Специалист: Невролог
Описание заболевания
Симптомы
Жалобы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика
Невроз – это сборное название группы нервно-психических расстройств, развившихся в ответ на стресс или психологическую травму. Лечит невроз невролог, психиатр, психотерапевт.
Содержание
- О заболевании
- Симптомы невроза
- Жалобы невроза
- До каких пор нужен дневной сон и зачем он нужен
- Причины невроза
- Диагностика невроза
- Лечение невроза
- Как успокоить перевозбуждённых детей
- Диагностика
- Лечение
- Профилактика
- Советы кормящим мамам
- Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец), может быть, он голодный и ему не хватает молока?
- Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?
- У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?
- Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?
- Профилактика невроза
О заболевании
Понятие «неврозы» включает в себя различные расстройства центральной и вегетативной нервной системы, возникшие под влиянием острого или хронического стресса. Высшие центры нервной деятельности регулируют все функции: дыхание, сердцебиение, пищеварение, эмоции, выделительную и половую деятельность. Соответственно и нарушения могут возникать во всех системах.
Клиника неврозов разнообразна, включает эмоциональные и телесные расстройства. Диагноз устанавливается после исключения сходных заболеваний внутренних органов и обследования структуры и функций нервной системы.
Отличается невроз от органического (необратимого) заболевания отсутствием морфологического субстрата болезни. То есть при лабораторном или инструментальном обследовании никаких изменений не обнаруживается, а клинические проявления (боль, дискомфорт) имеют место быть. Распространенность неврозов очень высока, достигает 25% от всех заболеваний.
По Международной классификации выделяют следующие формы неврозов:
- неврастения или нервное истощение;
- истерический невроз или конверсионное расстройство;
- невроз навязчивых состояний;
- соматоформные расстройства.
У детей встречаются все формы невротических расстройств, но они имеют возрастные особенности.
Симптомы невроза
Симптомы неврозов у детей переплетаются между собой, имеют некоторые отличия от проявлений у взрослых. Наиболее частые признаки такие:
- повышенная возбудимость;
- быстрая утомляемость;
- стойкие, упорные головные боли средней силы;
- нарушения сна;
- тревога или беспокойство;
- периодические приступы сердцебиения, иногда с одышкой;
- плаксивость;
- беспричинная смена настроения;
- склонность к запорам;
- плаксивость;
- ухудшение школьной успеваемости;
- головная боль (ощущение «обруча») и другие расстройства, не укладывающиеся в обычную клиническую картину той или иной болезни.
Детские неврозы чаще всего имеют такие проявления:
- страхи;
- истерика;
- заикание;
- расстройство сна;
- ночной энурез (недержание мочи).
Детские страхи часто появляются вечером, когда малыш начинает бурно реагировать на попытку родителей оставить его в темноте одного в кроватке. Страх, напоминающий паническую атаку, может возникнуть утром при попытке отправить в детский сад или начальный класс школы. У такого поведения всегда есть причина, поэтому стремление взрослых настоять на своем только отталкивает малыша, разрушает семейное доверие.
Детские истерики возникают в ответ на отказ взрослого немедленно исполнить желаемое. Малыш реагирует двигательным приступом (падает на пол, колотит руками и ногами, ревет), бывает даже кратковременная истерическая слепота. Истерика развивается только при зрителях, желательно эмоциональных, и никогда не появляется в одиночестве.
Заикание, если оно появилось на фоне сформированной речи, бывает следствием испуга либо внезапной разлуки с любимым взрослым. Расстройства сна – это нарушение засыпания и поддержания сна: частые пробуждения, беспокойство, вскрики или говорение во сне. Недержание мочи возникает у чрезмерно впечатлительных детей после стресса, в том числе школьных неудач.
Жалобы невроза
Дети могут пожаловаться на головную боль, запор, иногда тревогу. Все остальное должны замечать взрослые: изменение настроения, поведения, физиологические проблемы. Самое правильное – при любых непонятных изменениях отвести ребенка к врачу.
