Деменция близкого – тяжелое испытание для всей семьи. Однако особого внимания заслуживает общение больного с детьми, не достигшими еще жизненной и эмоциональной зрелости. Поэтому для сохранения нормального климата в доме родители должны помочь детям в сложившейся ситуации, разъяснить происходящее и по мере возможности вовлечь их в общие заботы по уходу за больным.
Зачем рассказывать ребенку?
Некоторым родителям непросто решиться на разговор. Есть сомнения в том, способен ли ребенок правильно понять ситуацию и принять ее. Есть опасения, что ребенок, услышав о развивающемся слабоумии дедушки или бабушки, неправильно поведет себя с больным человеком, изменит свое отношение к нему в явной форме. Да и просто хочется пощадить его чувства. Однако стыдливое молчание будет только усугублять проблему. Рано или поздно ребенок почувствует изменения в поведении окружающих, уловит возникшую напряженность в семье, и тогда, не услышав истинных причин, составит себе искаженную картину происходящего. Напротив, честный разговор, предельно четкое объяснение причин наблюдаемых изменений и готовность обсуждать любые вопросы сблизят вас с ребенком и позволят искать ответы вместе.
Если ребенок уже начал замечать «странности» в поведении ближайшего родственника, то, возможно, для него будет облегчением узнать, что объясняются они заболеванием, лишающим его контроля над собственным поведением. Основная трудность лишь в том, чтобы найти подходящие слова, ведь у вас разный опыт и разные представления об окружающем мире. Готовясь к разговору, учтите такую особенность детского мышления, как индуктивность. Ребенку проще продвигаться в понимании проблемы от разбора конкретных жизненных примеров к обобщениям и правилам, а не наоборот. Поэтому постарайтесь заострить его внимание на пережитых вместе ситуациях, обсудить их, а затем переходите к выводам. Если вы сомневаетесь в правильности выбранных объяснений, проконсультируйтесь с педагогами (если ребенок ходит в школу) или с детским психологом. Вы делаете это не для галочки. Вы заинтересованы в том, чтобы не только что–то рассказать, но и быть выслушанным и услышанным.
Как присутствие в семье дементного больного может сказаться на детях
Во многих семьях бабушка и дедушка, вышедшие на пенсию, проводят с внуками не меньше времени, чем родители. Именно пожилые охотно возятся с внуками, занимаются их воспитанием. Неожиданные негативные изменения в поведении человека, который с первых лет жизни был наставником, советчиком, другом, могут глубоко огорчить ребенка.
Присутствие больного человека может быть источником постоянного психологического давления на детей, ведь нередко они проводят дома значительно больше времени, чем работающие родители. Задаваемый с обескураживающей регулярностью вопрос или одна и та же история, рассказываемая бессчетное число раз, могут вызывать раздражение и усталость.
До развития заболевания в центре внимания всей семьи обычно оказывался ребенок. Когда взрослый, страдающий от деменции, начинает вести себя «хуже ребенка», другие члены семьи вынуждены посвящать больше времени уходу за ним, оставляя меньше времени для ребенка. Это может вызывать ревность, чувство заброшенности, ненужности.
Невозможность полноценного общения с близким в связи с глубокими изменениями в его личности вызывает чувство утраты.
Если ребенок вовлечен в уход за больным родственником, еще совсем недавно опекавшим внука, такая смена ролей может сопровождаться стеснением.
Нередко дети примеряют на себя происходящие изменения, что вызывает у них страх перед будущим, опасения, что подобное может случиться с ними.
Наконец, осознание ребенком того, что он испытывает по отношению к родному человеку перечисленные негативные чувства, может усугублять чувство вины за собственную черствость. Чувство вины может достигать особенной силы, когда ребенок, не зная об истинных причинах изменений у больного и не обладая сформированным рациональным мышлением, придумывает собственное мифическое объяснение. Он может, например, полагать, что болезнь наступила в наказание за то, что в какой–то момент он совершил плохой поступок.
Как помочь ребенку?
Не стоит думать, что перечисленные выше переживания будут столь уж очевидны. Дети могут быть склонны к скрытности, особенно если развитие болезни совпало с «трудным возрастом». Известно, что подростки скрывают свои чувства и мысли, стесняются открыто общаться со старшими и предпочитают изображать безразличие. Поэтому инициатива в обсуждении происходящего и чувств, которые в связи с этим испытывает ребенок, должна исходить от взрослого. Поговорите с ним, не дожидаясь тревожных сигналов в виде снижения успеваемости (такое может случиться из–за невозможности концентрироваться на выполнении домашнего задания) или стремления проводить больше времени вне дома.
В ходе разговора постарайтесь дать максимально полную информацию о заболевании, обращая особое внимание на проблемы, которые могут вызывать у ребенка негативные эмоции (смотрите предыдущий параграф). Не ограничивайтесь одной беседой. Лучше регулярно обсуждать ситуацию, сложившуюся в семье, наблюдая за настроением ребенка. Такие беседы покажут ребенку, что семейные проблемы лучше решать совместно, обмениваясь мнениями и помогая друг другу.
Привлекайте ребенка к уходу за больным
Возможно, один из лучших способов помочь ребенку в этой ситуации – вовлечь его в заботы по уходу за больным. Участие в общем деле создаст основу для постоянного обсуждения ситуации и будет способствовать ощущению того, что она находится под контролем. Впрочем, лишнего фанатизма здесь не нужно. Не следует поручать ребенку слишком много дел, препятствуя нормальному течению его пока еще невзрослой жизни. При этом лучше давать такие задания, которые будут казаться ему привлекательными. Это может быть прогулка с больным по парку, игра в настольные и иные игры, разговоры об истории семьи за просмотром семейного альбома. Хотя ограничиваться выделением собственного «фронта работ» тоже не стоит. Помогая, ребенок должен чувствовать, что вместе с семьей занимается общим делом. Ну и конечно, не забывайте выражать ребенку свою признательность за помощь. Говорите ему о положительных результатах, которые приносит его участие.
Лови шарик!
задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.
Оборудование. Желобок, шарик.
Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.
Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.
Цветные кубики (восприятие цвета)
задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета.
Оборудование. Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.
Проведение обследования. Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?» и т.д.
Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог обучает сличать сначала 2 цвета. В тех случаях, когда ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое 2-3 раза.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, уровень восприятия цвета — сличает ли ребенок цвета, выделяет ли по слову название цвета, называет ли основные цвета, отношение к результату, результат.
Путешествие мамы и сына в Деменцию. Аннотация
Прочитать или рассказать детям перед просмотром.
Сын снимает ролики о маме, заболевшей деменцией, и выкладывает в YouTube, чтобы запомнить ее и помочь тем, кто боится этой болезни.
Молли Дейли обошла много врачей. Ей было 56 и начали появляться странные симптомы: то руки примутся дрожать, то забудет ключи, то забудет, как проехать по улицам родного городка, где все знакомо.
Окончательный диагноз поставили, когда дела были совсем плохи, и Молли пришлось забыть об автомобиле, уволиться с работы и плотно засесть дома перед телевизором. В 2015 году ей, 64-летней, врачи объявили: «деменция с тельцами Леви». Не лечится, прогрессирует быстро, замедлить нельзя.
Сын Молли, Джои, решил помочь своей матери, искал информацию, общался с врачами и людьми и главное, что уяснил Джои, что дела станут намного хуже и довольно скоро. Уже в следующем году им с сестрой пришлось поселить Молли в местный пансионат для престарелых. Они навещают маму каждый день, у нее отдельная палата, уход замечательный.
Но Джои испытывал сильное чувство вины.
Тогда Джои решил не искать посторонней поддержки, а сам стать поддержкой для других. С 1-го января 2017 года он каждую неделю начал снимать свою маму на видео и выкладывать ролики на YouTube. Жестоко? Джои так не считает: «Моя мама всегда помогала другим – как могла. И она была бы рада, если бы знала о том, что даже сейчас может послужить комуто».
