В социуме закреплены определенные правила поведения, отклонение от которых приводит к нарушению общепринятых норм и понятий. В современном обществе нарушение поведения может быть неприемлемым и называться отклоняющимся, или девиантным.
Есть разнообразные группы, где у детей можно наблюдать нарушение поведения. Кроме того, выделяют разные по причинам, динамике и педагогическим и психологическим характеристикам основные группы:
- Непатологическое нарушение поведения.
- Патологическая группа, которая характеризуется характерологическими реакциями.
Первая группа характеризуется преимущественно изменениями, которые происходят в поведении детей в старшем дошкольном возрасте в зависимости от ситуации или определенной микросреды, где ребенок себя проявляет. Это непатологическое нарушение поведения детей, сопровождающееся конкретной психологической направленностью.
Соответствующие реакции поведения ребенка в старшем дошкольном возрасте в определенной среде не приводят к расстройствам психики, соматических функций, нарушению адаптации в социуме и не сопровождается критическими отклонениями в этом возрасте от нормы.
Остановимся на следующей группе, которая носит патологический характер. Преимущественно реакции являются личностными и психогенными, они отклоняются от норм и правил поведения ребенка в обществе. Сопровождаются нарушениями психики, способствуют невротическим расстройствам, проявляются также психические реакции поведения.
Появляется патологический характер у детей в старшем дошкольном возрасте на фоне депрессий, невротических заболеваний, психических расстройств и других отклонений. Сначала реакция может и не проявляться как патологическая, однако постепенно приобретает соответствующий характер. Это может происходить при кризисном переходном периоде у детей семилетнего возраста.
Основная стадия перехода из непатологической группы в патологическую группу сопровождается соответствующими признаками. Они характерны для поведения детей в определенной микросреде. Если ребенок ведет себя адекватно, а далее меняет поведение, которое выходит за рамки привычного, то этому способствует определенная социальная среда.
В зависимости от конкретной ситуации дети могут вести себя раздражительно или возбужденно. К нарушениям поведения относятся конфликтные ситуации, которые возникают на почве недопонимания, а также неврологические расстройства, вытекающие из этого. В результате состояние аффекта и нарушение вегетативной сосудистой системы.
В случае патологии исследования отмечают, что чаще всего возникают расстройства психики в неблагополучных семьях с неправильным непедагогическим подходом к воспитанию детей. Это постоянное неблагоприятное воздействие на эмоции ребенка, конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми в присутствии детей, а также длительные недобропорядочные отношения внутри семьи.
В результате этого возникают соматические расстройства, нервное перенапряжение, эмоционально стрессовая ситуация, депрессии, развиваются патологии в чертах характера. Также на психику ребенка в старшем дошкольном возрасте влияют внешние факторы воздействия. Это психологический неблагополучный микроклимат в обществе, где есть дети, которым свойственны изменения в поведении в связи с неправильным воспитанием и педагогической запущенностью.
Нарушение поведения — критерии оценки:
- Изменения в поведении детей происходят постоянно, то есть носят устойчивый характер.
- Множественность в характере поведения ребенка.
По статистике к семилетнему возрасту у детей могут закрепиться нарушения в поведении. Педагоги отмечают, что это свойственно всем категориям детей. Психологи утверждают, что дети с какими-то нарушениями есть всегда, и их количество из года в год увеличивается.
Проблемы поведения детей в социальной среде обитания на сегодня являются актуальной темой. Особенно это касается детей семилетнего возраста. Дошкольники пополняют статистику по увеличению детей с ярко выраженными признаками соматических и нервных расстройств, а также нарушения поведения в обществе. Много на сегодня также зафиксировано детей с психическими отклонениями, сопровождающимися агрессивностью и выраженным протестом в поведении.
Исследования нарушения поведения дошкольников в старшем дошкольном возрасте проводились учеными, которые рассматривали эту актуальную на сегодня проблему. Среди многих авторов, которые занимались изучением детской психологии, следует выделить: С. Д. Арзуманян, Л. С. Алексеева, М. В. Львова, Б. С. Братусь, Н. В. Бондаренко, A. Д. Вислова, Я. И. Гилинский, Д. П. Дирбенев, И. С. Кон, Ю. А. Клейберг, B. Т. Кондратенко, Т. Н. Курбатова, И. А. Фурманова.
Авторы исследований и многих книг по психологии и педагогике изучали проблемы психических отклонений и соматического поведения дошкольников, рассматривали межличностные взаимоотношения между воспитанниками и педагогами, между родителями и детьми.
В трудах ученых определялись нарушения поведения, отклонения их от норм и правил, исследовались характерные признаки и концепции их оценки в обществе. Специалисты по практической психологии изучали особенности эмоционального развития детей с нарушениями поведения. Среди многих авторов, которые изучали проблематичное поведение дошкольников, следует выделить: Л.И. Божови, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов.
Учёными засвидетельствовано, что огромную нишу в педагогике занимает эмоциональная основа поведения дошкольников. Также немаловажную позицию занимает микроклимат, где вырастает малыш, общение с педагогами, родителями.
В семилетнем возрасте ребёнок учится жить в социуме, общаться и выражать свои чувства. У педагогов могут появляться вопросы, связанные с отклонениями от нормы правил поведения. Дети легко возбуждаются и становятся раздражительными. Следующие изменения появляются с кризисом переходного возраста, становлением ребенка как личности, а так же оценка со стороны социума.
В своих трудах А.В.Запорожец определяет понятие проблемного выражения эмоций. Раскрывая суть вопроса, он говорит о чувствах, которые возникают у детей данной категории, эмоциях, переживаниях. Дети познают мир, сопереживают окружающим, стараются помочь нуждающимся своими поступками и действиями. Основные проблемы в этом возрасте могут возникать из-за нереализованных возможностей, что приводит к задержке формирования личности.
Изучая проблему с современной точки зрения, специалисты в сфере педагогики Д.В,Березина и Е.В.Михайлова рассматривают понятие развития эмоционального состояния ребенка, которое существенно влияет на особенности их поведения. Такое состояние часто приводит к разным вариантам дезадаптации. О чём это говорит? Когда ребенок не может эмоционально приспособиться к условиям и правилам социальной жизни.
Среди детей пяти – семи лет различают несколько характеристик эмоционального развития:
- уравновешенный тип характера;
- эмоциональный настрой, которому предшествуют желание, представление, действие;
чувства под контролем; - оценка в конкретной ситуации эмоций ребенка со стороны взрослого, как неодобрительная, так и поощрительная.
Отрицательные эмоции от негативной оценки взрослого в дальнейшем могут повлечь за собой чувство легкой возбудимости, напряжения, стресса. Позитивный настрой к действиям ребенка повлекут положительную динамику эмоционального развития психики ребенка.
Одной из основных составляющих является состояние аффекта:
- переходный период от желаний к действиям с получение в конце конкретного позитивного результата;
- завышенная самооценка ребенка со стороны взрослого позволяет достигать новых вершин и осваивать новые виды деятельности без чувства страха. Это происходит ещё до поступления ребенка в школу, где уровень самооценки автоматически понижается;
- мотивационная система, способствующая разработать концепцию значимости и соподчинения мотивов. Новые мотивы способствуют достижению новых целей. Момент присутствия мотива соревнования благоприятно влияет на развитие индивидуальности. Влияние оказывается на ребенка для достижения им успехов в учебе и трудовой деятельности;
- развивается характерная особенность оценки поведения в обществе и социальном быту.
Аффективные дети (англ. affective children) – дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения к.-л. существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения (см. Фрустрация).
Характеристика А. д. зависит от содержания неудовлетворенной потребности и ее соотношения с др. потребностями ребенка и всей его личностью.
1. Одни дети, пытаясь сохранить привычную самооценку, отвергают постигший их неуспех: причину его возникновения они приписывают не зависящим от них обстоятельствам, обвиняя при этом окружающих, и не только не снижают, но могут даже повышать свой уровень притязаний. У таких детей наблюдаются проявления бравады, заносчивости, фрондирование, агрессивное поведение, излишнее стремление к самоутверждению, негативизма. 2. Др. дети, напротив, стремятся достичь успеха за счет постановки более легких, заведомо достижимых для них целей. Эти дети характеризуются неуверенностью в себе, боязнью разочарования в своих возможностях. Они отличаются повышенной обидчивостью, подозрительностью, ранимостью и т. п. Длительное сохранение аффективных переживаний и аффективных форм поведения приводит к тому, что последние закрепляются и становятся относительно устойчивыми чертами характера. Правильное с педагогической т. зр. разрешение внутреннего конфликта предполагает приведение в соответствие самооценки и уровня притязаний ребенка с его реальными способностями. Опыт педагогической работы с А. д. показывает, что если педагогическое вмешательство осуществлено своевременно, оно предупреждает развитие у детей аффективных форм поведения. В противном случае даже снятие аффективных переживаний не уничтожает закрепившихся форм поведения, и требуется длительная работа по перевоспитанию детей. См. Аффект неадекватности.
Основные виды нарушений поведения у детей
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибками воспитания или 2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи — главное условие ее успешности и эффективности.
Агрессивность. Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы. Поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно если у него ограничена способность к самовыражению.
Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.
Психические расстройства у детей
Контакты:по рабочим дням с 10-00 до 15-00
Телефон: +7 (812) 670-02-34
Психические отклонения, такие как неврозы и неврозоподобные состояния, эпилепсия, шизофрения и аутизм, характерны для любого возраста, включая и детский период развития личности. Основная симптоматика проявляется в характерных признаках и у стариков, и в юношеском возрасте, но имеет свою специфику.
Интервью профессора Макарова И.В. Медиажурнал «Психотерапия в России». Выпуск #40 (июнь 2016).
Существуют также психические расстройства, характерные именно в детском возрасте, но распространяющиеся на весь следующий период жизни человека. Такие патологии базируются на определенных нарушениях естественного развития детского организма. Их отличает стойкость проявления без явных колебаний психического состояния и отсутствие значимой динамики проявления симптоматики. С возрастом некоторые симптомы ряда психических расстройств детского возраста могут редуцироваться, некоторые симптомы по характеру и форме проявления склонны изменяться, но полностью не исчезают. Статистические исследования подтверждает, что психические расстройства врачи чаще всего обнаруживают у мальчиков.
Проблема детского аутизма
Так называемый синдром Каннера, или детский аутизм – довольно редкая патология (в среднем около 0,03 %). Заболевание характерно в большей степени для мальчиков (в 4 раза чаще, чем у девочек). Считается, что первые симптомы появляются еще в младенческом возрасте, но диагностировать заболевания по симптомам в таком раннем возрасте нельзя, поскольку все признаки аутизма в этот период – неспецифические. Обычно врачи диагностируют патологию гораздо позже, при формировании социальных контактов (примерно с трех лет).
Динамика и симптоматика заболевания:
- отсутствие стремления к общению;
- нарушение эмоционального контакта с окружающими (неспособность к сопереживанию, эмоциональная холодность);
- проблемы в выражении адекватных эмоций (амбивалентность эмоций);
- несоответствие используемых жестов, тембра, мимики при выражении своих мыслей и действий по отношению к окружающим;
- специфические особенности речи – повторы слов и оборотов (эхолалии), неумение грамотного определения местоимений, монотонность речи, ее неактивный характер при вынужденном общении, манерность.
В ряде случаев у ребенка не обнаруживаются признаков ухудшения механической памяти, а стремление к упорядочиванию окружающих вещей принимает своеобразные формы. Больные стремятся жить в мире без изменений. У них появляется страх перед любым нарушением стабильности окружающего.
Патологические проявления аутизма:
- опасные действия, направленные против себя самого (аутоагрессия) и/или, в ситуации депривации потребностей, – на окружающих (чаще близких) – кусание, щипание, вырывание волос, удары в голову и другие части тела;
- специфические нарушений поведения со склонностью к повторяющимся стереотипным действиям;
- приверженностью к определенным маршрутам, одежде и еде, стремлением выкладывать предметы в ряд (стереотипии и ритуалы);
- умственное развития у большинства больных детей формально ниже возрастной нормы.
Причин возникновения патологии включают как факторы наследственной предрасположенности, так и различные вредности внутриутробного развития. По мере взросления ребенка симптоматика заболевания может смягчаться, а поведение в ряде случаев наблюдается улучшение.
При постановке диагноза необходимо учитывать схожесть проявления аутизма с шизофренией или олигофренией.
Методика лечения патологии включает в себя специальное обучение и применения некоторых специфических лекарственных препаратов.
Гиперкинетическое расстройство
Гиперкинетическое расстройство, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью,– довольно частое нарушение развития у детей с колебанием от 4 до 9 % при соотношении четыре-пять к одному у мальчиков и девочек.