До каких пор нужен дневной сон и зачем он нужен
Психологи, невропатологи, психоневрологи, грамотные педагоги считают, что дневной сон необходим ребенку вплоть до начала обучения в школе. Более того, многие первоклассники, особенно переутомляемые и возбудимые также нуждаются в дневном сне или хотя бы отдыхе.
Общие установки по поводу продолжительности дневного сна такие:
От 9 месяцев до полутора лет ребенку комфортно, если у него 2 дневных сна, не менее чем 1 час 20 минут каждый.
От полутора до трех с половиной лет дневной сон ребенка должен быть не меньше.
Причины невроза
Современными исследованиями доказано, что основную роль в формировании невроза играют нарушения лимбической системы и ретикулярной формации. Эти части головного мозга служат своеобразным фильтром для всех сигналов тела и окружающей среды, поступающих в центральную нервную систему. Именно здесь происходит взаимодействие эмоций, вегетатики, висцеральной сферы, эндокринных органов.
Лимбико-ретикулярный комплекс включает в себя гипоталамус, который «дирижирует» гормональным статусом. Изменения количества и состава нейромедиаторов и нейротрансмиттеров вызывает реакция по типу «каскада» — одно нарушение неизбежно влечет за собой другое.
Для формирования невроза важны два фактора: личность и обстоятельства. Страдают дети с тонкой душевной организацией, мнительные, демонстративные, эмоционально лабильные при воздействии раздражителей большой силы – несправедливая обида, наказание, угроза, опасность, мнимая или настоящая. Провоцировать невроз могут также биологические причины – болезни раннего возраста, инфекции, недосыпание, школьные перегрузки.
Диагностика невроза
В первую очередь малыша обследует педиатр – для исключения болезней внутренних органов. Далее диагностический поиск продолжает невролог, исключая повреждение нервной системы. Невролог может назначать дополнительные инструментальные методы обследования: ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, МРТ, сомнографию (исследование фаз сна).
Когда органические причины исключены, особенности личности ребенка исследует медицинский психолог в ходе патопсихологического обследования. Исследуется интеллект, мышление, воля, эмоции. В психологическом заключении отражается структура личности – темперамент, характер, навыки, способности, особенности протекания психических процессов.
Лечение невроза
Лечение подбирается индивидуально в зависимости от результатов обследования. Ведущая роль в выборе метода лечения принадлежит детскому неврологу, возможно использование следующих видов терапии:
- игровая;
- песочная;
- групповая психотерапия, особенно МИМ-театр или подростковые группы личностного роста;
- игры с водой;
- психологические приемы, направленные на осознание собственных переживаний;
- семейная терапия.
Игровая терапия – это метод «вытаскивания» скрытых проблем наружу. В форме игры инструктор корректирует поведение в стандартных ситуациях: что делать, если нападает более сильный сверстник, как преодолеть обиду, как избегать заведомо неудачных ситуаций и подобное. Песочная терапия позволяет создавать свой собственный мир, делая наглядными страхи и опасения, разрушая тяжесть негативных переживаний.
Групповые методики дают бесценный опыт детям с любыми изъянами характера и воспитания. Под надзором инструктора ребенок понимает свое место в человеческой иерархии и учится вести себя соответственно. МИМ-театр помогает преодолеть трудности коммуникации застенчивым и гиперактивным детям. Занятия по личностному росту предполагают осознание ребенком своих сильных и слабых сторон, освоение навыков достижения цели.
Игры с водой и другие психологические приемы помогают справиться со стрессом. Эта группа методик обучает ребенка избавляться от мучительных душевных переживаний. Можно рисовать эмоции, наблюдать за водой или живым огнем, создать «медальон любви» (выбрать любой предмет и мысленно заряжать его любовью в момент родительских объятий) и многое другое. Семейная терапия направлена на установление спокойных, доверительных и справедливых отношений между детьми и родителями, основанных на компромиссе.
Как успокоить перевозбуждённых детей
Я хочу предложить несколько проверенных и достаточно простых способов снять нервное перевозбуждение у детей. Они действуют практически на всех малышей. Некоторые возможно выполнить только в определённое время или дома, но остальные универсальны.
