Церебрастения – особое патологическое состояние организма, при котором самый основной симптомы – повышенная хроническая утомляемость. Церебрастения – особая патология, которая может свидетельствовать о развитии органического психосиндрома. Как правило, помимо утомляемости характерные симптомы для этого заболевания – головокружение, нарушение памяти, астенический синдром и длительные головные боли.
Церебрастения может рассматриваться как последствие после атеросклероза головного мозга, но наиболее часто развивается после травм головного мозга. Несмотря на соматические симптомы церебрастению относят к психиатрической патологии. Эта патология не имеет характерных возрастных групп, поражая как детей, так и взрослых, мужчин и детей. Более насущное название заболевания – истощение головного мозга или же нервное истощение.
Содержание
Причины развития церебрастении
Причин, которые могут вызвать такую неприятную патологию – много. Из можно разделить на специфические и распространенные причины. К распространенным причинам можно отнести общие негативные факторы, которые воздействуя на организм человека могут спровоцировать развитие той или иной патологии. Среди них:
- Вредные привычки, курение и злоупотребление алкоголем.
- Тяжелая стрессовая ситуация.
- Длительные тяжелые физические нагрузки.
- Нарушения сна, недосыпание, прерывистый сон.
- Злоупотребление тонизирующими напитками – кофе, крепкий чай, энергетические напитки. Особое патологическое значение имеют алкогольные тонизирующие напитки, содержащие кофеин, гуарану и другие стимулирующие нервную систему вещества.
К специфическим причинам можно отнести следующие:
- Заболевания сосудов головного мозга – например, атеросклероз головного мозга.
- Черепно-мозговые травмы, при которых развиваются органические поражения головного мозга.
- Хроническая интоксикация организма токсическими для нервной системы веществами
- Некоторые соматические заболевания – например, печеночная энцефалопатия, сахарный диабет.
Причины
Основной причиной ЦАС у малышей и детей школьного возраста выступают состояния, среди которых выделяют:
- черепно-мозговые и родовые травмы с асфиксией новорожденного;
- перинатальная энцефалопатия;
- внутриутробные инфекции;
- менингит, полиомиелит, энцефалит;
- патологии сердечно-сосудистой системы.
К особому фактору риска относят кислородное голодание во время хирургических вмешательств. Пагубное влияние на головной мозг новорожденного оказывает употребление матерью некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и наркотических средств. В период взросления пусковым механизмом цереброастенического синдрома является длительное эмоциональное и психическое напряжение, вирусные инфекции.
Основные проявления
У младенцев церебрастения проявляется вегетативными дисфункциями, сонливостью, апатией. Обычно снижен аппетит, наблюдается медленный набор веса и отставание в развитии. Малыши избегают подвижных игр и плохо адаптируются в незнакомой обстановке.
Дети дошкольного возраста подвержены тревожности, различным фобиям и страхам. Очень часто наблюдается ночной энурез, гипергидроз, заикание. Пациенты в большинстве метеозависимы, эмоционально неустойчивы, склонны к частой смене настроения. Стрессовые ситуации приводят к головокружениям, расстройству стула, учащенному сердцебиению.
В пубертатном периоде к симптомам физического недомогания присоединяются когнитивные нарушения. Отмечается расстройство речевых и моторных функций, нарушен процесс запоминания, восприятия и обработки информации. В отсутствии адекватных лечебных мероприятий высоки риски формирования органического расстройства личности, приводящего к дезадаптации в повседневной жизни.
Диагностика и лечение
Основной задачей диагностических мероприятий является дифференциация церебрастенического синдрома от заболеваний со схожей симптоматикой. С этой целью проводится сбор анамнестических данных и психодиагностика, осуществляется физикальный осмотр. Назначают широкий спектр лабораторных и инструментальных исследований, среди которых:
- энцефалограмма;
- магнитно-резонансная томография;
- ПЦР-диагностика;
- УЗГД сосудов головы и шеи;
- общее и биохимическое исследование крови;
- реоэнцефалография.
Лечение заболевания – комплексное, подбирается с учетом возраста ребенка и выраженности клинической симптоматики. Назначается курсовой прием препаратов, улучшающих метаболические процессы и кровоснабжение структур головного мозга, антигипоксанты, антиоксиданты. В схему лечения включают аминокислоты, витамины группы В, успокоительные средства и адаптогены. При расстройствах пищеварения показаны гепатопротекторы и ферментотерапия. Важное значение имеет психокоррекция и физиотерапия.
Прогноз и профилактика
Прогноз заболевания благоприятный. На фоне системного лечения клинические проявления церебрастенического синдрома снижаются, а по мере взросления полностью исчезают. В профилактических целях для предупреждения обострений родителям необходимо своевременно выявлять отклонения в самочувствии ребенка и осуществлять профилактические врачебные осмотры. Важная задача — создание в семье благоприятной обстановки, обеспечение оптимального режима дня и питания.
