 2001. 232 с.

274. Эверли С. Стресс: Природа и лечение / С. Эверли, Р. Розенфельд. -М.: Медицина, 1985. 223 с.

279. Aaslid R., Lindegaard K.F., Sorteberg W. et al. Cerebral autoregulation dynamics in humans // Stroke. 1989. — Vol. 20. — P. 45-52.

280. Abarbanel A. Gates, States, Rhythms, and Resonances: The Scientific

281. Basis of Neurofeedback Training // Journal of Neurotherapy. 1995. — Vol. 1, № 2. — P. 15-38:

283. Adolescence. 1998. — Vol. 33. — P. 103.

289. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity: A handbook for diagnosis and treatment. -N.Y., 1990. 688 p.

291. Basar E. Biophisical and phsiological sistems analysis / E. Basar. -London: Addison- Wesley Publishing Company, 1999. 366 P.

293. Bauer J. EEG, drug effects and central nervous system poisoning J Ed. by Niedermeyer F., da Silva L. 1982. -p. 479-489.

304. Canter P.H. The therapeutic effects of meditation / P.H. Canter // BMJ. 2003.-Vol! 326, № 7398. — P. 1049^-1050.

306. Carich M.S. Alderian application of hypnosis and hypnotherapy / M.S. Carich // Individ. Psychol. 1990. — Vol. 46, № 4. — P. 81-83.

321. Fisher B.C., Bekley R. Attention Deficit Disorder (Practical Coping Method). Boca Ration: CRC Press, 1999.

328. Glass L. Synchronization and rhythmic processes in physiology / L. Glass // Nature. 2001. — Vol. 410. — P. 277.

333. Groves D. Meditation for Busy People / D. Groves. San Rafael CA: New World Library, 1993.-360 p.

334. Gustafsson P., Thernlund G., RydingE., Rosen I., Cederblad M.

336. Hainsworth L. The effect of geophysical phenomena on human t^^s^i^h / L. Hainsworth // Specul: Sci. and Technol. 1983. — V. 6, № 5. — P.

337. Hassed’C. Meditation, in general practices / C. Hassed // Aust, j?am Physician. 1996. — Vol. 25, № 8. — P. 1257-1260.

338. Hassett L.C. Summary of the scientific literature for pain and / L.C. Hassett // Anesth. Prog. 1991. — Vol. 38, № 3. — P. 101-107.

339. Hiew C. Hemi-Sync into creativity /C. Hiew// Hemi-Sync Jo\jLrnaj 1995.-Vol. 13, № l.-P. 3-5.

342. Huttenlocher P.R., De Courten G, Garey L.G., Van OerLoosH

347. Jones E.G., Steriade M., Llinas R.R. Thalamic oscillations and signaling // Willey interscience. — N.Y. 1990. — p.431.

354. Lam R.W. et. Al. Hypersomnia. Morning Bight Therapy fo^ Winter Depression // Biol Psychiatry — 1992. — N.31. — p. 1062-1064.

358. Lolas F. Perspectives on stress and’stressrelated topics / 1?. Lolas Berlin: Springer, 1987. 218 p.

366. Mandler M. Temporal frequency discrimination above threshold / M. Mandler //Vision Res. 1984. — Vol. 24, № 12. — P. 1873-1880.

369. Martin P. R. Psychological management of chronic headaches. // New-York: Guilford Press-1993.

371. Máuskop A. Alternative therapies in headache. Is There a Role? // Med. Clin. North. Am. 2001. — № 4. — P. 1077-1084.

379. Nichols J.G., Martin A.R., Wallace B.G., Fuchs P.A. From neuron to brain. — Sunderland, Massachusetts. — 2001. — 672 p.

383. Oster G. Auditory beats in the brain /G. Oster // Scientific American. -1973. -P. 94-102.

384. Owens J. Integrating paradigms /J. Owens // Hémi-Sync Journal: -1995. Vol. 13. P. 1-3.

387. Ponser M.L, Petersen S;E. The attention system of the human brain // Ann. Rev. Neurosci. 1990. — Vol.13. — P.25-42.

393. Rutter M. A neuropsychiatric study in childhood / M. Rutter, P.Graham, W.Yule // Am. J. Psych. 1982. — 139. — P. 1.

394. Sandler S. Hyperkinetic or attention deficit disorder/ S~ Sandler// Brit.psychiatry.-1996.-July.-P. 169.

396. Schwartz M.S. Biofeedback. New York, 1995. — 908 p.

397. Shaffer L.B. Attention-deficit hyperactivity disorder/ L.B. Shaffer, R.S. Krug // Psihiatry.-1993.- P. 409-12.

403. Spelman R. EEG primer / R. Spelman. London: Butterworth Publishers, 1993. — 420 p.

412. Theorell T. Biological stress markers and misconceptions about them / T. Theorell // Stress and health. 2003. — Vol. 19. — P. 59-60.