Характерные проявления патологии:
- гиперактивность (двигательная и/или вербальная);
- импульсивность;
- нарушение внимания;
- академическая (в том числе школьная) неуспеваемость.
Дети с таким заболеванием не могут завершить ни одно начатое дело. Имея нормальные умственные способности, они быстро теряют интерес к поставленным задачам и склонны к потере вещей, к уличным и школьным конфликтам. Не могут сконцентрировать свое внимание на фильме или телевизионной передаче, если требуется активное внимание к полезному, но не развлекательному материалу, задают окружающим бесконечные вопросы, ответы на которые не могут выслушать, периодически ввязываются в выяснения отношений и скандалы, провоцируя сверстников и взрослых.
К причинам возникновения патологии относятся как генетические факторы предрасположенности к данному расстройству, так и вредности перинатального и раннего натального периодов. Социально-психологические факторы (нарушение детско-родительских отношений) усугубляют течение болезни и служат почвой для развития сопутствующих расстройств пограничного спектра.
Пик проявления симптомов данного заболевания приходится на возраст 6-8 лет. Гиперактивность, наблюдаемая в дошкольном и младшем возрасте, постепенно исчезает со временем или замещается вербальной. Тогда как нарушение внимания и импульсивность без коррекционных мероприятий (медикаментозных и психосоциальных) остается длительное время и переносится во взрослую жизнь. Таким образом, заболевание требует серьезного и максимально раннего лечения, так как существует опасность формирования асоциального типа поведения.
Коррекция состояния достигается комплексом медико-психолого-социальных мероприятий с использованием корректоров поведения для снижения гиперактивности и импульсивности, не позволяющих ребенку эффективно развиваться в окружающей среде (детских учреждениях, в школе и дома.) и ноотропной терапии, обеспечивающей развитие функции внимания и потенциальных способностей ребенка в его когнитивном развитии.
В качестве медикаментозного лечения применяют некоторые психотропные препараты:
При лечении необходимо учитывать специфику каждого лекарства. Кроме того, среди лечебных мероприятий используются методы физиотерапии и психологической коррекции: БОС-терапия, транскраниальная микрополяризация (ТКДГ), занятия с психологом, семейные, индивидуальные и групповые.
Задержка психического развития
Задержкой психического развития (ЗПР) принято считать различные по происхождению состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и недоразвитием познавательной деятельности по типу олигофрении.
К причинам возникновения ЗПР можно отнести биологические факторы — генетические, инфекции, травмы, интоксикации, которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие органические повреждения головного мозга; и социальные факторы — недостаточное воспитание, дефицит информации и другие. Однако чаще всего этиология ЗПР имеет мультифакториальный характер со значительным влиянием наследственности, перинатальной патологии и социальных факторов.
Характерные проявления патологии:
- запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
- эмоциональная незрелость;
- неравномерность развития отдельных психических функций;
- функциональный, обратимый характер нарушений.
Чаще всего задержка психо-речевого развития обнаруживается на начальных этапах обучения и проявляется в трудностях усвоения знаний, навыков и умений, адаптации к учебным требованиям.
Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению в связи со следующими особенностями:
- выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания;
- отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле;
- низкая познавательная активность;
- недостаточное развитие тонкой моторики рук;
- в ряде случаев повышенная двигательная активность;
- недостаточны или искажены навыки чтения, письма;
- эмоциональная неустойчивость, такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Кроме того, ЗПР нередко могут сопутствовать такие расстройства как моторная и сенсо-моторная алалия, синдром гиперактивности, аутистикоподобные проявления или эпилепсия.
Такая задержка развития, в отличие от олигофрении, не характеризуется равномерным отставанием в проявлении психических функций. По мере взросления у ребенка улучшается общее состояние, сглаживаются отдельные проявления патологии, но так бывает не всегда. Иногда и во взрослом возрасте нарушения остаются на уровне психического отклонения. Их коррекция требует раннего педагогического вмешательства.
Некоторые редкие синдромы, характерные для детского возраста
Синдром Ландау—Клеффнера отличается стойким и выраженным нарушение произношения ребенком слов и предложений, а также понимания их с последующей утратой речи. Особенностью такой патологии медики считают:
- >
- развитие расстройства речи после нормального развития в возрасте от трех до семи лет;
- возникновение эпилептических приступов;
- эпилептическая активность с высоким индексом, в большинстве случаев обнаруживаемая во время сна.