1. Прогулка.
Признаюсь, этим способом я пользуюсь чаще всего. Раззадоренные сын и дочка мгновенно переключают внимание на одевание, а как только мы выходим на улицу, смена обстановки, свежий воздух и возможность свободно побегать быстро их успокаивают.
Даже если сейчас не время прогулки, можно выйти на полчаса — это прекрасно подействует на детей. Если на улице дождь или холодно не беда: просто подберите подходящую одежду и погуляйте меньше времени. Не бойтесь выйти на короткую прогулку перед сном: если малыш перевозбужден, он плохо спит, а прогулка снимет напряжение и поспособствует лучшему засыпанию.
2. Тёплая ванна.
Если вы находитесь дома, подготовьте малышу ванну. Нестрашно, если он помоется не в обычное время: водичка мгновенно снимет напряжение и переключит внимание. Дайте сосуды для переливания, водяную мельницу, леечку, шприц, губку, то, что подходит по возрасту.
Крем для тела и мягкий массаж после купания ещё больше расслабит. Если принять ванну нет возможности, замените её упражнениями с водой: налейте жидкость в большой таз и дайте сосуды для переливаний. Вода имеет прекрасный терапевтический эффект, а занятия с ней расслабляют и развивают моторику.
3. Танцы под спокойную музыку.
Прослушивание спокойной мелодичной музыки станет прекрасной релаксацией. Однако перевозбуждённые дети вряд ли захотят сидеть на месте. Предложите им потанцевать. Обращайте внимание на плавность движений, их соответствие мелодии. Используйте аксессуары, например лёгкие разноцветные платочки.
4. Спортивные занятия с чёткими инструкциями.
Часто взбудораженные дети бегают и не могут усидеть на месте. В таком случае перенаправьте энергию — предложите спортивные занятия с чёткими инструкциями: позы из йоги, которые вы продемонстрируете, или любые другие физические упражнения. Концентрация на правильном выполнении переключит внимание и успокоит ум.
5. Моторная работа с мелкими предметами.
Дети 2–4 лет обожают работать с мелкими предметами, и для такой работы нужна концентрация. Выберите занятие по возрасту:
- нанизать бусы;
- приклеить маленькие наклейки;
- собрать мозаику;
- вышивать.
То, что будет под рукой. Главное, заинтересовать детей, иначе им нелегко дастся такое быстрое переключение.
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Получить уроки
6. Готовка.
Бывает, что встревоженное состояние вызвано голодом. Но даже если это не так, детей обычно увлекает работа на кухне. Спросите малыша, не голоден ли он, и предложите самостоятельно приготовить что-нибудь перекусить. Пусть почистит варёные яйца, порежет фрукты или овощи, приготовит себе салат или бутерброд.
Помните, что сладости, конфеты и печенья способствуют ещё большему возбуждению, поэтому не следует давать их и так взволнованным детям.
7. Творчество.
Другим прекрасным средством от перевозбуждения являются творческие занятия. Одно из самых успокаивающих — лепка. Я всегда вытаскиваю пластилин разбушевавшимся сыну и дочке.
Вместо пластилина можно сделать солёное тесто, смешав стакан муки, полстакана соли и немного воды. Детям обязательно понравится самостоятельно сделать такую смесь.
Рисование красками — другой быстрый способ снять напряжение, так же как и приклеивание разнообразных материалов на картон (коллажи).
8. Упражнения практической жизни.
УПЖ могут занять не только перевозбужденных, но и гиперактивных детей. В зависимости от ситуации вы можете предложить разные виды уборки: помыть посуду, мебель или почистить свои ботинки. В Монтессори-группах прекрасно знают об успокаивающем эффекте таких занятий. Именно с них начинают презентации детям в период адаптации в группе.
9. Чтение книги или прослушивание аудиосказки.
Если малыш — любитель рассматривать книги или слушать аудиосказки, нет ничего проще, чем переключить его внимание на любимую или новую книжку.