414. Trities R.L., Lapraed’ K. Evidence for an independent syndrome of hyperactivity // Child Psychol. Psychiatry.-1983.-24.-p 573.

422. Walter S. Letie R. Sprachforderung in Kindertagesstotten. Berlin, 2001. — p.34-46.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: [email protected], Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Аномалии развития носа

Козорез Е. С.

Виды аномалий наружного носа

Врожденные аномалии наружного носа обусловлены нарушением эмбрионального развития, встречаются относительно редко. Это полное отсутствие или недостаточное развитие носа, избыточный рост его частей, ненормальное расположение и развитие всего носа или его отделов.

В практике отмечены следующие врожденные уродства:

двойной нос;

расщепление носа;

формирование носа в один или два хобота;

отсутствие одной или обеих половин наружного носа;

свищи или кисты носа;

пороки развития носовых раковин;

атрезия хоан.

Нередко сочетаются с пороками развития других органов и частей тела, например с незаращением твердого или мягкого неба, верхней губы, с недоразвитием конечностей.

Лечение: только хирургическое. Показания к операции зависят от характера аномалии, степени дефекта и наличия других пороков развития. Менее тяжелы и более доступны для хирургического лечения свищи спинки носа и дермоидные кисты, возникающие в связи с нарушением эмбрионального развития зачатков эпителия. Обычно киста находится под кожей спинки носа в области соединения носовых костей с хрящом. Киста может открываться свищом, из которого выступают волосы. Операции производят в раннем детском возрасте, что позволяет добиться лучших косметических результатов и предупреждает неправильное развитие костей лица в связи с уродством.

Стандарт специализированной медицинской помощи детям при врожденных аномалиях нервной системы
Стандарт специализированной медицинской помощи детям при врожденных аномалиях (пороках развития) и заболеваниях заднего сегмента глаза
Стандарт специализированной медицинской помощи при глаукоме
Стандарт специализированной медицинской помощи при врожденных аномалиях (пороках развития) сердечной перегородки
Стандарт специализированной медицинской помощи при других врожденных аномалиях (пороках развития) сердечной перегородки
Стандарт специализированной медицинской помощи при врожденном стенозе аортального клапана
Стандарт специализированной медицинской помощи при врожденном стенозе легочной артерии и других врожденных аномалиях легочной артерии
Стандарт специализированной медицинской помощи при субарахноидальных и внутримозговых кровоизлияниях
Стандарт специализированной медицинской помощи женщинам при гипогонадизме
Стандарт специализированной медицинской помощи детям при задержке полового развития
Стандарт специализированной медицинской помощи детям при нарушениях формирования пола
Стандарт специализированной медицинской помощи при грубой ригидной сколиотической деформации позвоночника
Стандарт специализированной медицинской помощи при дегенеративных заболеваниях позвоночника и спинного мозга
Стандарт специализированной медицинской помощи детям при преждевременном половом созревании
Стандарт специализированной медицинской помощи при врожденном ихтиозе
Стандарт специализированной медицинской помощи детям при туберозном склерозе
Стандарт специализированной медицинской помощи при остром нефритическом синдроме, рецидивирующей и устойчивой гематурии, хроническом нефритическом синдроме, других уточненных синдромах врожденных аномалий, не классифицированных в других рубриках
Стандарт специализированной медицинской помощи детям при задержке роста

Новые статьи:

  • Киста головного мозга арахноидальная

    Нейрохирурги "Герцлия Медикал Центр" проводят уникальные операции по удалению кист головного мозга. Прогрессивные методики существенно…

  • МРТ головного мозга Москва

    Все цены на МРТ головного мозга в Москве представлены у нас в каталоге клиник или…

  • Опухоль ствола головного мозга

    Глиома головного мозга — самый распространенный вид опухоли мозга. Она формируется на основе глиальной ткани,…

  • Хроническая ишемия головного мозга 2

     Статья посвящена проблеме хронической цереброваскулярной патологии, имеющей чрезвычайную медицинскую и социальную значимость. Изложены вопросы…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Что такое абдоминальные боли в животе?
  • Шизоидное расстройство личности
  • Гиповитаминоз а
  • Опухоль ствола головного мозга
  • Стираемость зубов

Свежие комментарии

    Архивы

    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Здоровье

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    ©2020 Институт красоты и здоровья | Theme: Wordly by SuperbThemes