Первые пять роликов большого интереса не вызвали. А 31 января 2017 года Джои Дейли проснулся знаменитым. Эпизод #6 вызвал шок и обрел вирусную популярность.
https://www.youtube.com/watch?v=nt8C-P8Fc4g
Учитель демонстрирует короткие фрагменты видео. Обратить внимание на отрывок, в котором Молли не может вспомнить сына. Сайт общественного движения: mollysmovement.com
Интеллектуальные нарушения развития (IDD), общая неспособность к обучению
Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями и другими условиями развития соревнуются на Специальной Олимпиаде .
Психиатрия , педиатрия
153 миллиона (2015)
Интеллектуальная инвалидность ( ИД ), также известная как общая неспособность к обучению и умственная отсталость ( МР ), является генерализованным расстройством нервного развития, характеризующимся значительным нарушением интеллектуального и адаптивного функционирования . Он определяется IQ ниже 70 , в дополнение к дефициту двух или более адаптивных поведений, которые влияют на повседневную, общую жизнь.
Когда-то сфокусированное почти полностью на познании , определение теперь включает как компонент, относящийся к психическому функционированию, так и компонент, относящийся к функциональным навыкам индивидуума в их повседневной среде. В результате этого акцента на способностях человека на практике человек с необычно низким IQ все еще не может считаться имеющим умственную отсталость.
Интеллектуальная инвалидность подразделяется на синдромальную интеллектуальную инвалидность, при которой присутствует интеллектуальный дефицит, связанный с другими медицинскими и поведенческими признаками и симптомами , и несиндромальную интеллектуальную инвалидность, при которой интеллектуальный дефицит возникает без других отклонений. Синдром Дауна и синдром хрупкого Х являются примерами синдромальных интеллектуальных нарушений.
Интеллектуальная инвалидность затрагивает около 2–3% населения в целом. От 75 до 90% пострадавших имеют слабую умственную отсталость. Несиндромальные или идиопатические случаи составляют 30–50% этих случаев. Около четверти случаев вызваны генетическим заболеванием , и около 5% случаев унаследованы от родителей человека . Случаи неизвестной причины затрагивают около 95 миллионов человек по состоянию на 2013 год.
При возникновении деменции у детей старше 3 лет отграничение приобретенного слабоумия от олигофренического, как правило, возможно, а дифференциация деменции, возникших в конце дошкольного периода и в школьном возрасте, с олигофреническим слабоумием обычно не представляет значительных затруднений. При деменции, как правило, имеется период нормального развития познавательных процессов до первых проявлений нервно-психического заболевания.
Общими психопатологическими признаками деменции (в отличие от олигофренического слабоумия) являются более или менее выраженная мозаичность психических нарушений, неравномерность снижения отдельных познавательных функций с возможностью относительной сохранности одной или нескольких из них, наличие определенного запаса сведений, представлений и словарного запаса, свидетельствующее о периоде, ненарушенных познавательных функций, несоответствие между имеющимся запасом знаний и низкими возможностями их реализации, а также несоответствие между глубиной личностных расстройств (выраженное снижение критики, утрата высших эмоций, резкая слабость побуждений) и интеллектуальной недостаточностью. Важным признаком следует также считать значительные нарушения так называемых предпосылок интеллекта (особенно памяти, внимания, психической активности и работоспособности, целенаправленности психической деятельности), которые нередко преобладают над расстройствами понимания и осмысления, нарушениями процессов обобщения и другими расстройствами абстрактного познания в узком смысле слова.
Из различных классификаций приобретенного слабоумия наибольшее практическое значение в детской психиатрии имеет классификация деменции на основе психопатологических особенностей, связанных с вызвавшими их заболеваниями, а именно подразделение на органическую, эпилептическую и шизофреническую деменцию.
Органическая деменция возникает в результате органического поражения головного мозга инфекционного, травматического, токсического происхождения, а также вследствие текущих органических заболеваний головного мозга (нейроревматизм, нейросифилис, наследственно-дегенеративные заболевания и др.). Интеллектуальный дефект при органической деменции сочетается с проявлениями психоорганического (энцефало-патического) синдрома, важнейшими компонентами которого, согласно Е. Вleuler (1955), являются снижение памяти, расстройства поведения и аффективные нарушения.
Диагноз — «деменция». Интервью с заведующей неврологическим отделением УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Светланой Ярмоцык
– Я не узнаю свою маму, – жаловался с обидой и искренним переживанием в голосе сын 72-летней Веры Павловны, жительницы одной из деревень нашего района. – Она стала какая-то равнодушная, безразличная… Всю жизнь я знал маму как очень неравнодушного, ласкового, эмоционального человека, а сейчас…
Молодой человек рассказывал, что живет в России, домой приезжает редко, 2-3 раза в год, как получается. Всегда мать накануне приезда сына нервничала, беспокоилась, волновалась, пока он ехал, часто звонила ему, уточняя, где он уже находится в данный момент и скоро ли будет дома. А как она готовилась к его приезду! Стол ломился от еды. И вдруг, в очередной приезд к маме, он был ошарашен: его любимая, дорогая, мама не проявила к сыну никаких эмоций. «Еще в дороге насторожило, что не стало звонков с вопросами, проехал я границу или нет, что приготовить вкусненькое, через сколько часов она его будет обнимать на пороге родного дома. Раньше были бурные встречи, со слезами радости, крепкими объятиями, расспросами о жизни, а теперь на моё: «Мама, я приехал», она повернула голову, посмотрела на меня и равнодушно сказала: «А, это ты, Саша», и тут же отвернулась, как будто я ей чужой!.. – волнуясь рассказывал мужчина. – У меня душа болит, что в холодильнике у мамы пусто, лежали только краюха хлеба и кусок колбасы. Может, она забывает покушать, может, днями голодна, потому что не могла ответить, когда она в последний раз ела…»
Этот жизненный случай стал поводом для беседы о распространенном в наше время старческом заболевании под названием деменция с заведующей неврологическим отделением УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Светланой Ярмоцык.
– Светлана Михайловна, скажите, болезнь Альцгеймера, деменция, старческий маразм – это одно и то же или это разные болезни?
– Это сходные понятия. Деменция – это хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга, основным проявлением которого является нарушение памяти. А вот уже на фоне чего развивается это нарушение, заболевания разнятся. Сосудистая деменция, это люди, которые страдают перепадами артериального давления, атеросклерозом сосудов головного мозга, перенесли инсульты… То болезнь Альцгеймера – это заболевание, которое не имеет отношения к вышеперечисленным состояниям. Это самостоятельное заболевание, основным проявлением которого является тоже деменция, расстройство психики и памяти, но причина здесь иная. В организме, в результате каких-то сбоев генного или наследственного характера, образуется накопление патологического белка, который откладывается в головном мозге, и от этого страдают клетки мозга. Проявления сходные, но причины разные. Соответственно, по сосудистой деменции можно в какой-то степени профилактику проводить, и она подвержена лечению, а болезнь Альцгеймера предотвратить нельзя. Это заболевание либо есть, либо его нет, медицина может только замедлить или облегчить медпрепаратами процесс течения болезни.
– Старческий маразм?
– Старческий маразм – это собирательное понятие, которое включает в себя все виды деменций. Причина в каждом случае разная. Это может быть сосудистая деменция, может быть деменция при Альцгеймере, еще может быть деменция при болезни Паркинсона и так далее.
– Деменция – это самостоятельный диагноз?
– Да, такой диагноз ставится. Его ставит психиатр на основании проведенной нейровизуализации и результатов специального тестирования, которым и оценивается степень нарушения памяти, внимания и иных параметров.
– Кто находится в зоне риска?
– Естественно, это пожилой возраст, как правило, 75 плюс. Но болезнь Альцгеймера может иметь раннее начало, проявиться и в 50 лет. В зоне риска пациенты с нарушениями обмена веществ: атеросклероз, артериальная гипертензия, если кто-то из родственников страдал старческим слабоумием, то есть, если есть наследственный фактор (болезнь Альцгеймера, Паркинсона или другие дегенерации). Перенесенные в прошлом травмы головы могут способствовать развитию деменции.
– В том числе и сильный ушиб или удар головой?
– Нет, я имею в виду тяжелые черепно-мозговые травмы. В зоне риска и те, кто перенес инсульт. Впоследствии это тоже может стать причиной развития деменции. Если были перенесены воспалительные заболевания головного мозга: менингиты, энцефалиты, туберкулез с поражением головного мозга, паразитарные заболевания головного мозга, нейросифилис. Риск существует и в том случае, если человек долгое время проявлял низкий уровень физической и интеллектуальной активности, злоупотреблял алкоголем, курением, психотропными препаратами. У нас люди привыкли принимать без назначения врача успокаивающие таблетки, снотворное и прочее. Стрессоустойчивости нет, проще выпить какую-то таблетку и забыться… А все эти препараты оказывают тормозящее воздействие на мозг. Если их принимать много и длительно, то в старости мы будем иметь проблемы.
– Если у человека горе и трудно справиться…
– Успокаивающие в таком случае надо принимать. Но короткое время и под контролем врача. В трудных случаях не надо избегать помощи психотерапевта.
– А кофеманы в зоне риска?
– Злоупотребление кофе вызывает сужение сосудов, да еще кофе с сигаретой – риск высокий.
– Иной раз старые люди обладают слабоватой памятью, но ведут себя многие годы адекватно. Скажите, что должно насторожить родственников в поведении стариков, чтобы вовремя разглядеть болезнь?
– Одним из первых признаков являются трудности в ориентировке на местности, забывчивость, снижение интереса к работе и любимым увлечениям.
– Кстати, о забывчивости. Давайте, сразу определим, какой степени должна быть эта забывчивость. Если, к примеру, я положила ключи и забыла где, а потом всем домом ищем?
– Является ли это признаком деменции, в этом случае сказать нельзя. Забывчивость или рассеянность характерна, практически, всем людям. Даже молодым. Причины забывчивости разнообразны. То же депрессивное состояние может стать причиной забывчивости. Многозадачность, когда человек пытается объять необъятное, у него много дел – все срочные. Какие-то моменты у него откладываются в краткосрочную память, долгосрочная память занята другой информацией, поэтому часть информации не сохраняется. Поэтому и рекомендуют вести ежедневники, чтобы память не перегружать разной ненужной информацией.
– Молодые очень часто забывают…
– Есть особенности характера, у молодых редко забывчивость становится болезнью. Для этого должна быть какая-то природа: травма в родах, тяжелое течение беременности… И, как правило, забывчивость сопряжена с умственными проблемами, трудностями в обучении – вот тогда это заболевание.
– Понятно. Давайте вернемся к вопросу, что еще должно насторожить родственников?
– Трудности при решении обычных бытовых вопросов: уборка квартиры, совершение покупок, приготовление пищи. Раньше человек справлялся, а теперь перестал. Не выполняет определенный порядок действий, забывает какие-то промежуточные этапы. Родственники замечают, что он, к примеру, при готовке без разбора кладет в суп продукты, забывает почистить картофель или включить газ, или наоборот, поставит на плиту вариться и пойдет спать… То есть, все делал всегда правильно и вдруг начинает делать не так. Нарушается память на текущие события. Что было давно, в детстве и юности, помнит до мелочей, а что было вчера или сегодня – нет. Не помнит, какой сейчас год и месяц. А в более поздних стадиях начинаются психические нарушения.
– На что еще жалуются родственники?
– На то, что старики начинают забывать близких родственников. На детей думают, что это внуки и наоборот. На снижение интереса к домашним делам, к опрятности. Человек всегда был чистюля, а теперь ему стало до ужаса все равно. Ярко выраженное проявление – вынес в мусорку деньги, документы, альбомы…
– В общении сложно с такими людьми?
– Очень. Они ничего не помнят, могут пойти из дома и заблудиться, появляются сложности в общении и понимании пациентов. Слова, слоги путают местами, забывают слова, мысль высказать не могут. У нас была пациентка, при выписке она пытается сказать, что за ней должны приехать в четыре часа, а сформулировать мысль и произнести ее не может. Но на часах она показала цифру четыре, и мы поняли ее. Хотя родственники говорили, что она всегда ориентировалась по городу, всегда домой возвращалась… Деменция по-разному протекает.
– На ранних стадиях морально родственникам тяжело смириться, да и, мне кажется, люди стесняются обращаться к врачу, ведь мама или папа им помнится совсем другим человеком… Заболеть деменцией может же и уважаемый учитель и кто угодно по профессии?
– К сожалению, часто болеют люди интеллектуальных профессий. И детям, близким тяжело это признать, смириться.
– С деменцией у нас в районе много стариков?
– С диагнозом деменция в поликлинике наблюдается около 100 человек, но возможно, их гораздо больше. Часто родственники пожилых людей, которые страдают нарушением памяти, принимают это как должное, если они не создают им больших бытовых проблем. О них врачи узнают, если болезнь усугубится.
– Задержать эти процессы можно, какая профилактика?
– Можно и нужно себе помогать, чтобы хотя бы отодвинуть проявления этих болезней. Тренировать память надо начинать не тогда, когда уже тебе 75 лет, а гораздо раньше. Нужно начинать и в 50, а то и старше 40 лет, если замечаете какие-то изменения в работе памяти. Особенно если ты находишься в зоне риска.
– Что делать?
– Сейчас все расскажу. Начинаем с медицины. Контроль уровня сахара, холестерина, давления. Даже если у вас сахарный диабет, необходимо следить, чтобы уровень сахара был на одном уровне, без скачков. Алкоголем и курением не увлекаться, по возможности исключить вообще. Не злоупотреблять снотворными и успокаивающими. Физическая активность должна быть в любом возрасте. Это не просто сходил в магазин и все. Нужно целенаправленно заниматься. Совершать планируемые прогулки по несколько километров, желательно в хорошей компании. Общение, обсуждения, запоминание, положительные эмоции, танцы, если есть такая возможность…
– А вышивка, вязание?
– Это мелкая моторика, это тоже хорошо. Правильное питание – важный момент. И не переедать, конечно, если хочешь быть здоров. Физическая нагрузка должна быть разумная, без переутомления. Плюс, должна быть интеллектуальная нагрузка. И очень важно вырабатывать в себе стрессоустойчивость. Для этого надо стараться делать акцент на положительных моментах жизни и не брать плохое близко к сердцу.
– А если ты не хочешь расстраиваться, а организм уже сам по себе расстраивается?
– Чаще всего в процессе жизни человек не жалел своих эмоций, расстраиваясь по поводу и без, а в старости малейший негатив, событие, на которое можно не обратить внимания, вызывает уже неконтролируемую тревогу, депрессивное состояние. Этого надо избегать, надо учиться не акцентировать внимания на плохом, а искать в жизни положительные моменты. Случилось что-то, да, случилось. Что ты можешь изменить своими переживаниями? Ничего, значит, и принять это событие надо как есть. А вот положительных эмоций надо проявлять как можно больше, любому хорошему событию как можно больше радоваться, понимать, что это важно для меня, это главнее. Этой рекомендации надо следовать с молодых лет, особенно женщинам.
– Можно пить и успокаивающие?
– Да, коротким курсом можно защитить свой мозг от перевозбуждения. Но не переходить на регулярный прием. У нас люди как поступают? С успокаивающими таблетками было хорошо. Так зачем напрягаться, опять выпью таблеточку и все. Что-то настроение не то, выпью таблетку, и… подсаживаются, возникает зависимость. Будьте открыты для общения с друзьями. Не надо замыкаться в четырех стенах. Посещайте мероприятия.
И тренировки мозга: кроссворды, изучение иностранных языков, запоминание стихов, прозы… Помогайте детям и внукам в учебе, решайте логические задачи, больше занимайтесь творчеством, пробуйте делать что-то левой рукой, если вы правша, и наоборот. Каждый вечер вспоминайте и анализируйте свой день, все события дня, а затем попробуйте их перечислить в обратном порядке. Можно вести дневник или блог в социальной сети. Это, конечно, не заменяет человеческого общения, но как альтернатива – приемлемо и тоже тренирует мозг. Перед походом в магазин напишите список покупок, несколько раз прочтите и отправляйтесь в магазин без списка. Простые вычисления выполняйте без калькуляторов. Пытайтесь запоминать элементарное. И это надо делать регулярно.