Как видите, существует множество методов успокоить детей. Каждому подойдёт что-то своё. Но лучшим способом станет предупреждение перевозбуждения, для чего следует:
- соблюдать чёткий режим дня;
- чаще гулять на улице;
- спать необходимое количество часов;
- есть лёгкую сбалансированную пищу;
- сохранять доброжелательную обстановку в семье.
Но даже при выполнении этих правил в следствие незрелой пока нервной системы, малыши всё равно будут перевозбуждаться. Старайтесь спокойно реагировать на это и переключать внимание детей на спокойные расслабляющие занятия.
Диагностика
Безусловно, подобные диагнозы устанавливают не родители, а врач-педиатр совместно с неврологом. Если мамой и папой было замечено проявление вышеперечисленных симптомов у малыша, его следует показать специалистам в ближайшее время.
Проблема установки правильного диагноза при физикальном осмотре заключается в том, что зачастую практически все дети раннего возраста ведут себя беспокойно в новой для них обстановке (кабинет врача), особенно когда их раздевают и прикасается незнакомый человек. Беспокойство и плач в данном случае мешают адекватно оценить состояние малыша.
Также может понадобиться проведение следующий диагностических исследований:
нейросонография (УЗИ через незакрытый родничок); электроэнцефалография; рентген и УЗИ шейного отдела; дуплексное сканирование сосудов головного мозга.
Опять-таки обследование должно проводиться в спокойной обстановке. Ребенок должен быть сытым и выспавшимся, иначе плач во время исследования повлияет на искажение результатов.
Лечение
Выбор лечения будет зависеть от установленных во время диагностики причин возникновения гипервозбудимости. Детям до года часто назначают следующие процедуры:
Массаж и ЛФК. Помогает снять мышечный тонус. Лучше всего курсы массажа проходить под руководством специалиста, который подскажет, сколько необходимо курсов и с каким интервалом их делать. Он же поможет подобрать необходимый комплекс лечебных упражнений.
Плавание. Издавна известно о благотворном воздействии воды на нервную систему. Главное, чтобы во время занятий ребенок не пугался из-за случайного заглатывания воды или ее попадания в носик.
Физиолечение. В комплекс физиолечения включаются амплипульстерапия, электрофорез, лечение парафином. Подобные процедуры нормализуют обмен веществ и улучшают мозговое кровообращение.
Успокоительным действием обладает также принятие солевых и хвойных ванн, а также травяные чаи с седативным эффектом.
Медикаментозное лечение. Детям первого года жизни при необходимости прописывают прием препаратов с успокоительным эффектом (например, Глицин), ноотропные средства (улучшают мозговую и умственную деятельность), такие как Ноофен, Пантогам, иногда мочегонные, противосудорожные медикаменты.
Безусловно, детям с повышенной возбудимостью требуется соблюдение особенного режима. Для них как никогда важно часто гулять на свежем воздухе, регулярно проветривать помещение, постараться выработать режим сна и принятия пищи. Грудное вскармливание позволяет давать ребенку самую лучшую пищу и телесный контакт с матерью, столь нужный для эмоционального равновесия. Рекомендуется чаще брать кроху на руки, ограждать его от громких пугающих звуков, насколько это возможно.
Профилактика
Профилактические мероприятия в первую очередь сводятся к тому, чтобы вовремя обследоваться в период вынашивания малыша и своевременно устранять симптомы гипоксии. Кроме того, важна правильная тактика ведения родов с избежанием, по возможности, внутричерепных родовых травм.
После рождения ребенку важно как можно скорее установить режим дня, режим кормлений, закаливающие процедуры. При мышечном тонусе назначается профилактический курс массажа и ЛФК. Ну и, конечно, следует вовремя посещать невролога и педиатра.
