Skip to content
Menu
Институт красоты и здоровья
Институт красоты и здоровья

Гиперактивный это какой

Posted on 30.05.2020 by admin

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – наиболее распространенная форма хронического нарушения поведения, часто проявляющаяся в детском возрастном периоде. Ярко выраженные симптомы могут наблюдаться у детей в четырехлетнем возрасте. Внимание: гиперактивный ребенок – что делать?

Определить такого малыша просто, достаточно понаблюдать за его эмоциональной неустойчивостью, неаккуратностью, постоянной спешкой, недисциплинированностью. Он вспыльчив и агрессивен, упрям и безответственен. Всех гиперактивных деток объединяет излишняя подвижность и чрезмерная эмоциональность.

Виды гиперактивных детей определяются характерными признаками в их поведении:

  1. Импульсивность вместе с гиперактивностью.

Наиболее распространена эта форма поведения у мальчиков, которым сложно долгое время усидеть на конкретном месте или быть сосредоточенными на одном занятии. Ребенку быстро надоедает окружающая обстановка, ему становится скучно, он нуждается в постоянном выплеске эмоций. Такие детки характеризуются нетерпеливостью и более агрессивным поведением.

  1. Гиперактивность с нарушением концентрации внимания.

Подобные симптомы больше распространены среди девочек. Им сложно концентрировать внимание на задаче, потому что они склонны к рассеиванию, быстрому переключению на внешние факторы. В результате – масса начатых дел без логического завершения.

Детям с этим синдромом трудно достигать поставленной цели. Им свойственно забывать и терять, сложно выполнять четкие просьбы и быть ответственными.

  1. Смешанный тип.

У таких деток присутствуют все выше перечисленные симптомы, которые выражаются в равной степени. Расстройство внимания сопровождается неусидчивостью и чрезмерной активностью, повышенной эмоциональностью наравне с отсутствием концентрации.

Подобного рода нарушения поддаются лечению, поэтому советы родителям: не пускать проблему на самотек и своевременно предоставить помощь.

Содержание

  • Гиперактивность в разном возрасте
  • Врач советует лекарства – какая есть альтернатива?
  • Как воспитывать
  • Предисловие
  • Коррекция СДВГ
    • Новые статьи:

Гиперактивность в разном возрасте

Гиперактивный ребенок (5 лет) не может сосредотачиваться в течение отведенного времени на одной задаче. За счет рассеянности и невнимательности он не в силах справиться с возлагаемой на него ответственностью со стороны взрослых, например, убрать игрушки, послушать сказку до конца, играть в тихие игры. Малышу свойственно шуметь, ерзать на стуле, быстро переключаться на другой род деятельности.

Ребенок гиперактивный (6 лет) – полноценный школьник, от которого требуется усидчивость и концентрация. Однако в силу синдрома дефицита внимания ему трудно сидеть за партой, на протяжении урока слушать учителя, запоминать образовательный материал. Такие детки плохо учатся, потому что им становится скучно и неинтересно, а преподавание кажется монотонным и нудным.

Повышенная импульсивность способствует возникновению конфликтных ситуаций со сверстниками и одноклассниками, провоцирует агрессивность и неадекватность.

Врач советует лекарства – какая есть альтернатива?

Нужно ли лечить гиперактивность успокоительными препаратами? Любой врач посоветует бороться с синдромом дефицита внимания только лекарственным средствами. Они воздействуют на центральную и периферическую нервную систему, снимая раздражительность, угнетая чувство тревожности, нормализуя поведение. Однако эффект от таблеток будет временным.

Поэтому лечение гиперактивного ребенка нужно начинать с его записи в спортивный кружок, например, на тхэквондо или танцы. Ведь такого рода поведение – это следствие переизбытка энергии, и нужно направить активность малыша в конструктивное русло.

Во время спортивных занятий будет уходить большая часть энергии, ребенок получит необходимую разрядку, выплеснет накопленные эмоции. Спорт – лучшее лекарство для избавления от излишней двигательной активности.

Внимательно подбирайте игры для гиперактивных детей, давайте им свободу движений, возможность прыгать, вертеться, трясти ногами, бегать, забираться на препятствия. Им нужна повышенная подвижность, смена обстановки, получение ярких новых впечатлений.

Согласно статистике, подобные нарушения в поведении проходят к подростковому периоду, восстанавливаются познавательные функции, улучшается память и концентрация. В маленьком возрасте нужна коррекционная работа и повышенное внимание родителей к данной проблеме.

Как воспитывать

Чтобы помочь ребенку и понять, как воспитывать его, нужно руководствоваться основными правилами:

  • взаимоотношения в семье и между сверстниками должны быть стабильны, неконфликтны;
  • родители должны избегать крайностей в воспитании: не проявлять чрезмерную строгость либо мягкость, не накладывать ответственность, не предъявлять повышенные требования;
  • не переутомлять малыша, оградить его от чрезмерных раздражителей;
  • организовать строгий режим дня;
  • способствовать формированию навыков самостоятельной организации, аккуратности, послушания;
  • обучить правильному общению, контролю поведения и эмоций.

Обратите внимание на советы психологов, которые рекомендуют развивать у гиперактивных детей мелкую моторику, что способствует развитию концентрации и усидчивости.

Проблема активных детей решается с помощью плавания, тенниса, хореографии и иных видов спорта!

Проходит ли СДВГ с возрастом

Не все дети с СДВГ оставляют свой знаменитый след в истории. Более того, примерно 50 % детей, страдающих синдромом СДВГ, переходят во взрослое состояние с этими же проблемами. Но у родителей незримо стоит вопрос: «Невнимательный и гиперактивный – это навсегда?» Отметим, что необычность поведения, характерного для СДВГ, обычно со временем изменяется, ибо центр тяжести заболевания переносится с гиперактивного поведения на нарушение внимательности. Таким взрослым людям трудно найти свое место в жизни, у них возникают проблемы во взаимоотношениях, им сложно создать семью. Из-за низкой самооценки, неуверенности в себе, постоянных проблем с обучением они постоянно меняют место работы, вследствие этого им часто не удается карьера, и они нередко уходят в депрессию, алкоголизм, наркотики. Специалисты считают, что среди них немало тех, кто склонен к суицидальным попыткам. По данным ученых, в исправительных колониях для несовершеннолетних признаки СДВГ есть у 80–90 % осужденных.

С 50-х годов прошлого века ученые активно проводят исследования различных проявлений этого заболевания, пытаются уточнить причины, ищут новые возможности лечения. Тот факт, что число заболеваний возросло в последние годы, связан, прежде всего, с тем, что общество знает больше об этой патологии, родители стали чаще обращаться к врачам, улучшились возможности диагностики. Нам, однако, представляется, что в широких врачебных кругах еще нет достаточной озабоченности этим довольно широко распространенным заболеванием, не всегда в районных поликлиниках принимают все меры для диагностики и целенаправленной терапии. Мы надеемся, что некоторые материалы этой книги помогут молодым врачам использовать ряд новых возможностей в лечении СДВГ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Предисловие

Первое сентября. В только что отремонтированной школе начались занятия. Людмила Петровна работает в школе уже много лет, считается хорошим специалистом, но каждый раз, приходя в школу в первый день нового учебного года, она волнуется, как перед экзаменами. Сегодня день особенный: она в очередной раз встречает своих первоклассников. Какие они? Как удастся ей научить их понимать мир, подготовить к старшим классам, где нагрузка неизмеримо выше? Ведь они все такие разные.

Как только начался урок, она обратила внимание на одного мальчика. Он был суетлив, расторможен, постоянно крутился, не мог ни секунды сидеть на месте, отвлекал соседку по парте. Его перевели в этот класс из другой школы, и хотя официальная причина была мало понятной, ей было ясно, что это случилось из-за плохого поведения. У учительницы защемило сердце: таким детям везде трудно. «Теперь никому житья не будет, – подумала учительница, – ни ученикам, ни педагогам». Она хорошо знала, что ежегодно в классе встречались один-два таких ученика. Их принимали сначала за плохо воспитанных детей, но со временем понимали, что это не просто невоспитанность, а какие-то отклонения в психике ребенка.