Во всех случаях требуется медикаментозное лечение.
Синдром Ретта – генетическое заболевание, которое характерно только для девочек, когда постепенно утрачиваются мануальные навыки и речь. Отмечается задержка роста головы, проявление энуреза, энкопреза и приступов одышки, а в некоторых случаях даже эпилептические припадки. Патология проявляется в первый-второй год после рождения во всех случаях на фоне предшествующего развитию симптомов заболевания нормального развития ребенка. В дальнейшем к симптоматике присоединяются признаки атаксии, сколиоза и кифосколиоза. Характерны стадии заболевания, одна из которых – аутистическая, клинически по симптомамам напоминает проявления, наблюдаемые у детей с детским аутизмом. Заболевание приводит к тяжелой инвалидизации.
Проблема расстройства физиологических функций в детском возрасте
Медики указывают на необходимость выделения энуреза, энкопреза, употребления несъедобного, в качестве самостоятельных расстройств. Часто можно наблюдать различие в проявлении патологий в разных возрастных периодах и наличие нескольких расстройств одновременно.
Энурез
Заболевание характерно для 11–13 % мальчиков и 5–7 % девочек. Расстройство определяется обычно у детей от 4 лет. Патология для взрослых людей не является типичной. К половой зрелости признаки энуреза обнаруживают очень редко.
Исследования в этой области довольно противоречивы и отмечают роль наследственного фактора в возникновении расстройства.
Ученые выделяют первичную (дизонтогенетическую) форму энуреза с проявлением патологии ритма мочеиспускания еще в младенческом возрасте (иначе называемый энурезом неорганической природы), и вторичную (невротическую) с развитием расстройства на фоне определенной психической травмы, то есть функциональный, или психогенный, энурез.
Острота эмоционального восприятия расстройства и дополнительные факторы, обусловленные психологическими свойствами травмы, значительно усиливают симптоматику, тормозя процесс выздоровления. Функциональный энурез имеет благоприятную динамику в виде исчезновения симптоматики при коррекции основного заболевания.
При первичном энурезе наблюдается минимальная рассеянная неврологическая симптоматика, иногда с проявлением парциального психического инфантилизма. Ребенок к своей болезни относится спокойно, а периодичность проявления расстройства не зависит от психологического напряжения.
Для лечения энуреза используют психологические методы воздействия. Рекомендуется значительно сокращать перед сном, потребление воды соленых и сладких продуктов. В качестве лекарственных препаратов больным назначают физиотерапевтические процедуры, специфические препараты для лечения энуреза (дриптан), ноотропные препараты, антидепрессанты (например, амитриптилин).
Неврозоподобные расстройства, тики и болезнь Туретта
Заикание
Распространенная патология с преходящим состоянием расстройства у 4 % детей и стойким у 1 % детей. Встречается чаще всего у мальчиков в пропорции 10 к 1.
Возникновение заикания обычно происходит при нормальном общем психическом развитии в возрасте около пяти лет. В 16% случаев наблюдается наследственная предрасположенность.
Выделяют два типа патологии:
- Невротическая с психогенным началом, причиной которого является испуг и тяжелая психологическая обстановка в семье, школе, в социуме (логоневроз).
- Неврозоподобная, органически обусловленная (дизонтогенетическая) с более благоприятным исходом после пубертатного периода у большинства детей.
На невротическое заикание влияют, прежде всего, психотравмирующие события с наложением личностных особенностей ребенка: преобладание тревожно-мнительных черт характера.
При заикании не редки проявления:
- нарушение сна;
- колебание настроение в сторону незначительного снижения;
- раздражительность и утомляемость;
- боязнь публичных выступлений и общения с окружающими (социофобия);
- нарушение речи (дизартрия).
С увеличением длительности расстройства возрастает риск патологического развития личности, особенно при нарастании астенических проявлений и снижении социальной активности.
Неврозоподобный тип расстройства имеет тенденцию к развитию независимо от психогенных факторов и неблагоприятного социального окружения. Наблюдается рассеянная неврологическая симптоматика и патологические изменения в ЭЭГ.