Советы кормящим мамам
Прежде всего, хотелось бы разобраться, почему женщина, кормящая ребенка грудью, должна обращать особое внимание на собственное питание. Начнем с причин очевидных. Во-первых, беременность и роды — серьезное испытание для организма женщины, поэтому в послеродовой период ее организм нуждается в восстановлении, восполнении тех веществ, которые были использованы для вынашивания и рождения ребенка. Во-вторых, ребенок, хоть он уже и не связан непосредственно с организмом матери, продолжает питаться тем, что ее организм вырабатывает, — грудным молоком. Элементы, составляющие грудное молоко, вырабатываются клетками молочной железы. При этом используются питательные вещества, которые имеются в крови матери. В кровь же они поступают из кишечника. Соответственно, можно сказать, что все продукты, составляющие меню матери, в том или ином виде присутствуют в грудном молоке. А значит, эти продукты должны быть в достаточном количестве и необходимого качества, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие малыша. В-третьих, в наше время матери очень часто страдают разного рода аллергическими заболеваниями, нарушениями функции желудочно-кишечного тракта, возникающими в том числе и в связи с гестозом (токсикозом) беременности, а все эти состояния приводят к тому, что нормальная барьерная функция кишечника изменяется, и некоторые антигены (вещества, вызывающие аллергическую реакцию), которые в норме выводятся из организма, всасываются в кровь и, соответственно, проникают в грудное молоко.
С учетом всех вышеизложенных соображений и составляются рекомендации по питанию кормящих матерей.
Чего нельзя?
Всем женщинам, кормящим ребенка грудью, независимо от состояния здоровья, наличия аллергии и т.п., не рекомендуется:
— употреблять алкоголь (в том числе пиво), курить (алкоголь и никотин оказывают токсическое действие на ребенка);
— есть продукты с «дурной славой» аллергенов, а к таковым относятся: шоколад, крабы, раки, скумбрия;
— пить крепкий чай и кофе, возбуждающе действующие на нервную систему ребенка;
— употреблять в пищу лук, чеснок (сильный специфический запах этих продуктов может не понравиться ребенку).
Кроме того, здоровым женщинам следует ограничить, а женщинам, страдающим аллергическими заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и перенесшими поздний гестоз (токсикоз), — исключить из своего рациона на время кормления ребенка грудью следующие продукты:
· цельное молоко;
· продукты, содержащие значительное количество искусственных консервантов и красителей (например, безалкогольные газированные напитки, кондитерские изделия и др.);
· копчености, закусочные консервы, майонез;
· черный хлеб, бобовые и виноград (могут привести к усиленному газообразованию в кишечнике у ребенка, особенно в первые три месяца его жизни);
· сало и жирные сорта мяса (эти продукты содержат большое количество так называемых насыщенных жирных кислот, вредных для здоровья, и плохо перевариваются в желудочно-кишечном тракте).
Что можно?
Спешим успокоить тех, кого напугали «суровые» ограничения, перечисленные выше: несмотря на все эти запреты, остается достаточно большой выбор продуктов, которые кормящая мама может и должна включать в свой рацион. Кормящим мамам можно есть:
· кисломолочные продукты (кефир, простокваша, бифидокефир, йогурты без фруктовых добавок) — до 600-800 мл в день;
· молоко — не более 200 мл в день (лучше использовать его для приготовления различных блюд — каш, пюре и т.д.);
· творог и неострый сыр.
Хочется обратить внимание на то, что рекомендуемая жирность молочных продуктов составляет 2,5% — то есть очень жирного есть не стоит, но и продукты нулевой жирности кормящей маме не подходят. Оптимальная жирность творога — 5-9%.
— Мясо и рыба:
· нежирные сорта говядины;
· нежирные сорта свинины;
· кролик;
· птица;
· рыба — любые виды речной и морской рыбы, кроме упомянутых в первом перечне.
— Жиры:
· сливочное масло;
· растительные масла (все виды).
— Любые крупы, хлеб — лучше с отрубями
— Кондитерские изделия — сухое печенье, крекеры, пастила, зефир, мармелад.
— Овощи и фрукты, за исключением упомянутых в первом перечне.
