Skip to content
Menu
Институт красоты и здоровья
Институт красоты и здоровья

Зрр

Posted on 18.06.2020 by admin

Специалист: Логопед-дефектолог
Описание заболевания
Симптомы
Жалобы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика
Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь.
Задержку речевого развития лечат детский невролог, логопед, дефектолог, медицинский психолог.

Содержание

  • О заболевании
  • Индивидуальные особенности развития или отставание?
  • ЗПРР с элементами аутизма
  • Дельфинотерапия для детей с ЗПР и ЗРР – эффективная методика коррекции
  • Симптомы задержки речевого развития
  • Жалобы на задержку речевого развития
  • Причины задержки речевого развития
  • Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых
  • Афазия
  • Какие симптомы
  • Дизартрия
  • Как лечить и что будет, если не лечить
  • Почему пациенты выбирают Центр АКМЕ
  • Диагностика задержки речевого развития
  • Лечение задержки речевого развития
  • Профилактика задержки речевого развития
    • Врачи:
    • Новые статьи:

О заболевании

Задержка речевого развития – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Ребенок в раннем и среднем детском возрасте осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников. Такой диагноз впервые выставляется детям младше 3-4-х лет.
Задерживается формирование всех компонентов:

  • звуков, свойственных раннему детскому возрасту;
  • запаса слов;
  • построения грамматической конструкции;
  • построения фраз;
  • связной речи.

Частота ЗРР достигает 10%, проблема вчетверо чаще возникает у мальчиков.
Задержка развития речи затормаживает и возрастное психическое развитие, поэтому состояние обозначает как ЗПРР – задержка психо-речевого развития.
Эта проблема – пограничная, в лечении и реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и медицинские психологи.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.


За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка тем больше надежда на полное выздоровление.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.

  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).

  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.

  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.

  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР?

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Основой лечения является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора. Осуществляется воздействие на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса (последовательность действий), гнозиса (память) и на рече-двигательный аппарат (мышцы лица, языка, глотки), что способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей между нервными клетками и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют восприятие и обработку всех сигналов из внешнего мира, и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции.
В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется речь.
Также в качестве основного лечебного комплекса используется транскраниальная микрополяризация (Direct Current Stimulation) — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока.

При церебрально—органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно—психической истощаемости. С нейропртективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием используется также методика эндоназального электрофореза кортексина, что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга.

Исследования последних десятилетий выявили, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами (задержка речевого развития, алалия, нарушения развития аутистического спектра, СДВГ) в различной степени нарушены функции мозжечка и базальных ганглиев. Многие современные ученые считают, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. Также доказано, что развитие вестибулярного, мышечно-суставного и тактильного чувств — фундамент для освоения мозгом более сложных функций. А одной из самых сложных функций является речь.
С этой целью применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины — подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит», применяемый для нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ, биохимических и нейроиммунологических анализов и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом

  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.

  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — взаимная работа с профессионалом в области ЗПРР, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Дельфинотерапия для детей с ЗПР и ЗРР – эффективная методика коррекции

Как показывает практика, дельфинотерапия для детей с ЗПР и ЗРР является одним из самых эффективных методов дополнительной коррекции. Дельфины – млекопитающие с высоким интеллектом, веселый и добрый характер которых известен еще с античных времен. В качестве альтернативного вида психотерапевтического лечения, дельфинотерапия начала применяться в 70-х годах ХХ века в Америке. Именно тогда впервые была описана положительная динамика лечения после общении дельфинов и детей с синдромом Дауна. Вскоре этой методикой заинтересовались ученые Японии, Германии и других европейских стран, началось всестороннее исследование взаимодействия дельфинов и людей.

Программы реабилитации для детей с задержкой психического и речевого развития разработаны с участием врачей-психотерапевтов, дефектологов, ветеринаров, педиатров, тренеров по плаванию. Общение с дельфинами оказывает мощное положительное воздействие на детскую психику, ведь занятия с проходят в свободной игровой форме.

Умные и дружелюбные дельфины проявляют внимание и заботу о малышах, позволяют себя гладить, катают на себе деток и всячески поддерживают игровую активность ребенка. Это способствует развитию у детей моторики, помогает легче ориентироваться в пространстве, стимулирует физическую и умственную активность.

Как известно, дельфины «общаются» при помощи специфических звуков, частота колебания некоторых из них расположена в ультразвуковом диапазоне. Своеобразная ультразвуковая терапия способствует активизации восстановительных процессов на клеточном уровне. Так же положительное воздействие на нервную и опорно-двигательную систему оказывает и гидромассаж, который возникает в процессе игры с дельфинами.

Результат от применения дельфинотерапии обычно заметен после первых сеансов. Особенно хорошо заметен эффект при лечении заикания и других логоневрозов. Дети становятся более спокойными, избавляются от страхов, начинают лучше усваивать информацию и легче адаптируются в детском коллективе. Отзывы родителей, дети которых прошли курс дельфинотерапии при задержке речевого развития и задержке психического развития, отмечают прекрасный терапевтический эффект и положительную динамику лечения.