Симптомы церебрастении
Прежде всего, следует различать симптомы, которые четко характеризуют развитие церебрастенического синдрома и симптомы, которые считаются оппортунистическими и развиваются из-за специфических причин(заболеваний). Иными словами, следует различать церебрастению как основное заболевание и как следствие другого заболеваниями, симптомом которого является церебрастенический синдром.
Церебрастения – психическое патологическое состояние, которое все-таки трудно назвать хроническим заболеванием (относительно психиатрии).
Люди, страдающие подобным недугом отличаются особой вспыльчивостью, эмоциональной несдержанностью, часто являются инициаторами различных конфликтов, причем испытывая при этом чувство вины за содеянное.
Церебрастеники быстро устают, склонны к депрессивному состоянию, не удовлетворены собой и своей жизнью, ворчливы. При дальнейшем развитии синдрома становятся более забывчивыми, рассеянными.
Соматические признаки церебрастении:
- Частые головные боли, различной интенсивности.
- Метеозависимость, чувствительность к перепадам давления.
- Нарушения памяти, сосредоточенности.
- Нарушения сна – пациенты не испытывают проблем с засыпанием, но часто просыпаются по ночам и не могут потом уснуть.
- Соматика усиливается под действием стрессов, эмоциональных переживаний.
- Если церебрастения развивается как результат черепно-мозговой травмы, то пациенты жалуются и раздражительно реагируют на яркий свет, цвет, громкие и неожиданные звуки.
В случае, когда церебрастения является дополнительным синдромом к основному заболеванию, в клиническую картину входят и другие симптомы, развивающиеся при провоцирующем заболевании.
Диагностика церебрастении
Как правило, диагностировать такое заболевание может не только психиатр. Но и невролог. При жалобах пациента на частые или даже хронические головные боли, при наличии соответствующего психического статуса пациента следует заподозрить именно это заболевание. Подтвердить диагноз поможет магнитно-резонансная томография, по результатам которой можно обнаружить патологические изменения структур головного мозга.
Лечение церебрастении
Как только заподозрен и установлен диагноз, следует сразу же начинать лечение. Основные лечебные мероприятия направлены на купирование соматических симптомов. При нарушениях сна и наличии судорожного синдрома пациенту назначаются дифенил, фенобарбитал и другие противосудорожные препараты.
Для нормализации кровообращения сосудов головного мозга, активизации умственной деятельности назначают ноотропные препараты, витамины и аминокислоты. Полностью исключаются или ограничиваются напитки, содержащие тонизирующие вещества типа кофеина.
Нелекарственное лечение направлено на разгрузку нервной системы и психического статуса человека. Показан санаторно-курортный отдых, уменьшение физических нагрузок.
Вейц А.Э. (Сумгаит, Азербайджан)
Вейц Алина Эмильевна
– детский врач-психоневролог, Сумгаитский городской психоневрологический диспансер.
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлена дифференциальная диагностика эмоциональных нарушений у детей с неврозами неорганической этиологии и детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10), разработанная по результатам исследования дошкольников и младших школьников. Выявлены клинико-психологические особенности эмоциональных расстройств у детей обеих групп. Отмечены особенности протекания эмоциональных реакций при церебрастеническом синдроме. Проведенное исследование позволило разработать дифференциально-диагностические критерии эмоциональных нарушений органического происхождения, что дает возможность более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.
Ключевые слова: эмоциональные нарушения у детей, нарушения волевой сферы у детей, неврозоподобный синдром у детей, церебрастенический синдром у детей, неврозы у детей, психология эмоций, резидуально-органическая патология ЦНС.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В общей структуре нервно-психических заболеваний детского возраста частота втречаемости неврозоподобных нарушений органического генеза очень высока . Нередко они имеют сходную симптоматику с невротическими нарушениями. Трудности дифдиагноза заключаются в элементарности проявлений, моносимптомности и незрелости личности детей . Но дифференцировать эти состояния необходимо, т.к. протекают они по-разному, соответственно, и тактика лечения и психокоррекции должна быть различной. За основу различий между неврозоподобным и невротическими синдромами мы взяли нарушения эмоций, в каждом случае выраженных по-разному. Еще Ю.А. Александровский утверждал, что «сквозными», осевыми симптомокомплексами, способствующими формированию невротических реакций и состояний являются эмоционально-аффективные расстройства, в первую очередь – тревога и страх. Отсюда следует, что своевременная коррекция эмоционально-аффективных расстройств у детей предупредит переход невротической реакции в невротическое состояние, будет препятствовать развитию невроза.».
Эмоциональные нарушения в детском возрасте характеризуются рудиментарностью, атипичностью, проявлением в виде эквивалентов (поведенческих и соматовегетативных) . В связи с этими особенностями нет единой классификации эмоциональных нарушений у детей , и, соответственно, трудно провести дифференциальный диагноз между эмоциональными расстройствами у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами.