— Напитки:
· чай (некрепкий черный и зеленый)
· травяные чаи с душицей, мятой, чабрецом (эти травы стимулируют образование молока);
· некрепкий кофе;
· компоты;
· морсы;
· столовая негазированная минеральная вода.
Общее количество выпитой жидкости должно составлять 1,5-2 л в день (в первые три дня после родов — период становления лактации — рекомендуется ограничить количество выпиваемой жидкости до 1 литра в день).
Что нужно добавить к своему рациону?
Существуют специализированные продукты для кормящих матерей. К ним относятся:
— напитки и соки для беременных женщин и кормящих матерей;
— чаи для беременных и кормящих;
— каши быстрого приготовления для беременных и кормящих;
— сухие белково-витаминно-минеральные комплексы для кормящих матерей;
— витамины для беременных и кормящих
Все эти продукты увеличивают лактацию, восполняют дефицит витаминов и минеральных веществ, а некоторые — и белка.
Как избежать неприятностей?
Во время кормления ребенка грудью, особенно если мама страдает аллергией или заболеваниями желудочно-кишечного тракта, полезно вести «пищевой дневник», отмечая в нем появление в рационе новых продуктов. Новые продукты стоит вводить по одному и в небольшом количестве. Если у ребенка в течение трех дней не появляется высыпаний на коже, не отмечается нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, не изменяется сон и поведение (то есть у малыша не болит животик), значит, ребенок нормально переносит новшество в мамином рационе. И наоборот: если у ребенка появилась сыпь, нарушение стула, беспокойство (связанное, как правило, с кишечными коликами), следует подумать, не могли ли оказаться аллергенами какие-то из тех продуктов, которые кормящая мама ела в последние три дня.
В заключение хочется сказать: постоянная нервозность, повышенная мнительность кормящей матери может оказаться фактором куда более вредным, чем «неправильная» еда. Если вашему малышу еще нет месяца, возникающие при грудном вскармливании проблемы, скорее всего, связаны не столько с гастрономическими «преступлениями» мамы, сколько с объективными сложностями адаптационного периода. До трех месяцев младенцев нередко мучат кишечные колики, что тоже чаще всего бывает следствием незрелости желудочно-кишечного тракта, а не неправильно подобранного меню.
Надеемся, наши рекомендации пойдут на пользу вам и вашему малышу!
Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец), может быть, он голодный и ему не хватает молока?
У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс, именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша. Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3–4 годам. Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2–4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2–3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.
Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?
Срыгивания – очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3–5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией, так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям. Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем – всего 5–10 мл: вот почему нескольких капель молозива бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное. Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям.
Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.
У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?
Одно из проявлений физиологического гипертонуса – неполное разведение бедер у малыша. Такое состояние может быть до 4–6 месяцев, после данного срока ножки крохи должны разводиться. Если этого не происходит, надо показать ребенка врачу, так как затруднение разведения в бедрах может быть признаком патологии тазобедренных суставов
Да, это гипертонус – повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев. Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах. Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией – такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев. К 3,5–4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает, движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо, но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.
Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?
У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне. Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.
Профилактика невроза
Лучшая профилактика неврозов у детей – взаимная любовь родителей в полной семье. Если отношения родителей гармоничны, дети редко болеют неврозами. Все неприятности и стрессы, полученные вне дома, легко сглаживаются в родных стенах.
Детям, растущим в неполной семье, необходима помощь психолога. Существует множество эффективных методик, компенсирующих любые проблемы.
Коллектив врачей и психологов медицинской клиники «СМ-Доктор» поможет справиться с неврозом детям и взрослым, преодолеть без потерь кризисные периоды жизни. Обращайтесь к профессионалам в удобное время!
Врачи:
Детская клиника м.Новые Черемушки
Детская клиника м.Текстильщики
Детская клиника м.Молодежная
Детская клиника м.Чертановская
Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания?
Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости?
Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения?
Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.
Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.
Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет . Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами . Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).
Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) . До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует . Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.
В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.
Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.
Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы . Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.
Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).
Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) . Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты . Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.
Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.
Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).
Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС . Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов .
Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.
Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены . Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) .
В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.
Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.
Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения .