Skip to content
Menu
Институт красоты и здоровья
Институт красоты и здоровья

Стертая дизартрия

Posted on 14.08.2020 by admin

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. К внутриутробной патологии приводят заболевания матери во время беременности (особенно обострения хронических заболеваний); инфекционные заболевания; токсикозы беременности; алкоголизм, наркомания, курение. В момент рождения: затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод (если ребенок находится без воды более 10 часов), обвитие пуповиной и т.д; асфиксии (недостаток кислорода), родовые травмы, внутричерепное кровоизлияние и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, энцефалит и др.), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях. В детских садах и школах общего типа находятся дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: «стертая» форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи — она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает, таким образом, игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

У детей — дизартриков, кроме двигательных нарушений, проявляются нарушения и в эмоционально-волевой сфере в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни дети очень беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к частым срыгиванием и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они реагируют на изменения метеорологичеких условий.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, часто проявляют непослушание.

Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие дети пугливы, заторможены в новой обстановке и трудно приспосабливаются к ее изменению, избегают трудностей.

В психическом плане выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формирование оптико-пространственного гнозиса (узнавания), пространственно-временных представлений, фонетического анализа и синтеза, конструктивного праксиса (действия).

Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (темпа, ритма, модуляции, интонации), вызванные органической недостаточностью мышц речевого аппарата. Т.е. в результате действия комплекса причин, о которых мы говорили выше, происходит нарушение передачи нервных импульсов из коры головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата.

Симптомы^
Речевые:
— нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком). — нарушение просодики — темпа, ритма, модуляции, интонации. — нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука. — нарушение грамматического строя речи.

Суть патологии

Это расстройство достаточно распространено в логопедической области. На самом деле стертая дизартрия — это более тяжелая форма органичного поражения центральной нервной системы.

Заболевание охватывает детей в возрасте от 3 до 5 лет. Проявляемые симптомы, напоминают симптомы при нарушенной нервной системе. Один из явных признаков наличия данного синдрома у ребенка — это смешивание звуков, их замена или вообще их полное отсутствие в тех или иных словах.

Среди прочих проявлений патологии называют:

– нарушение артикуляции звуков в целом, а не каких-либо отдельных;

– трудности с голосообразованием;

– изменения ритма речи, темпа и интонации;

– сложности при глотании и жевании пищи;

– нарушения артикуляционной и общей мелкой моторики;

– невозможность обучения чтению и письму;

– сложности с удержанием равновесия, стоянием на одной ноге;

– говорение с назальным призвуком, будто бы у ребенка сильнейших насморк;

– частое дыхание, паузы посреди фразы;

– «проглатывание» конца предложений.

Детки с дизартрией заменяют слова в речи на более удобные, иногда искажения не позволяют понять малыша вовсе. При просьбе написать диктант, состоящий из слов «стол, белка, книга, шапка, молоко», вы увидите на листе «стал, блека, кинга, капша, мака». Также дизартрики неправильно используют предлоги и нарушают синтаксические связи слов в предложении.

Содержание

  • Причины стертой формы дизартрии
  • Классификация
  • Диагностика и лечение
  • Почему тысячи пациентов выбирают Центр АКМЕ
  • Выявление дизартрии
  • Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Федосова, Оксана Юрьевна, 2005 год
    • Новые статьи:

Причины стертой формы дизартрии

Патология может развиться на фоне:

1. Неблагополучного течения беременности:

– сильнейшего токсикоза во время вынашивания плода;

– резус-конфликта между матерью и ребенком;

– гестационного диабета;

– дефицита кислорода и питательных веществ вследствие нарушения развития плаценты.

2. Внутриутробных инфекций:

– поражения ЦНС плода и нарушения в развития речевой моторики могут наблюдаться в третьем триместре вследствие инфицирования ребенка герпес-инфекцией, цитомегалией, гепатитом, токсоплазмозом и др.

3. Патологического течения родов.

Риск поражения ЦНС ребенка может возникнуть при:

– чрезмерно долгих или наоборот слишком стремительных родах;

– длительном пребывании плода без вод при их раннем излитии;

– асфиксии новорожденного при обвитии;

– акушерских операциях с применением щипцов;

– вакуум-экстракции.

В первый год жизни поражения ЦНС могут быть спровоцированы осложнениями после вакцинации. Также нарушения развиваются как результат тяжелого течения инфекционных заболеваний при отказе делать вакцины по возрасту (грипп, столбняк, гепатит, менингит, краснуха, энцефалит, менингококковая инфекция и др.).

Классификация

Выделяют несколько видов стертой дизартрии у детей в зависимости от характера нарушения речи. В одном случае могут превалировать фонетические дефекты, в иных типах – просодические. Встречаются патологии и с одинаковыми по степени проявления фонетическими и просодическими дефектами.

Итак, классифицируют стертую дизартрию у детей следующих типов:

1. Корковая – возникает по причине незначительных поражений коркового речедвигательного центра. При этой патологии нарушается только фонетическая (произносительная) речевая сторона. Просодические и фонематические компоненты сохраняются.

2. Экстрапирамидарная (или подкорковая) – наблюдается при повреждении подкорковых узлов. В этом случае речь пациента смазанная, невнятная, интонация приобретает характерный назальный оттенок.

3. Псевдобульбарная – развивается при поражении проводящих нервных волокон. Главным симптомом этой формы патологии служит монотонная речь, без интонационных скачков, с прерывистыми паузами, напоминающими заикание. Нарушения фонетико-фонематических компонентов равноценны.

4. Мозжечковая – отмечается при поражениях мозжечка. Речь дизартрика с этой формой чрезмерно замедленная, тягучая, с резко меняющейся громкостью.

5. Смешанная форма – включает в себя признаки псевдобульбарного типа. Отмечаются дефекты в звукоразличительной и произносительной стороне речи.

Диагностика и лечение

Понять, к какой форме относится тот или иной случай дизартрии, можно после проведения соответствующих исследований, которые должен делать специалист. Самостоятельно поставленный диагноз может быть ошибочным. К примеру, дизартрия может быть спутана с дислалией, а в случае последней, никаких органических повреждений мозга нет.

Знание того, в какой части мозга имеется нарушение, позволит специалисту дать четкое определение конкретному случаю.

Диагностика дизартрии начинается с проведения соответствующих исследований и анализов, таких как: МРТ головного мозга, электромиография, электронейрография, электроэнцефалография и т.д. Дети, страдающие разными формами дизартрии, искажают речь по разному. Для оценки сложности случая необходима логопедическая диагностика темпа речи, разборчивости, произношения, работы мышечной системы, письменной и устной речи и т.д.

Бульбарную дизартрию можно идентифицировать по затрудненному сглатыванию, особенно жидкостей. Повреждение мозжечка сопровождается растянутой речью с градацией громкости. Корковая дизартрия с нарушениями в работе мышц характеризуется сохранением структуры слова, но невозможностью произнести некоторые звуки. Эффект гайморита, невнятная и смазанная речь могут говорить о нарушениях в подкорковых узлах. Монотонность речи при центральной параличе мышц — псевдобульбарная дизартрия. Паркинсоническую дизартрию диагностируют при излишне замедленной неэмоциональной речи. Дисфункция лицевых мышц — экстрапирамидная дизартрия. Если ребенок не может произносить шипящие и свистящие звуки, то это стертая дизартрия. Она легче других лечится и наблюдается у детей с нормальным развитием. Существует также холодовая дизартрия: речь теряет свою четкость при понижении или повышении температуры. Холодовая дизартрия также как и стертая хорошо поддается лечению.

Почему тысячи пациентов выбирают Центр АКМЕ

Центр «АКМЕ” более 10 лет помогает детям и их родителям избавиться от недугов нарушения речи. Собственная методика позволяет лечить и корректировать речевые сбои. Вовлеченность в процесс родителей и близких позволяет добиться не только скорейшего, но и стабильного эффекта.

Центр «АКМЕ” практикует безмедикаментозное лечение. Только в самых крайних случаях специалист назначает пациенту лекарственные препараты.

Никаких белых халатов и «больничной” обстановки: наши пациенты и их близкие чувствуют себя уютно и по-домашнему. Особенно это важно при работе с детьми. Незнакомая обстановка и новые люди не пугают маленького пациента, он расслаблен и доброжелательно настроен, а значит и выздоровление пойдет быстрее, а результат будет стабильнее.

Центр «Акме” работает со всеми видами нарушений речи, в том числе и с дизартрией. Вовремя обнаруженная дизартрия хорошо поддается лечению.

Руководствуясь выбранной методикой, логопед проводит специальные занятия на развитие артикуляции, правильного дыхания, постановки речи и ее выразительности.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики, и гимнастика также входят в обязательный перечень занятий с ребенком. Работа продолжается и дома. Активная позиция родителей и их желание, как можно скорее помочь своему ребенку, дают быстрые всходы: речь восстанавливается, вовлеченность ребенка в общественную жизнь углубляется.

Чтобы ваш ребенок как можно раньше поборол болезнь, почувствовал себя полноценным членом общества, подарил вам и себе радость общения – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Выявление дизартрии

Дизартрия с нормальным психофизическим развитием у ребенка проявляется в виде следующих симптомов:

  • Невнятная, однотонная и неразборчивая речь;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Расслабленность губ и языка;
  • Искажение звуков;
  • «Носовая» речь;
  • Тихий голос.

Поскольку данные признаки очень похожи на другие речевые дефекты, диагностировать дизартрию нужно на специальном оборудовании. Первичную информацию можно получить от невропатолога, который проводит тесты, а также изучает историю беременности и дальнейшего развития детей. Более точные результаты становятся доступны после прохождения МРТ. Кроме того, врач может назначить электромиографию, нейросонографию и другие методы исследований. Помимо невропатолога, ребенка нужно обязательно показать специалисту.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Федосова, Оксана Юрьевна, 2005 год

4. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 1984. — 576 с.

6. Белова-Давид Р.А. Особенности речевых расстройств у детей с остаточными явлениями раннего органического поражения центральной нервной системы.//Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. — С. 24 — 26.

8. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М.: Педагогика, 1977. — С. 21 — 129.

10. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: АПН РСФСР, 1964. — 168 с.

11. Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми.//Дефектология. М.: Педагогика, 1983 — № 2 — С. 28 -34.

15. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. — 349 с.

16. Биева Е.О. О некоторых биологических предпосылках развития фонологического оформления высказывания у детей .//Фонетика и психология речи. Иваново, 1989. — С. 35 — 40.

17. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. М.: Владос, 2002. 352 с.

18. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб.: Библиополис, 1994. — 206 с.

19. Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. Казань, 1930. — С. 180 — 202.

20. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. -СПб.: Изд-во фил. фак-та СПГУ, 1991. 152 с.

21. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М.: Просвещение, 1977.- 175 с.

24. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. СПб.: Гиппократ, 2000. — 136 с.

29. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987. — С. 85 — 94.

30. Верясова Т.В. Коррекционно развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дисс.к. п. н. — Екатеринбург, 1999. — С. 100 — 140.

31. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994. — 448 с.

33. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд. АПН СССР, 1960. 500 с.

34. Выготский JI.C. Развитие устной речи.//Собрание сочинений. -Т.5 М.: Просвещение, 1982. — С. 131 — 138.

35. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961 -471 с.

36. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. М.: Учпедгиз, 1961,4. 1 — С. 29-54.

38. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб.: РГПУ им. Герцена А.И., СОЮЗ, 2003. — 62 с.

39. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда. М.: Владос, 1999. — 240 с.

40. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. -Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1976. 256 с.

41. Глебувене В. Развитие фонологической системы речи ребенка раннего возраста. Автореф. дисс. . к.п.н. Киев, 1977. — 16 с.

42. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики./Учебное пособие. -М.: Лабиринт, 2001. 304 с.

44. Городилова В.И., Радина Е.Н. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М., 1961. — 219 с.

50. Джапаридзе З.Н. Перцептивная фонетика. Тбилиси , 1985. — С. 25 — 37.

51. Дукельский Н.И. Принципы сегментации речевого потока. Москва-Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — 139 с.

52. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1996. — 143 с.

54. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.

55. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. (Избранные труды). М.: Лабиринт, 1998.-368 с.

58. Зиндер JI. Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. — С. 11-12.

59. Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983. — 236 с.

60. Каспаранский P.P. Реализация фонологических систем в речи. Автореф. докт. дисс. М., 1980. — 18 с.

61. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии.//Дефектология., 1996. № 5 — С. 10 — 14.

65. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985. — 206 с.

67. Климов Н.Д. О действиях принципа экономии в артикуляции. Автореф. дисс. к.п.н. М., 1969. — 18 с.

68. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. СПб.: Сатис, 1995. — 72 с.

70. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. СПб.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, 1994. — 96 с.

71. Кодзасов С.В. Фонетический элипсис в русской разговорной речи.// Теоретические и экспериментальные исследования в области структурной и прикладной лингвистике. М., 1973. — С. 57 — 65.

72. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). М., 1973. — С. 26 — 28.

73. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979. — С. 192.

74. Кольцова М.М. Сравнительная роль различных анализаторных систем в формировании высшей нервной деятельности ребенка.//Структура и функция анализаторов в онтогенезе. М., 1961. — С. 223 — 229.

80. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -214с.

84. Лопатина Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.//Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. СПб.: Образование, 1991. — С. 102 — 108.

87. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. СПб.: Дельта, 2000. -224 с.

88. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975. -253с.

90. Маркова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте.// Вопросы психологии. Вып. 5. — 1969. — С. 118 — 125.

93. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. — С. 3 — 56.

95. Мастюкова Е.М. Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений у детей, страдающих церебральными параличами./ЯСлиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М.: Медицина, 1972. С. 222 — 278.

96. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1967. — С. 53 -83.

97. Мальмберг Б. Проблемы метода в синхронной фонетике.//Новое в лингвистике. М. — Вып. 2. — 1962. — С. 340 — 390.

98. Мелехова JI.B. Дифференциация дисл алий .//Очерки по патологии речи и голоса./Под ред. Ляпидевского С.С. М., 1967. — С. 77 — 97.

99. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М.: Просвещение, 1967. — 96 с.

100. Методы обследования речи у детейУПод. ред. Чиркиной Г.В. М.: Аркти, 2003.-С. 5-46.

101. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда М.: Просвещение, 1991. — 208 с.

103. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи./Под ред. Мироновой. М., 1987. — 142 с.

104. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Волосовец Т.В. М.: Академия, 2000. — 200 с.

105. Основы теории и практики логопедии./Под. ред. Левиной Р.Е. М.: Просвещение, 1968. — 367 с.

106. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ./Под ред. Чиркиной Г. В. М.: Аркти, 2002.- 240 с.

109. Ш.Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1979.-256 с.

110. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб.: Дельта, 1997. — 464 с.

111. Пискунов A.M. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. -М., 1962.-С. 69-74.

113. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие./Под ред. Волосовец Т.В. М., 2002. — 256 с.

114. Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи./Под ред. Зиндера Л.Р., Бондарко Л.В. Л.: ЛГУ, 1980. — С. 13 — 80.

116. Pay А.Ф., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М., 1959.-С. 121 -206.

118. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.

119. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур, 2000. -208 с.

120. Речь русского ребенка.//Бюллетень фонетического фонда русского языкаУПод ред. Цейтлин С.Н. СПб.: Бионт, 1994. — 126 с.

121. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994. — 344 с.

124. Скалозуб Л.Г. Динамика звукообразования (по данным кинорентгенографирования). Киев, 1979. — С. 109 — 111.

126. Слобин Д, Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. — 350 с.

127. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 320 с.

128. Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками, страдающими ДЦП. СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.

129. Смирнова И.А. Особенности формирования произношения у детей с церебральным параличом.//Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов. Тюмень, 1996. — С. 134 — 137.

131. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления.//Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1982. — С. 59 — 97.

132. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии: Дисс.к. п. н. М., 1999. — 187 с.

133. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.

134. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. М.: АПН РСФСР, 1962. — 100 с.

135. Титова Т.А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией.//Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л.: ЛГПИ, 1987. — С. 25 — 29.

136. Титова Т.А. Особенности воспроизведения звукослоговой структуры слов детьми с церебральными параличами.//Методы изучения и преодоления речевых расстройств. СПб: Образование, 1984. — С. 35 — 52.

137. Токарева О.А. Функциональные дислалии.//Расстройства речи у детей и подростков./Под ред. Ляпидевского С.С. М., 1969. — С. 100 — 128.

138. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.:1. Медицина, 1986. 256 с.

139. Трубецкой Н.С. Основы фонологии./Под ред. Кацнельсона. М.: Аспект Пресс, 2000. — 352 с.

143. Усанова. О.Н. Усвоение стечений согласных при моторной алалии.//

144. Дефектология. Вып. 4 — 1969. — С. 7 — 12.

145. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. 4.1. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

146. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1997. — 320 с.

147. Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть 1. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. Москва-Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 74 с.

148. Филатова И.А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: Дисс.к. п. н. Екатеринбург, 1998.- 182 с.

149. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Коррекционно-логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987. — С. 5 — 24.

151. Флоренская Ю.Я. Клиника и логотерапия речевых нарушений. — М.: Медицина, 1949. 120 с.

152. Фридлянская ЭЛ. Об этиологии и понимании бокового сигматизма.//Дефектология. Спб.: ЛГПИ, 1967. — С. 185 — 189.

153. Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. М.: Учпедгиз, 1958. -126 с.

155. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. — 240 с.

157. Чиркина Г.В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969. — С. 3 — 114.

158. Чиркина Г.В. О речедвигательных нарушениях.//Недостатки речи у учащихся./Под ред. Левиной Р.Е. М.: Просвещение, 1965. — С. 85 — 99.

160. Чистович Л.А., Кожевников В.А., Алякринский В.В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. М.: Наука, 1965. — 132 с.

161. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985. — 314 с.

162. Шахнарович A.M. К проблеме психолингвистического анализа детской речи. М., 1974.- 115с.

163. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. М.- Л.: Известия АПН РСФСР — Вып. 13 — 1948. — С. 101 — 129.

165. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. -428 с.

166. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л., 1983. — С. 70-93.

167. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959. — С. 59 — 62.

170. Элькин Ю.А. О механизме нарушения звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией.//Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. СПб.: Образование, 1991 — С. 67 — 73.

171. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 115 с.

172. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М.: ИНТОР, 1998.- 112 с.

173. Якобсон P.O. Избранные работы. М., 1985. — С. 287 — 300.

175. Ярош Е.А. Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Автореф.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 19 с.

176. Burling R. Language Development of a Garo and English Speaking Child// Word. 1959, N 15.-P.43 -53.

177. Chao Y.R. The Cantian Jdiolect./AJniver. Calif. Publ. Semitic Philol. 1951, N 11.-P. 22-35.

Новые статьи:

  • Физиологическое косноязычие

    Дислалия у детей Дислалия у детей — это неправильное употребление и произношение звуков. При этом,…

  • Вальгус стопы у детей

    По данным статистики от 40% до 80% случаев всех ортопедических отклонений приходится на вальгусную деформацию…

  • Герпетический стоматит у детей

    Герпетический, или герпесный, стоматит у детей встречается очень часто. Это инфекционное заболевание, которое поражает слизистую…

  • Ожирения у детей

    Специалист: Диетолог Причины ожирения Степени ожирения у детей Чем опасен избыточный вес у ребенка Диагностика…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Что такое абдоминальные боли в животе?
  • Шизоидное расстройство личности
  • Гиповитаминоз а
  • Опухоль ствола головного мозга
  • Стираемость зубов

Свежие комментарии

    Архивы

    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Здоровье

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    ©2020 Институт красоты и здоровья | Theme: Wordly by SuperbThemes