Для определения клинико-психологических особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10) и проведения дифдиагностики с таковыми у детей с неврозами мы руководствовались следующими эмоциональными показателями :
1. Количественная характеристика
2. Качественная характеристика
3. Знак
4. Интенсивность
5. Длительность
6. Динамика (темп протекания, быстрота возникновения или изменения эмоций)
7. Степень осознанности, самооценка
8. Саморегуляция, самоконтроль
9. Отношение к родителям и остальным окружающим
В нашем исследовании изучалось 120 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разделенных на 2 группы по 60 человек каждая – дети с неврозоподобным синдромом (основная, первая группа) и дети с неврозами (2 группа).
Критерии включения в основную группу – возраст 5-10 лет, резидуально-органическое поражение ЦНС в анамнезе, наличие признаков неврозоподобного синдрома и (или) форм церебрастенического синдрома F 06.6 (одна или смешанный вариант), наличие эмоциональных расстройств с особенностями протекания, характерными для неврозоподобного синдрома.
Критерии исключения из основной группы – возраст младше 5 и старше 10 лет, неорганическая этиология, а также этиология, обусловленная не резидуально-органическими поражениями ЦНС в анте-, интра- или постнатальном периодах, а недавно перенесенными ЧМТ или инфекционными заболеваниями головного мозга (менингиты, энцефалиты), наличие неврозоподобного синдрома в рамках вялотекущей шизофрении, наличие умственной отсталости, инвалидизирующих соматических заболеваний и текущего органического заболевания ЦНС, наличие расстройств галлюцинаторно-бредового регистра.
Эмоционально-нравственная сфера исследуемых оценивалась по следующим методикам: клинического наблюдения, тесту изучения фрустрационных реакций Розенцвейга, детскому варианту методики Кеттелла (опросник CPQ) направленному на изучение личностных особенностей младших школьников, методике Рене-Жиля для исследования социальной приспособленности ребенка и особенностей его взаимоотношений с окружающими, методике ЦТО, направленной на изучение сознательных и частично неосознаваемых уровней личности к членам семьи и другим значимым сторонам действительности, тесту Люшера для оценки эмоционального состояния ребенка, рисуночному тесту «Моя семья» для определения эмоционального отношения ребенка к самому себе, окружающим, детскому садику, школе.
Рассмотрим каждый параметр отдельно.
1. Результаты клинического наблюдения, опросника Кеттелла, ЦТО, тестов Люшера, Рене-Жиля и «Моя семья» показали, что из количественных изменений эмоциональной сферы для детей с неврозоподобным синдромом характерна патологическая гипотимия (снижение настроения, неадекватного ситуации), а именно – дисфория. Для таких детей характерна частая угрюмость, злобность, беспричинные вспышки гнева, не приносящие им облегчения после разрядки. В то же время результаты этих методов у детей с неврозами показали, что для них характерна тревожная гипотимия (снижение настроения, связанное с ожиданием опасности). Они находятся в состоянии тревожного ожидания, что обязательно произойдет что-то плохое – боятся, что что-то случится с ними или с их родителями и т.д.
Для детей обеих групп характерны фобии – страхи, которые приобрели признаки навязчивости. У детей 2 группы они проявляются в форме фобической гипотимии – снижения настроения, связанного с навязчивым страхом или страхами . Они осознают всю нелепость страхов и пытаются от них избавиться, стесняясь их и очень болезненно воспринимая реплики окружающих (p < 0.01). В то же время дети 1 группы не обращают внимания на свой недуг, совершенно безразличны к мнению окружающих (p < 0.02), не стремятся от них избавиться. Критика к своим страхам у них отсутствует.
Если при неврозоподобных состояниях такие симптомы, как дефицит внимания, ухудшение памяти, энурез, энкопрез, нарушение сна, эмоциональная лабильность, нарушение коммуникативных функций, патологические действия (сосание пальцев, кусание ногтей, трихотиломания, онанизм и т.д.), – носят непрерывный характер, то у детей с неврозами их проявления связаны с отношениями с окружающими и зависят от психосоциальных факторов . У последних это выражается в виде депрессивных состояний, сопровождающихся соматовегетативными и двигательными нарушениями. Настроение таких детей начинает снижаться, они становятся вялыми, заторможенными, капризными, плаксивыми. Появляется нарушение сна, энурез, энкопрез. Наблюдается ухудшение памяти, снижается концентрация внимания, в результате чего снижается школьная успеваемость, возникают проблемы в отношениях со сверстниками, родителями и учителями. Дети становятся конфликтными, резко снижается их самооценка, повышается тревожность. Как компенсация, возникают патологические действия.
При дифдиагностике необходимо учитывать, что депрессивные проявления у детей с неврозами сходны с неврозоподобной симптоматикой и имеют циклический характер, а у детей основной группы – непрерывный. Также при депрессиях обязательна личностная реакция, которая в более слабой степени, чем у старших детей и взрослых, но все же выражена у исследуемых детей с неврозами (p ≤ 0.01).Тогда как у детей с неврозоподобным синдромом личностная реакция отсутствует(p ≤ 0.01) – следовательно, у них не бывает депрессивных состояний.