Течение заболевания – может иметь постоянный характер, волнообразный (с периодическим усилением и ослаблением симптоматики без полного исчезновения) и рецидивирующий (с периодическим и временным полным исчезновением зхаикания и спонтанным возвращением патологических феноменов расстройства). Усиление симптомов может связано с рядом факторов:
- различные травмы;
- инфекции;
- интоксикация.
Лечением заикания у детей осуществляется совместной работой логопедов, психологом, психотерапевтов, неврологов и психиатров. Вне зависимости от типа патологии (невротический или неврозоподобный) используются методы индивидуальной (релаксирующей), семейной психотерапии, аутотренинги и групповые психокоррекционные занятий, медикаментозная терапия.
Тикозные расстройства
Тикозные расстройства представляются собой разнообразные по характеру, симптоматике, динамике и прогнозу состояния, встречающееся чаще у мальчиков, чем у девочек (5 % и 3 % соответственно) возрастной группы 3 лет и старше. Заболевание не отличается прогрессированием и обычно по достижению половой зрелости исчезает само собой.
Различают разные проявления тикозных расстройств:
- простые двигательные тики (изолированные, непроизвольные, повторяющиеся моторные движения в виде мигания, дергание шеи, носом, подергивание плечами);
- простые вокальные тики (покашливание, шипение, фырканье);
- сложный, или распространяющийся тик (сочетание разных простых двигательных тиков – подпрыгивание в сочетании с мигательными тиками или подергивание плечами и другие);
- сложные вокальные тики (стереотипное, непроизвольное повторение слов, звуков, ругательств).
В ряде случае наблюдается развитие заболевания. От меняющихся со временем разнообразных простых тиков до появления сложных моторных (распространяющийся тик) с присоединением вокальных тиков к сложным моторным (генерализованный тик) и развитием синдрома Туретта, когда наблюдается присоединение психопатологических феноменов (агрессия, физическая и вербальная, аутоагрессия, снижение настроения вплоть до возникновение депрессии).
Считается, что у детей существует определенная связь между тиками и навязчивым состоянием, поэтому необходимо дифференцировать заболевание от двигательных нарушений иного типа, которые являются симптомами тяжелых форм нервных болезней.
Отличительной особенностью тиков, в отличие от гиперкинеза, является способность пациента справиться с ними при помощи волевого усилия, которые он воспринимает, как негативную привычку.
Синдром Жиля де ля Туретта
Болезнь Туретта (может использоваться термин — синдром Жиля де ля Туретта) названа в честь французского учёного, впервые описавшего 9 пациентов страдавших этим недугом. Жорж Жиль де ля Туретт представлял заболевание больше психическим нежели неврологическим.
Для постановки диагноза мало сочетания распространенных двигательных тиков с вокальными, необходимы сопровождающие их психические нарушения, например:
- эмоциональные (раздражительность, эпизода снижения настроения);
- копролалия в виде выкрикивания неприличных слов, нередко импульсивное стремление сказать неприятное;
- импульсивное, навязчивое, трудно преодолимое желание сделать больно даже любимому человеку;
- аутоагрессия, часто с выраженными повреждениями тела.
Причиной заболевания считается наследственный фактор, особенно у однояйцевых близнецов (около 80 %).
Лечение расстройства:
- применение нейролептиков;
- назначение антидепрессантов;
- психотерапия.
В настоящее время основным методом лечения является медикаментозная терапия. Однако различные виды психотерапевтической поддержки способствуют укреплению достигнутых состояний ремиссии.
Психотические заболевания в детском возрасте их динамика
Психотические расстройства у детей имеют свою специфику. Рассмотрим ее подробно.
Шизофрения
Это полиморфное психическое расстройство, характеризующееся нарушением мышления, поведения, восприятия окружающего мира, а также эмоциональными расстройствами. Как правило, детский тип шизофрении наблюдается в младшем школьном и подростковом возрасте.
Признаки шизофрении у детей:
- снижение функционирования (у детей снижается имевшаяся до болезни активность, появляется равнодушие (апатия) к тем видам деятельности, которые ранее вызывали интерес (игрушки, игры, приготовление уроков и т.д.);
- у ребенка нарушается внимание, способность к суждениям и пониманию;
- появляются нарушения поведения, негативизм, агрессивность;
- галлюцинации (в особенности слуховые — голоса).
Но чаще всего ребенок не скажет о том, что переживает галлюцинации. Диагноз ставится по клиническому наблюдению и оценке психического статуса ребенка в условиях стационара.
Нередко приходится проводить дифференциальную диагностику шизофрении с поведенческими нарушениями в рамках умственной отсталости, с психическими нарушениями на резидуально-органическом фоне, ведь в случае смены диагноза меняется и тактика лечения и, соответственно, прогноз.
Симптоматика не отличается сложностью, наоборот, она сводится до простой и стереотипной картины поведенческих шаблонов. Дети играют и живут по монотонной схеме с определенным набором вещей вместо игрушек:
- шнурки, обувь:
- предметы из быта;
- проволока;
- кухонные ножи приспособления и т д.
У детей заметно отсутствие интересов, характерных для их возраста, или эти интересы очень примитивны.
У детей с такой симптоматикой отмечается значительное отставание психического развития с признаками олигофрении. Но врачи указывают и на обратный эффект – у некоторых заболевших детей отмечают ускоренное развитие. Они быстро учатся читать, запоминают многоформатные стихи и тексты, поражают окружающих своей развитостью по сравнению с другими детишками этого возраста. Дети проявляют нездоровый интерес к книгам для взрослых, их рассуждения вызывают иногда у взрослых шок. Другими словами, мы наблюдаем необычное и преждевременное развитие интеллекта.
Шизофрения в раннем возрасте обычно связана с симптоматикой дисморфоманического синдрома и деперсонализацией. Очень важно в этот период дифференцировать заболевание от невроза, так как симптоматика прогрессирует очень незначительно, а галлюцинации и бред еще не сформировались. При этом течение заболевания не зависит от наличия стрессов и конфликтов. Можно только отметить развитие страхов, навязчивых состояний, ритуальных действ и сенестопатии.
Детские депрессии
Первые признаки такого психоза наблюдаются в дошкольном и младгем школьном возрасте. Дети жалуются взрослым на состояние тоски и наличие нерациональных страхов, но чаще всего депрессия имеет характер соматовегетативного расстройства с нарушением сна, аппетита, с периодическими запорами.
О депрессии свидетельствуют:
- вялость движений и речи;
- медлительность во всем;
- необычные и болезненные телесные ощущения;
- проявления капризного характера;
- плаксивость;
- нежелание играть с другими детьми;
- чувство своей незначительности.
Детские неврозы
Ввиду незрелости психики у детей картина заболевания не отличается ясностью и схематичностью проявления невроза, указывая на небольшой перечень симптомов, как следствие проявления невротической реакции на испуг, конкретный запрет и т. д.
Определить с высокой точностью в детском возрасте такие заболевание психики, как неврастению или истерию невозможно. Это связано с тем, что чем раньше проявляется у ребенка психическое отклонение, тем монотоннее его динамика.
Наиболее часто различные детские неврозы проявляются в виде страхов и тревоги. Это чаще всего:
- боязнь некоторых рептилий и животных;
- страх перед страшными персонажами сказок, фильмов и мультфильмов;
- боязнь темного пространства;
- страх перед одиночеством и разлукой с близкими людьми;
- тревога перед предстоящей учебой, экзаменами, соревнованиями;
- ипохондрия, страх смерти.
На возникновение фобий у детей значительно влияет тип характера. Расстройства намного чаще возникают при наличии тревожно-мнительной организации психики, при чрезмерной впечатлительности, у боязливых детей с большой степенью внушаемости.
Профилактика расстройств
Необходимо проводить профилактику заболевания путем серьезной работы с родителями, которые часто усугубляют патологию необоснованными и тревожными опасениями за его судьбу.
Детские фобии отличаются от взрослых неясностью психических процессов, отсутствием чуждости и болезненности явлений. Дети не предпринимают попытки избавиться от своих страхов. У них не отмечается еще навязчивость мышления, настойчивость определенных воспоминаний или необходимость счета. Если признаки навязчивых состояний становятся заметными, особенно если они сопровождаются ритуалами и замкнутым поведением, необходимо провести дифференциальную диагностику с целью исключения у пациента расстройств психотического спектра.
F91
Расстройства поведения
МКБ-10 код F91 для Расстройства поведения
Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу. Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием.
— эмоциональными расстройствами (F92.-)
— гиперкинетическими расстройствами (F90.1)