Такие дети часто мешают вести урок, постоянно отвлекают товарищей, требуют дополнительного времени, нарушая тем самым план занятия. Лишь молодые учителя могут воскликнуть: «Ох уж эти непоседы!» Со временем отношение со стороны учителей к таким детям меняется. Ведь учителя также страдают оттого, что, сталкиваясь с учебными нарушениями, нередко не знают, как с ними справиться. Чаще всего, если не обращать внимания на психические особенности таких детей, начинается эпопея со сменой учителей, школ, что совершенно не меняет ситуации.

Трудности в учебе и школьные проблемы зачастую обременяют не только детей, но и родителей. Споры и ссоры по поводу методов воспитания не покидают такие семьи. Кроме того, эти дети требуют неизмеримо больше внимания, что сказывается на профессиональной деятельности родителей (чаще матерей), не говоря уже о чрезвычайном ограничении их свободного времени. В результате – нередко крах любви и семейных отношений.

Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и на развитие детей. Все чаще современных детей характеризуют как крайне непоседливых и беспокойных – и таких «невоспитанных» детей становится все больше. Раньше подобных детей называли «егоза», «юла» и часто наказывали за плохое поведение. Сегодня такой подход неуместен. Многолетние наблюдения педагогов, исследования ученых убедительно доказали, что здесь речь идет о каком-то нарушении, за которое нельзя делать морально ответственными ни детей, ни их родителей. Речь идет скорее о том, чтобы понять и постараться помочь справиться с возникшей ситуацией.

Заинтересованный читатель уже понял, что речь идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (повышенной активностью) – СДВГ. Возможно, вашему ребенку поставили этот диагноз, вы сами страдаете этой патологией, или вы – заинтересованный родственник, воспитатель, учитель и вам хочется больше узнать об этом заболевании.

В последние годы это заболевание вызвало широкий общественный интерес во всем мире. К сожалению, многие еще считают его безобидным «синдромом непоседы», «модным диагнозом СДВГ» или «модной болезнью цивилизации». Мы должны признать, что эти нарушения развития ребенка следует воспринимать серьезно, ибо это грозит неприятными последствиями как для заболевшего, так и для его окружения.

Нередко родители спрашивают: «Гиперактивность – это приговор?» Опыт показывает, что, если диагноз поставлен своевременно и назначено правильное лечение, дети с этим заболеванием будут иметь равные со здоровыми детьми шансы использовать свои возможности и развиваться в соответствии с возрастом.

В России все чаще стали ставить диагноз СДВГ проблемным детям. Он, как и во всем мире, ставится по совокупности признаков и на основе системы тестов. Предлагается как медикаментозное лечение, так и альтернативные методы. Провести полное обследование и тестирование ребенка, а тем более получить серьезное лечение, вряд ли возможно во всех населенных пунктах. И детские врачи не всегда настроены на уточнение характера изменений психики таких детей. Поэтому многие родители, понимая необычность поведения своих детей, не знают, как решать эту проблему.

В настоящее время причины заболевания до конца пока еще не ясны. Предполагается наличие генетических факторов, на которые накладываются социальные проблемы. В связи с этим у нас в стране все негативные тенденции списываются на трудности жизни последних лет, вина по цепочке перекладывается на ребенка – родителей – социальные условия, что еще более усугубляет проблему. Создается «замкнутый круг», разорвать который довольно часто без помощи специалистов невозможно. Для того чтобы понять необходимость решения проблемы, следует поближе познакомиться с проявлениями заболевания. Именно с этой целью мы, авторы, даем описание заболевания в доступной и подробной форме. Многолетний практический опыт и длительное наблюдение за такими маленькими пациентами позволяет нам надеяться, что родители смогут понять суть проблемы и свои задачи по оказанию помощи необычным детям. Практические советы по воспитанию и лечению таких детей дают возможность обходиться, хотя бы на первых порах, без специалистов, а при необходимости – обратиться к врачу, имея четкое представление о течении болезни. Мы постараемся привести хотя бы частичное решение этой проблемы непосредственно в каждую семью, где есть такой необычный ребенок. Вы познакомитесь с конкретными рекомендациями для каждодневного использования в школе и дома.

В этой книге впервые показана тесная связь нейробиологических процессов в головном мозге с вопросами питания детей с СДВГ. Читателям будет полезно познакомиться с современными рекомендациями антропософской медицины и приемлемыми рецептами гомеопатии. Нам представляется целесообразным ознакомить практических врачей с этими разделами книги, что будет способствовать более широкому внедрению в практику простых, доступных и действенных средств.

Мы надеемся, что эта книга найдет своих заинтересованных читателей (родителей, педагогов и врачей), поможет им разобраться в некоторой путанице, которая сейчас существует в данном вопросе, и понять происходящее, разрешит их сомнения и страхи, поддержит их волю к действию ради будущего детей.

Мы убеждены, что только совместная работа «в связке» родителей, воспитателей и учителей, а также врачей-специалистов позволит детям с СДВГ справиться с этим заболеванием и занять достойное место в обществе.

Коррекция СДВГ

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.

Гиперактивные дети – одна из актуальных проблем современной нейропедиатрии, которой посвящено множество публикаций в медицинской периодике . Эту проблему окружает множество мифов, причем нередко противоречивых и совершенно ни на чем не основанных. К сожалению, даже среди врачей бытует немало дискутабельных, а зачастую просто неверных представлений по этому вопросу, которые хотелось бы прояснить. Представляем некоторые мифы, наиболее широко распространенные в медицинской среде, с соответствующими комментариями.

Миф 1.

Гиперактивность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это одно и то же

Комментарий. Как минимум, существуют две разновидности гиперактивности у детей: 1) СДВГ, 2) гиперактивность без СДВГ. Следует определить СДВГ как этиологически гетерогенную группу нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста: нарушение внимания и гиперактивность, потенциально приводящие к нарушениям обучения, снижению качества жизни и/или антисоциальному поведению . Диагноз СДВГ устанавливается детям в возрасте старше 5 лет. Гиперактивность без СДВГ (в частности, как один из исходов перинатального поражения нервной системы) может наличествовать у детей любого возраста и при этом никогда не трансформироваться в СДВГ .

Миф 2.

СДВГ – это не болезнь, а синдром

Комментарий. СДВГ является термином, принятым к использованию в нашей стране. Следует помнить, что в настоящее время за рубежом это патологическое состояние обозначается англоязычным термином attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD или AD/HD), т. е. о синдроме как сугубо совокупности определенных симптомов речь не идет .

Миф 3.

СДВГ – это психическое заболевание

Комментарий. Хотя в соответствии с действующей в настоящее время Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) СДВГ относится к психиатрической рубрике F90 («Гиперкинетические расстройства»), точнее – F90.0 («Нарушение активности и внимания»), это состояние скорее является не расстройством психики, а нарушением поведения. Поэтому проблемой СДВГ занимаются не только психиатры, но и неврологи, педиатры и медицинские психологи .

Миф 4.

СДВГ – это чисто генетическое заболевание

Комментарий. Большинство приверженцев американской этиопатогенетической концепции СДВГ склонны считать генетические факторы определяющим моментом при этом патологическом состоянии. По разным данным, генетическая предрасположенность к СДВГ свойственна 40–75% пациентов . Предполагается, что средовое воздействие (эндогенные, экзогенные, пренатальные, постнатальные, психосоциальные, токсические, инфекционные и алиментарные факторы; паттерны воспитания в семье, имитационное поведение и т. д.) также чрезвычайно важно в формировании гиперактивности и СДВГ .

Миф 5.

СДВГ – результат неумеренного использования различных гаджетов и воздействия телевидения

Комментарий. Персональные компьютеры (ПК) и телевидение (ТВ) – постоянные спутники современных детей и подростков. Официальная медицина не располагает объективными доказательствами того, что многочасовой просмотр ТВ-программ является значимым фактором в формировании СДВГ . Дискутабельной остается роль ПК при этом виде патологии. В любом случае детям и подросткам с СДВГ следует рекомендовать ограничить время, проводимое в интернете, за просмотром ТВ-программ и видеофильмов, а также при обмене SMS-сообщениями .

Миф 6.

Четких критериев СДВГ не существует

Комментарий. В МКБ-10 изложены абсолютно четкие критерии СДВГ, устанавливаемые на основании соответствующего опросника, состоящего из трех блоков вопросов (табл. 1) . В США для установления диагноза СДВГ используются сходные с ними критерии DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), имеющие некоторые отличия (табл. 2) . Последние иногда используются в Российской Федерации, хотя предпочтение следует отдавать вышеупомянутым критериям МКБ-10.

Миф 7.

СДВГ – неизлечимое заболевание

Комментарий. При СДВГ биохимические/нейрохимические изменения в ЦНС касаются нарушения метаболизма нейромедиаторов, в первую очередь катехоламинов; при этом у пациентов имеется ряд особенностей церебрального метаболизма, серотонина, дофамина, а также глюкозы. Эти изменения считаются относительно стационарными, хотя в определенной степени поддаются коррекции на современном этапе развития медицины. Существуют как фармакологические, так и нефармакологические подходы к коррекции этого состояния. Поэтому СДВГ не только поддается лечению, но и подлежит терапии как любое нарушение поведения .

Миф 8.

При СДВГ страдает (снижен) интеллект
Комментарий. Большинство экспертов в области изучения СДВГ сходятся во мнении, что интеллект при СДВГ обычно не страдает. Но при этом у детей и подростков с СДВГ отмечаются когнитивные нарушения, т. е. у ребенка снижается способность к обучению/научению, что сопровождается снижением академической успеваемости .

Миф 9.

СДВГ лечится только психостимуляторами
Комментарий. Если перечислить весь арсенал медикаментозных средств, используемых в различных странах мира для лечения СДВГ, то в числе фармакологических препаратов окажутся следующие:
1) психостимуляторы (метилфенидат, декстроамфетамин и др.);

2) антидепрессанты трициклические и более новые (имипрамин, дезипрамин, бупропион);
3) модулятор (атомоксетин);
4) центральные α2-стимуляторы (клонидин и др.);
5) анксиолитики (буспирон и др.);
6) препараты ноотропного действия (аминофенилмасляная кислота, глицин и др.) .

Миф 10.

СДВГ лечится без лекарств

Комментарий. Альтернативные (нефармакологические) подходы к терапии СДВГ у детей и подростков не только существуют, но и достаточно многочисленны: модификация поведения (психотерапия), метод биологической обратной связи (БОС), витаминотерапия, диетотерапия (нейродиетология) и т. д. . При этом необходимо отметить, что доказательная медицина не подтверждает их эффективности.

Миф 11.

Ноотропы при СДВГ бесполезны (не эффективны)

Комментарий. Многолетний опыт, накопленный представителями различных врачебных специальностей в России и некоторых других странах, указывает на целесообразность, а иногда – прямую необходимость использования препаратов ноотропного действия при СДВГ .

Миф 12.

Лечение СДВГ вызывает привыкание к фармпрепаратам

Комментарий. Ни одно из фармакологических средств, разрешенных к использованию при лечении СДВГ у детей и применяемых в Российской Федерации, не обладает свойством вызывать привыкание и/или психическую/физическую зависимость у принимающих препарат пациентов .

Миф 13.

СДВГ можно не лечить

Комментарий. С одной стороны, СДВГ не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья пациентов, а также не приводит к инвалидизации, как детский церебральный паралич или эпилепсия. С другой стороны, необходимо отметить, что СДВГ крайне редко встречается в изолированном виде (ADHD simplex). Существенно чаще СДВГ сопровождается теми или иными коморбидными состояниями (ADHD complex): нарушения эмоционального и двигательного контроля, коммуникативные и тикозные расстройства, так называемые «нарушения комфорта» (мигрень, энурез, синдром раздраженного кишечника), деструктивное поведение, нарушения обучения (дислексия, дискалькулия, дисграфия, дизорфография), склонность к потреблению алкоголя, табакокурению и токсикомании; пароксизмальные состояния (включая синдром беспокойных ног и эпилепсию) . Среди последних следует обратить особое внимание на эпилепсию . Вполне естественно, что перечисленные болезни и патологические состояния подлежат терапевтической коррекции.

Миф 14.

Ортомолекулярный психиатрический подход – основа лечения СДВГ

Комментарий. Методы, используемые сторонниками так называемой ортомолекулярной психиатрии на протяжении 1970–1980-х гг., предусматривали назначение «мегадоз» отдельных витаминов, т. е. доз, которые во много раз превышали физиологическую потребность организма в этих веществах. Вполне естественно, что в подобных ситуациях неминуемо возникал риск реализации токсических эффектов используемых витаминов (остро возникающие гипервитаминозы), что превращало используемую лечебную стратегию в высшей степени небезопасную . Сама ортомолекулярная психиатрия в настоящее время рассматривается как не доказательная и сомнительная дисциплина (отношение к ней напоминает отношение к гомеопатии в последнее время).

Миф 15.

Лечебная диета – основа терапии СДВГ
Комментарий. На протяжении ряда лет принято считать, что пищевая аллергия/непереносимость – один из факторов формирования гиперактивности у детей, а использование элиминационных диет приводит к частичной или полной коррекции СДВГ, а также коморбидных состояний. В частности, широко применяется диета Файнголда (низкосалицилатная), при которой из рациона питания детей исключают пищевые источники натуральных салицилатов. Кроме того, не рекомендуется использовать продукты, содержащие искусственные ароматизаторы, синтетические красители и прочие пищевые добавки. Потребление сахара и искусственных подсластителей следует существенно ограничить или исключить . Громова О.А. и соавт. (2010) считают комбинированные препараты магния и пиридоксина основой нутрициального подхода к патогенетической терапии детей с СДВГ .

Лечение СДВГ и гиперактивности

В настоящее время в нашей стране и за рубежом в лечении СДВГ в качестве основного терапевтического средства используется препарат атомоксетин (пресинаптический/постсинаптический модулятор дофамина и норадреналина на уровне рецепторов). Применение этого фармакологического средства противопоказано детям, возраст которых не достиг 6 лет .
В случаях когда по достижении пациентом 5-летнего возраста диагноз СДВГ является установленным, но инициация лечения вышеупомянутым препаратом невозможна в силу возрастных ограничений или по каким-либо другим причинам, прибегают к иным методам терапии. В качестве альтернативы могут применяться препараты седативного действия как растительного, так и синтетического происхождения; препараты магния или комбинация магния с пиридоксином, лецитин, а также средства ноотропного действия . В ситуациях, когда гиперактивность у ребенка не может трактоваться как СДВГ, предусмотрена аналогичная терапевтическая тактика .
Методами комплементарного лечения СДВГ являются применение системы БОС, поведенческая терапия, а также нейродиетологический подход .
Из ноотропных средств, применяемых для лечения СДВГ, внимания заслуживает препарат Анвифен® (ООО «АнвиЛаб», Россия). Его действующим веществом является аминофенилмасляная кислота – производное γ-аминомасляной кислоты .
Аминофенилмасляная кислота облегчает ГАМК-опосредованную передачу нервных импульсов в ЦНС за счет прямого воздействия на ГАМК-ергические рецепторы. Нейротропное действие Анвифена проявляется сочетанием транквилизирующего и активирующего эффектов. Это лекарственное средство обладает антиагрегантным действием, а также характеризуется наличием доказанного антиоксидантного и противосудорожного эффектов . Препарат также обладает способностью к улучшению функционального состояния головного мозга за счет нормализации церебрального метаболизма и кровотока (увеличивает объемную и линейную скорость мозгового кровотока, уменьшает сопротивление мозговых сосудов, улучшает микроциркуляцию). Анвифен® способствует снижению и/или исчезновению чувства тревоги, напряженности, беспокойства и страха, обеспечивает нормализацию сна.

Другие фармакологические свойства аминофенилмасляной кислоты, определяющие показания к применению препаратов на ее основе в неврологии: удлиняет латентный период и укорачивает продолжительность и выраженность нистагма; уменьшает проявления астении и нивелирует вазовегетативные симптомы; повышает физическую и умственную работоспособность; улучшает целый ряд психологических показателей (внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций); способствует нормализации процессов перекисного окисления липидов; при тяжелых черепно-мозговых травмах увеличивает число митохондрий в перифокальных областях; улучшает течение биоэнергетических процессов в головном мозге . При этом необходимо отметить, что aминофенилмасляная кислота не влияет на холино- и адренорецепторы .
Лохов М.И. и соавт. (2014) провели кросс-корреляционный анализ отношений между различными зонами коры головного мозга у детей с СДВГ и другими пограничными психическими расстройствами, применив метод компьютерной электроэнцефалографии и уделив особое внимание психофармакотерапевтическим аспектам при указанных нарушениях . Всего было обследовано 2000 пациентов в возрасте 3–11 лет, а 300 практически здоровых детей аналогичного возраста составили группу сравнения. Исследователи отмечают, что применение препарата Анвифен® в указанной клинической ситуации увеличивает мощность ритмической активности головного мозга альфа- и бета-диапазона, что, по их мнению, сходно с эффектом, оказываемым психостимуляторами. Авторы дают высокую оценку этой лекарственной форме аминофенилмасляной кислоты в лечении пограничных психических расстройств в детском возрасте .
Следует полностью согласиться с мнением Н.В. Пизовой (2012), считающей Анвифен® одним из базовых препаратов в лечении СДВГ . В любом случае, по-видимому, следует признать, что Анвифен® может служить средством альтернативной терапии СДВГ в тех случаях, когда у пациентов не отмечается положительного ответа на стартовую терапию препаратом атомоксетин (единственный препарат, предназначенный исключительно для лечения СДВГ, представленный в РФ).
Появление в арсенале российских фармакологических средств новой лекарственной формы аминофенилмасляной кислоты (в капсулах по 50 мг и 250 мг) не могло не привлечь внимания детских неврологов. Поэтому вполне закономерно, что среди публикаций последних лет фигурируют работы, посвященные применению препарата Анвифен® не только при СДВГ, но и в таких клинических ситуациях, как тикозные расстройства (тики), дезадаптационные (психовегетативные) расстройства у детей и подростков с головной болью напряжения, острые нарушения мозгового кровообращения (ишемические инсульты и транзиторные ишемические атаки), анорексия у детей раннего и младшего возраста, ночные кошмары у детей и т. д. . Спектр патологий, при которых могут применяться препараты аминофенилмасляной кислоты, не исчерпывается перечисленными выше нозологическими формами. В аннотации к препарату Анвифен® фигурируют и другие показания к его использованию, включая астенические и тревожно-невротические состояния, заикание (логоневроз), ночной энурез, болезнь Меньера и головокружения, ассоциированные с дисфункциями вестибулярного анализатора различного генеза; нарушения сна (бессонница), укачивание при кинетозах (болезнь движения), синдром хронической усталости и др. .
Препарат Анвифен® отличают 2 важных преимущества (по сравнению с другими препаратами аминофенилмасляной кислоты): 1) лекарственная форма в виде капсул (капсулы небольшого размера); 2) наличие дозировки по 50 мг и 250 мг. Именно капсулированная форма препарата аминофенилмасляной кислоты обеспечивает более щадящее воздействие на различные отделы желудочно-кишечного тракта, а сами 50 мг капсулы удобны в применении при лечении детей, начиная с 3-летнего возраста (дозирование: возраст 3–8 лет – 50–100 мг 3 р./сут, 8–14 лет – 250 мг 3 р./сут, >14 лет – 250–500 мг 3 р./сут) . Дополнительными положительными качествами препарата являются его низкая токсичность, отсутствие аллергического действия, а также эмбриотоксических, тератогенных и канцерогенных свойств.
Rajeh A. et al. (2017) при сопоставлении возможностей лечения СДВГ оценивают только фармакологические психостимуляторы и поведенческую терапию, отмечая сомнительный отдаленный эффект при использовании обоих подходов . Не исключено, что именно применение препаратов ноотропного действия при СДВГ позволит добиться не только коррекции основных проявлений этого состояния, но и стабилизировать результаты терапии, добившись существенного повышения качества жизни пациентов данной категории.

Новые статьи:

  • Вальгус стопы у детей

    По данным статистики от 40% до 80% случаев всех ортопедических отклонений приходится на вальгусную деформацию…

  • Герпетический стоматит у детей

    Герпетический, или герпесный, стоматит у детей встречается очень часто. Это инфекционное заболевание, которое поражает слизистую…

  • Ожирения у детей

    Специалист: Диетолог Причины ожирения Степени ожирения у детей Чем опасен избыточный вес у ребенка Диагностика…

  • Задержка роста у детей

    Человек растет, благодаря гормону соматотропину. Он зарождается у каждого человека генетически и отвечает за процесс…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Что такое абдоминальные боли в животе?
  • Шизоидное расстройство личности
  • Гиповитаминоз а
  • Опухоль ствола головного мозга
  • Стираемость зубов

Свежие комментарии

    Архивы

    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Здоровье

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    ©2020 Институт красоты и здоровья | Theme: Wordly by SuperbThemes