2. По результатам наших наблюдений, из качественных характеристик эмоциональных нарушений для детей основной группы характерны такие паратимии (извращение эмоций, несоответствие эмоционального реагирования вызвавшей его ситуации), как эмоциональная откликаемость и амбивалентность. В силу эмоционального инфантилизма, незрелости эмоционально-волевой сферы дети с неврозоподобным синдромом не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование. Поэтому они стремятся повторить эмоциональные реакции окружающих (эмоциональная откликаемость). Эти дети не способны четко дифференцировать эмоции, осознавать противоположность испытываемых ими чувств к одному и тому же объекту (амбивалентность).
Для детей второй группы характерны паратимии в виде т.н. симптома «стекла и дерева», при котором сниженная эмоциональность сочетается с повышенной ранимостью, чувствительностью, но при этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителях .
3. По знаку – результаты тестирования по методикам Люшера, ЦТО, Рене-Жиля и рисунка «Моя семья» выявили, что дети с неврозами склонны больше испытывать отрицательные эмоции (p ≤ 0.01), а дети с неврозоподобным синдромом слабо дифференцируют положительные и отрицательные эмоции (p ≤ 0.05).
4. По интенсивности – результаты наших клинических наблюдений дают основания утверждать, что интенсивность невротических реакций полностью зависит от психотравмирующей ситуации (p < 0.02). Протекают реакции бурно, ярко, «сочно» и очень интенсивно, в то время, как у детей с неврозоподобным синдромом эмоциональные реакции носят стертый, монотонный характер и не связаны с воздействием психосоциальных факторов (p < 0.01). Также им свойственна алекситимия (совокупность ослабленных эмоционально-дифференцировочных личностных признаков). При этом дети не могут определить свое эмоциональное состояние, у них не развиты воображение, интуиция и эмпатия, нарушены коммуникативные навыки. Такие дети инфантильны, привыкли перекладывать ответственность на других, они не чувствуют всей серьезности ситуаций, реагируют на жизненные изменения неадекватно.
5. По длительности – детям второй группы свойственны эмоциональные реакции, для которых типична отчетливая связь возникших переживаний с внезапными обстоятельствами, их вызвавшими, а детям первой – эмоциональные состояния, характеризующиеся стойким изменением нервно-психического тонуса . Из эмоциональных состояний у этих детей особенно часто встречается фрустрация, выражающаяся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемых непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели .
По результатам нашего исследования по методу Розенцвейга, показатели фрустрации у детей с неврозоподобным синдромом отличаются от таковых у детей с неврозами. Так, преобладание в ответах реакций NP у детей основной группы (p ≤ 0.05) свидетельствует о том, что у них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями; низкий процент реакций OD (p ≤ 0.01) показывает, что они не могут правильно ориентироваться в сложившейся ситуации, не способны самостоятельно принимать решения; низкий процент интрапунитивных реакций I (p ≤ 0.01) свидетельствует об отсутствии у них способности к самокритике, умения адекватно оценивать свои поступки и потребности в необходимости их оценивать.
6. Динамика эмоциональных нарушений у детей обеих групп также различна – для 1 группы характерны слабодушие или недержание аффекта, встречающееся в рамках церебрастенического синдрома, являющегося ведущим для резидуально-органической патологии ЦНС, а также эмоциональная ригидность. При слабодушии у детей с неврозоподобным синдромом наблюдаются быстрые переходы от благодушия к слезливости и наоборот, причем благодушие и слезливость – видимые, не соответствуют глубине эмоциональных переживаний. Очень характерна для таких детей эмоциональная ригидность – дети не могут быстро переключиться с одной эмоциональной реакции на другую, не могут быстро адаптироваться к смене ситуации. У 80 % этих детей невозможность переключения эмоций сопровождается агрессивностью (эксплозивность).
Для детей второй группы характерна эмоциональная неустойчивость, при которой, в отличие от детей основной группы, – эмоциональные реакции строго дифффернцированы, протекают очень бурно и всегда зависят от изменения ситуации.
7. Степень осознанности своего состояния у детей с неврозоподобным синдромом низкая. Они и не пытаются понять свои недуги, не пытаются с ними бороться, не стыдятся их, им безразлично мнение окружающих, в связи с чем самооценка у них не занижена (p < 0.01). Она просто не выражена, у них отсутствует критика к своему состоянию. Эти дети не осознают себя как личность, у них отсутствует реакция личности на свой дефект.
У детей второй группы самооценка резко снижена (p < 0.02), они очень болезненно реагируют на отношение к ним окружающих, очень сильно переживают свое состояние и вячески пытаются от него избавиться или скрыть от чужих. Если невротические симптомы сохраняются длительно – гипотимия становится еще глубже, невротические симптомы еще более усиливаются, что в конечном итоге может привести к возникновению депрессии, суицидальным мыслям и действиям и(или) патологическому развитию личности.
8. По результатам опросника Кеттелла, степень саморегуляции у детей первой группы низкая(p ≤ 0.05), они не могут организовать свое время, планировать свои дела, им трудно сосредоточиться на чем-то одном, они не могут направить свою энергию в конструктивное русло. Ответственность за поступки у них – минимальная (p ≤ 0.05), а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств, привыкли к сиюминутному исполнению желаний, а когда это не удается – становятся агрессивными и дисфоричными, не хотят ничего менять.
Дети второй группы обладают повышенной ответственностью (p ≤ 0.01), вечно боясь что-то сделать не так, недостаточно точно и хорошо, переживая, что в таком случае это рассердит (или расстроит) родителей, учителей, друзей, в результате чего последует наказание или отвержение. Постоянный страх «упасть» в глазах окружающих приводит к тому, что эти дети все время находятся в напряжении, не в состоянии расслабиться, что ведет к увеличению интенсивности невротических проявлений.
9. По результатам методики Рене-Жиля, тестов «Моя семья», ЦТО, – отношение к родителям у детей основной группы – неоднозначное. Они испытывают к своим матерям и отцам в равной степени положительные и отрицательные эмоции (р < 0.02), что объясняется низкой дифференцировкой эмоций у детей этой группы. Причем, эмоциональное реагирование на родителей проявляется неадекватно, наблюдается инверсия эмоций – проявление родителями ласки, тепла могут быть встречены агрессивностью или эмоциональной холодностью. У детей второй группы отношение к обоим родителям – негативное (р < 0.01), что обусловлено такими патологическими типами семейного воспитания, как потворствующая или доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, гипопротекция .
Отношение к окружающим у детей с неврозоподобным синдромом не выражено – им безразлично мнение окружающих, оценка другими своих поступков(p < 0.02). Они склонны к интроверсии, предпочитают обособленность, уединение, в то время, как дети с неврозами неорганической этиологии зависят от мнения окружающих, очень болезненно реагиуют на их замечания, что приводит к заострению невротической симптоматики.
Результаты исследований представлены в таблице:
Таблица. Показатели эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами
Отдельно надо отметить, что эмоциональные нарушения органического происхождения (в сочетании с неврозоподобным синдромом) встречаются в рамках органического эмоционально-лабильного (астенического) расстройства (F 06.6 по МКБ-10) или церебрастенического синдрома (по В.В. Ковалеву), являющегося «сквозным» для органической патологии ЦНС и выявляющимся у детей с резидуально-органическими нарушениями всех возрастных групп . По данным М.И. Буянова и Б.З. Драпкина, ЦС является постоянным при неврозоподобных системных расстройствах в отличие от невротических .
По МКБ-10 – астеническое расстройство – это «расстройство, характеризующееся выраженной и постоянной эмоциональной несдержанностью или лабильностью, утомляемостью или разнообразными неприятными физическими ощущениями, болями, предположительно возникающими вследствие органического расстройства» . По мнению Г.Е. Сухаревой, «церебрастенический синдром (ЦС) – это проявление синдромов «дефектного состояния «в эмоционально-волевой сфере» .
И.В. Крук выделил ЦС с преимущественными нарушениями в познавательной сфере и ЦС с преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, каждый из которых в свою очередь подразделяется на астеногиподинамический и астеногипердинамический варианты .
Мы наблюдали за детьми с ЦС с преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере (ЦС III и ЦС IV типа). Из эмоциональных нарушений при ЦС III типа (атеноадинамический вариант) наблюдается слабодушие, эмоциональная истощаемость, дисфории и характерная иррациональность между причиной эмоциональной реакции и ее проявлением. Эмоциональные реакции при этом развивались по типу замкнутого круга. При невыполнении желания дети плакали, а когда их пытались утешить или даже исполнить это желание – плач только усиливался.
Для эмоциональных нарушений при ЦС IV типа, по нашим наблюдениям, характерна повышенная возбудимость, эксплозивность, неустойчивость интересов, эмоциональная истощаемость, незрелость эмоций, агрессивность.
При дифдиагностике эмоциональных нарушений у детей с ЦС и с неврастенией мы обращали внимание на отсутствие связи проявления эмоциональных нарушений с психотравмирующей ситуацией, на отсутствие реакции личности на свой дефект, на более грубый и стойкий характер протекания эмоций у детей с неврозоподобным синдромом. Кроме того, эмоциональная истощаемость у детей с ЦС сопровождается двигательной и когнитивной истощаемостью, обильной вегетососудистой симптоматикой и негрубыми неврологическими изменениями, выявляемыми клиническим и параклиническим путем .
Таким образом, при диффференциальной диагностике эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами необходимо учитывать следующие особенности:
• В силу незрелости эмоционально-волевой сферы, дети с неврозоподобным синдромом не способны четко дифференцировать эмоции, разделять их на положительные и отрицательные.
• Им свойственен эмоциональный инфантилизм, в силу чего они не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование.
• Для них характерно несоответствие эмоциональных проявлений возникшей ситуации – на обстоятельства, требующие острого, немедленного реагирования, они не обращают внимания, их эмоциональные реакции носят стертый, однообразный характер. В обычных же, бытовых ситуациях эти дети могут проявить беспричинную агрессивность и(или) эксплозивность (чрезмерную эмоциональную возбудимость с бурными аффективными вспышками, сопровождающуюся агрессией и дисфорией). Эксплозивность обусловлена органической природой неврозоподобного синдрома.
• Для детей с неврозоподобным синдромом специфична алекситимия, при которой дети не могут определить свое эмоциональное состояние, в связи с чем они начинают копировать эмоциональные реакции окружающих (эмоциональная откликаемость).
• Они не могут своевременно переключаться с одной эмоциональной реакции на другую. Им свойственна эмоциональная ригидность.
• Им свойственна низкая фрустрационная толерантность. У них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями. При неудовлетворении желаний они становятся агрессивными, неуправляемыми.
• Дети основной группы не осознают свои недуги, не стесняются их и не пытаются с ними бороться. Им безразлично мнение окружающих, самооценка их не выражена, т.к. эти дети не осознают себя как личность.
• Они неустойчивы в интересах и редко доводят начатое до конца, ответственность за поступки у них – минимальная, а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств.
• Отношение к родителям у них – неоднозначное, амбивалентное – они испытывают одновременно и положительные, и отрицательные эмоции к каждому родителю.
• Они склонны к интроверсии.
• Эмоциональные нарушения у них носят затяжной характер и выражаются в виде стойких эмоциональных состояний.
• В силу вышеперечисленных особенностей эмоционального реагирования дети основной группы часто остаются непонятым окружающими, конфликтуют с ними, у них отсутствуют коммуникативные навыки, им трудно адаптироваться в семье, садике, школе.
• Неврозоподобный синдром у детей с органической патологией ЦНС обязательно сопровождается церебрастеническим, в силу чего всем этим детям свойственна раздражительная слабость, повышенная утомляемость, эмоциональная, поведенческая и когнитивная истощаемость.
• Эмоциональные нарушения у детей основной группы сопровождаются т.н. органической симптоматикой и особенностями личностного реагирования, характерного для органиков, а именно:
а) Вегетативно-сосудистыми расстройствами (метеозависимость, неперносимость жары и холода, поездок в транспорте, колебания массы тела, нарушения аппетита, стула и т.д.),
б) Неврологической рассеянной микросимптоматикой (повышение ВЧД, небольшие нарушения ликвородинамики, изменения ЭЭГ по резидуально-органическому типу).
в) Отсутствием связи интенсивности проявления эмоциональных нарушений с психотравмирующей ситуацией.
г) Отсутствием реакции личности на свой дефект.
Все вышеперечисленное служит дифдиагностическим критерием эмоциональных нарушений органического происхождения.
Учитывая выявленные в результате исследования клинико-психологические особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным органической патологией ЦНС, можно будет более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации.
Ссылка для цитирования
Дисграфия
Дисграфия (dysgraphia; дис- + греч. graphō писать, изображать) — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован. Дислексия – сложности в овладении чтением. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Слава, 10 лет, в дошкольном возрасте отличался двигательной расторможенностью, неусидчивостью, упрямством. Несколько позже положенных сроков начал говорить (отдельные слова – в 1 год и 3 месяца, фразовая речь – в 2,5 года). В 9-месячном возрасте серьезно отравился сердечными лекарствами бабушки, долго лежал в больнице.
К школе, по мнению родителей, был подготовлен, и для мамы полной неожиданностью явилось сообщение учительницы о грубых ошибках при письме, которые допускал Слава, и его плохом чтении. С математикой дела обстояли лучше. Сейчас мальчик в 3-м классе, нередко убегает с уроков русского языка, стал лживым, изворотливым, тянется к плохим ребятам. Размышляя о низкой успеваемости Славы, учительница предположила наличие у него задержки развития.
Проведенное в клинике обследование показало, что умственное развитие ребенка соответствует возрастной норме. С заданиями, требующими осмысления, понимания скрытого смысла рассказа или обобщения понятий, мальчик справляется успешно.
Логопед обратил внимание на медленное чтение с множеством ошибок. Слава не смог прочесть текст с пропусками отдельных слогов. Пишет мальчик крайне небрежно, графические навыки (почерк) сформированы у него недостаточно. Он допускает много ошибок: слова пишет слитно или ошибочно отделяет определенные буквы. Видны постоянные замены букв по фонетическому и графическому признакам. Мальчик заменяет близкие по звучанию звуки («З” и «С”, «Ж”–”Ш”) или схожие по начертанию буквы («П”–”Т”, «Б”–”В” и др.).
Славе был прописан курс лекарств. С ним постоянно занимался логопед. И через два месяца у мальчика существенно улучшилось письмо, он стал читать быстрее и с меньшим количеством ошибок.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется.
Письмо начинается с замысла. Нужно мысленно создать план письменного высказывания, определить общую последовательность мыслей и постоянно удерживать ее. Каждое предложение, которое необходимо записать, надо разделить на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. На начальных этапах овладения письмом важно проговорить каждое слово. Проговаривание (громкое, шепотное или внутреннее) помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.
Следующая операция – выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. По аналогии с фонематическим слухом буквенное зрение правомерно было бы назвать графематическим. Именно это зрение вычленяет из букв спрятанные в них устойчивые признаки, элементы, которые отличают одну букву от другой. Анализ и сравнение буквы сложная задача для первоклассника.
Затем ребенок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»). Каждый элемент на этом этапе выписывается отдельно, даже если в школе требуют писать слитно всю букву или несколько букв сразу. Ребенок постоянно контролирует то, что делает, и думает, что и как нужно делать дальше. На осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.
Несформированность любой операции, обеспечивающей процесс письма или чтения, может привести к определенным трудностям при обучении грамоте, вызвать дисграфию или дислексию. Причины нарушения чтения и письма являются сходными. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дислексий и дисграфий.
Формы дислексий и дисграфий
В современной логопедии существуют несколько подходов к классификации дисграфий и дислексий. Нет общепринятой классификации, и на практике логопеды придерживаются различных взглядов на причины дефектов письма и чтения и проблем их освоения, чаще всего ориентируясь на работы тех специалистов, которые принадлежат к той же научной школе, что и они.
Фонематическая дислексия и дисграфия
Наиболее часто встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционной терминологии акустическая). Ее описывают под разными названиями практически все авторы. Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то очень приблизительно. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке.
Оптическая дислексия и дисграфия
Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З — Э, Р — Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, З — В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.
Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия
Как самостоятельную, эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы. Однако, многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения (окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.
Дизорфография
По поводу правомерности отнесения дизорфографии к дисграфии тоже нет единства мнений. В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.
Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия.
Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие дети легко дифференцируют фонемы, ориентируются в звуко-буквенном анализе слова, узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухо-речевая память мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения. Дети, которые по каким-либо причинам, не успевают писать и читать в заданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки. Можно подумать,что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу. Однако, при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут.
Нарушения в овладении письмом (дисграфия) включены в международную медицинскую классификацию: ICD – 10, DSM – IV.
Вы можете обратиться к следующему источнику:
Лапаева Р.И., БенедиктоваЛ.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Союз, 2001.
Ребенок вялый и пассивный? Не может сосредоточиться? Возможно у него астения.
Астения (от др. греч. – бессилие, слабость) – это состояние, характеризующееся патологической усталостью после нормальной активности, которая сопровождается снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности и внимания, резкое снижение работоспособности.
Астения представляет собой неспецифический синдром, который может сопровождать любое заболевание (соматическое, психическое) и развиваться у здоровых людей при определенных обстоятельствах. В детском возрасте она наблюдается при различных соматических, неврологических и психических заболеваниях.
Распространённость астении среди всего населения планеты, в зависимости от внешних и внутренних социальных факторов варьирует от 1,2 до 18,3%.
Выделяют следующие виды:
-
● Цереброгенная астения.
-
● Соматогенная астения.
-
● Резидуальная астения.
-
● Дизонтогенетическая астения.
-
Неврастения.
Наиболее часто у детей отмечается быстрая утомляемость, общая слабость, пониженная умственная и физическая работоспособность, рассеянность, снижение концентрации внимания и памяти, неустойчивость настроения, раздражительность, тревожность, замедление формирования учебных навыков, трудности в учёбе, головные боли, нарушения сна.
Физиологическая утомляемость, в отличие от астенических расстройств, характеризуется слабой выраженностью астенических симптомов, их проявлением на короткое время (несколько дней) при нагрузках, недосыпании и исчезновением после отдыха.
Наличие у детей астенических расстройств способствует ухудшению качества жизни, нарушениям адаптации в дошкольных и школьных учреждениях, сложностям обучения, снижению коммуникативной активности, проблемам в межличностных взаимодействиях и напряженности во внутрисемейных отношениях.
Клиническая оценка детей с астеническим синдромом требует детализации анамнестических данных, исследования соматического и неврологического, когнитивного и психического статуса ребёнка, а также оценку фармакодинамики используемых пациентом медикаментозных средств, которые могут быть причиной астении.
Минимальный перечень лабораторных и инструментальных методов исследования включает общий и биохимический анализ крови, СОЭ, определение белков острой фазы, исследование тиреоидного статуса, ЭКГ. В план дополнительного обследования входят: консультация невролога, определение серологических маркёров к вирусным гепатитам, ВИЧ, герпетической и цитомегаловирусной инфекции.
В лечении астении необходим комплексный подход. Одна из важнейших задач – создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребёнок не только будет чувствовать себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия должны быть направлены на выявление его сильных сторон. Это поможет ребёнку ощутить себя успешным, повысит самооценку и мотивацию достижений и в других областях деятельности. Также необходимо стимулировать социальные контакты и хобби.
Этиопатогенетическая терапия должна включать в себя мероприятия, направленные на оптимизацию режима учёбы и отдыха, введение тонизирующих физических нагрузок, ограничение пребывания ребёнка перед монитором (компьютер, планшет, телефон, телевизор) до 30 минут в сутки. Важным аспектом является рациональное питание, сбалансированое по белкам, жирам и углеводам, оптимальное обеспечение организма ребёнка витаминами и минералами. Необходимо применение психотерапевтических методов лечения.
Медикаментозная терапия астенических расстройств обычно включает ноотропные средства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, а также антиксиолитики, способствующие снижению уровня тревожности, раздражительности и импульсивности.
Получить консультацию доктора психологических наук и невролога высшей квалификации, можно в клинике «Здоровая Семья» на Фучика 3. Запишись по телефону 219-30-50, 243-53-03, 300-40-50 или онлайн на сайте.
Причины астении
Причины астении разнообразны, в зависимости от формы заболевания, это могут быть органические поражения внутренних органов или соматические заболевания и травмы. Среди патологий, которые провоцируют появление болезни, выделяют несколько групп:
- сердечно-сосудистая система – аритмия, гипертоническая болезнь, инфаркт;
- инфекции – туберкулез, ОРВИ, гепатиты;
- ЖКТ – панкреатит, гастрит, холецистит, язвы, диспепсические расстройства;
- травмы и послеоперационный период;
- почечные патологии – пиелонефрит, гломерулонефрит;
- неврологические расстройства и психические заболевания.
Чаще всего астенические расстройства развиваются у людей, которые много работают и не соблюдают правильный режим. Симптомы заболевания могут проявиться в любое время, как в разгар болезни, так и после ее завершения.
Лучшие врачи по лечению астении
8.9 7 отзывов Невролог Кинезиолог Вертебролог Реабилитолог Вегетолог Гериатр (геронтолог) Рефлексотерапевт Врач первой категории Кубышта Светлана Михайловна Стаж 16 лет Ист клиник в Беляево г. Москва, Профсоюзная, д. 104 Альфа-Центр Здоровья г. Москва, Комсомольский пр-т, д. 17, стр. 11 8.6 2 отзывов Невролог Реабилитолог Салахбекова Лейла Сиражутдиновна Стаж 12 лет Клиника здорового позвоночника Здравствуй! г. Москва, ул. Люблинская, д. 108 8.2 9 отзывов Гастроэнтеролог Терапевт Чернова Анастасия Геннадьевна Стаж 3 года Столичная Медицинская Клиника на Сретенке г. Москва, ул. Сретенка, д. 9 9.1 126 отзывов Психотерапевт Гончарова Маргарита Ивановна Стаж 29 лет Медицинский центр ОН КЛИНИК на Таганке г. Москва, ул. Воронцовская, д. 8, стр. 6 9.7 219 отзывов Психотерапевт Сексолог Ковальчук Юлия Вячеславовна Стаж 23 года Кандидат медицинских наук Медцентр ОН КЛИНИК на Цветном бульваре г. Москва, Цветной б-р, д. 30, корп. 2 9.8 146 отзывов Невролог Гадаборшева Тамара Магомедовна Стаж 42 года Медцентр Медквадрат на Каширском ш. г. Москва, Каширское ш., д. 74, стр. 1 10 140 отзывов Мануальный терапевт Невролог Рефлексотерапевт Врач высшей категории Шнигирист Александр Ильич Стаж 28 лет Кандидат медицинских наук Евромедклиник г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 32а Доктор с вами на м. Бульвар Рокоссовского г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 21 8.8 11 отзывов Невролог Рефлексотерапевт Гирудотерапевт Врач первой категории Новокшонов Александр Александрович Стаж 26 лет Клиника здорового позвоночника Здравствуй! г. Москва, Хорошевское ш., д. 12, корп. 1 9 51 отзыва Мануальный терапевт Невролог Рефлексотерапевт Вертебролог Врач высшей категории Пятков Сергей Анатольевич Стаж 21 год Кандидат медицинских наук Евромедклиник 24 Жулебино г. Москва, Люберцы, м-н Городок Б, ул. 3-е Почтовое Отделение, д. 102 9.3 50 отзывов Невролог Врач первой категории Петрова Оксана Александровна Стаж 19 лет Инновационный медицинский центр г. Москва, Сергия Радонежского, д. 7
Диеты при астении
При астении необходимо следить за своим питанием. Пациентам полезна пища, которая богата триптофаном. Это бананы, хлеб грубого помола, сыр, мясо индейки. Стоит включить в рацион продукты, обогащенные витамином В, есть побольше фруктов и овощей. Полезны будут помидоры, лук, перец чили, петрушка. Можно добавить в меню сыр, содержащиеся в нем аминокислоты способствуют повышению настроения.
Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.