04.11.18

Поведенческий аналитик и мама сына с аутизмом о том, на что нужно обратить внимание, если у ребенка есть задержка речи

Мэри Барбера / Mary Barbera

У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе, аутизма. Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.

Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, он не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.

Хотя по профессии я была медсестрой, я не знала о типичных этапах психического развития, и я даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.

За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма, я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.

Ниже я перечисляю те факторы, на которые я всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь вашему ребенку.

Симптомы задержки речевого развития

Ребенок в своем развитии проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы развития речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения.
На первом году жизни малыш проходит подготовительный период:

  • гуление – с 1,5 до 2-х месяцев;
  • лепет – с 4-5 месяцев;
  • лепетные слова – с 7,5-8 месяцев;
  • первые слова – у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или 1 года.

В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов (мама, папа, дядя, баба) и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и подобное.
В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом».
Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры:

  • в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов;
  • в 3 года должна быть связная речь (мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное).

Отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев.
Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500.

Жалобы на задержку речевого развития

На задержку речи жалуются родители.
Ориентирами для обращения за медицинской помощью служат такие временные рамки:

  • на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
  • не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
  • демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
  • в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
  • в 2 года не говорит ни одного слова;
  • в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
  • в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
  • использует жесты и мимику взамен речи.

Причины задержки речевого развития

Причины подразделяются на 2 большие группы: медицинские и социальные.

  • Медицинские причины – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу относятся последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности.

Дети раннего возраста могут страдать от длительных либо часто повторяющихся заболеваний, болеть менингоэнцефалитом, энцефалопатией различного происхождения.
Задержка речи может иметь наследственный характер: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка.
Становление произнесения может задерживаться из-за тугоухости. Речь формируется только подражанием, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.

  • Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.

Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.
Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.
Смена страны проживания в раннем детском возрасте тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки.
Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия. Это связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то речь тоже задерживается.
Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.
Критических периодов развития речи 3:

  • с 1 до 2-х лет – при неблагоприятных условиях развивается алалия (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи);
  • 3 года – под воздействием повреждающих факторов возникает мутизм (отказ от речевого общения) или заикание;
  • С 6 до 7-ми лет – после тяжелых заболеваний возможно развитие детской афазии или утрата ранее сформированной речи.

Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых

Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.

Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.

Афазия

Это нарушение или даже отсутствие речи, которая у человека уже сформировалась. Выделяют шесть-восемь типов афазии, но причины одни и те же: повреждение участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Часто так выходит из-за инсультов, но к расстройству речи могут привести ещё и черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, прогрессирующие заболевания нервной системы и воспаления мозга.

Какие симптомы

В случае афазии нарушается не только речь самого пациента — кроме этого он может плохо различать речь окружающих и даже то, что написано в книге. Вот, что может происходить при разных типах афазии:

Сложно и долго подбирать слова, чтобы вышло что-то связное, но это часто всё равно не получается, зато у отдельных слов или конструкций могут появляться новые значения.

Одни звуки и слова постоянно заменяются другими, переставляются и повторяются. Начинается это, казалось бы, с безобидной замены «б» на «п», а заканчивается ещё непонятными комбинациями слов и предложениями чуть ли ни задом наперёд. В отдельных случаях такие проблемы происходят и с письменной речью.

Сложно понять, что говорят другие люди. К тому же человек будто не понимает собственную речь и изливает поток сознания, причём в первые два месяца после болезни или травмы это может быть поток из случайных звуков или слов.

Нарушается ритм и мелодика речи, она звучит неестественно: паузы слишком длинные, голос тихий, полушёпот.

Сложно запомнить услышанную или прочитанную информацию. Проблемы могут возникнуть уже с четырьмя связанными по смыслу словами подряд. В такой ситуации длинные предложения трудно понять, так что они теряют смысл.

Сложно называть предметы и пользоваться речевыми оборотами, крылатыми выражениями, пословицами. Понимать их тоже затруднительно.Как лечить и что будет, если не лечить

Коррекцию афазии можно пройти только в клинике. Во время коррекции человек, заново учится правильно говорить, как в детстве. С логопедом он учится воспринимать устную и письменную речь, правильно использовать речевой аппарат (органы дыхания, язык, губы), произносить звуки.

Лечение может меняться в зависимости от типа расстройства, но в любом случае его важно начать как можно раньше. Это потому, что человек привыкает к своей манере говорить, и дефекты речи закрепляются. Пациент может воспринимать одни звуки вместо других, постоянно повторять часто употребляемые слова и неправильно строить предложения. Если помедлить с коррекцией афазии, закрепившиеся нарушения устранять будет ещё дольше и труднее.

Дизартрия

Это тоже речевое нарушение, но при нём нарушается в первую очередь произношение — нарушается артикуляция звуков. Часто проявляется ещё в детском возрасте, но у взрослых может появиться из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга и целого ряда расстройств нервной системы: рассеянного склероза, церебрального атеросклероза, олигофрении, нейросифилиса, болезни Паркинсона.

Логопеды различают четыре степени дизартрии, но даже с самой лёгкой из них игнорировать докторов нельзя:

  1. нарушения произношения может выявить только логопед, в повседневной речи они малозаметны;
  2. нарушения заметны окружающим людям, но речь всё ещё понятная;
  3. речь понимают только люди, хорошо знакомые с пациентом, и посторонние люди, которые просто случайно понимают некоторые фразы;
  4. даже близкие люди не понимают, что человек говорит, если издаваемые им звуки вообще можно назвать речью — это тяжёлая дизартрия, или анартрия.

Само собой, на каждой стадии расстройства симптомы разные, но в целом при дизартрии весь артикуляционный аппарат становится расслабленным. Даже если мышцы напряжены, говорить не хочется и не особо хорошо получается. Вот что конкретно происходит:

Речь невнятная, малопонятная, медленная. Возникает ощущение «смазанности» всего того, что говорит человек, будто у него каша во рту, он пытается что-то сказать, но пока не понимает, что это почти бесполезно.

Голос тихий, слабый, глухой, а дыхание учащённое и прерывистое. Из-за этого речь становится монотонной, говорить чётко сложно.

Некоторые звуки выпадают, некоторые человек произносит через нос (происходит назализация, сравните «н» и «б»), речь в принципе упрощается и может показаться, что пациент пытается произнести многосложное слово одним слогом. Звуки искажаются и заменяются другими, как при афазии.

  • В зависимости от типа дизартрии, язык, губы, мышца лица и шеи могут работать по разному. В одних случаях они постоянно напряжены, в других — слишком расслабленны так, что рот приоткрыт. Помимо этого во время разговора такие слишком расслабленные мышцы могут резко напрягаться.

Как лечить и что будет, если не лечить

Сначала специалисты клиники диагностируют степень расстройства и определяют, в чём проблема, а потом проводят логопедическую работу: делают пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, исправляют и закрепляют правильное произношение звуков, работают над выразительностью речи.

Так же, как и при афазии, коррекцию дизартрии важно начать как можно раньше. Дефекты речи становятся привычными, поэтому чем позже обратитесь в клинику, тем сложнее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это непростой процесс — вспомните взрослых людей, которые с детства шепелявят или не выговаривают букву «р».

Почему пациенты выбирают Центр АКМЕ

Наш Центр более 10 лет помогает пациентам вернуться к здоровому и комфортному образу жизни. Эффективные методики, высокий профессионализм специалистов, позволяют справляться со всеми недугами и патологиями речи.
Звоните прямо сейчас по телефону +7 (495) 792-1202 и записывайтесь на прием к специалисту Центра АКМЕ! Мы знаем, как вернуть Вам и вашим близким здоровье!

Диагностика задержки речевого развития

Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов. В эту группу обязательно входит педиатр, детский невролог, ЛОР, психиатр, логопед и по ситуации детский психолог.
Педиатр оценивает возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.
ЛОР-врач исследует остроту слуха, наличие аденоидных вегетаций. Логопед исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие. Психиатр устанавливает наличие или отсутствие мутизма, олигофрении, расстройств аутистического спектра, общего недоразвития речи.
Суммирует исследование детский невролог, назначая лечение ведущего расстройства, вызвавшего задержку развития речи.

Лечение задержки речевого развития

Для ускорения развития речи нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей.
По ситуации используются такие медицинские методы лечения:

  • транскраниальная микрополяризация (ТКМП) – воздействие током слабой силы на зоны Брока и Вернике, ответственные за моторную часть и смысловую нагрузку речи;
  • медикаментозная коррекция – ноотропы, средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани, витаминно-минеральные комплексы;
  • массаж, общий и логопедический;
  • магнитотерапия;
  • электроакупунктура – воздействие электрическим током на рефлексогенные зоны.

Детский психолог помогает развивать познавательные процессы, мелкую моторику. Для этого предлагаются пальчиковые игры, лепка, аппликации. Логопед работает над четким произношением, предлагает игры типа логопедического лото.
Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима.
Полезно, чтобы в доме в качестве фона звучали сказки, произносимые диктором с поставленной речью и правильными интонациями.

Профилактика задержки речевого развития

Профилактика начинается со здорового образа жизни родителей. Необходимо посещать детского невролога при проявлениях минимальной мозговой дисфункции до 1 года, если малыш плохо спит по ночам и чрезмерно беспокоен. В 2,5 года желательно получить консультацию логопеда, который объективно оценивает уровень речевого развития.
Коллектив специалистов медицинской клиники «СМ-Доктор» поможет родителям разобраться в том, имеется ли у их малыша задержка развития речи, подскажет направление и приемы коррекционных мероприятий. Слаженная работа врачей, психологов и дефектологов помогает добиться видимых результатов. Обращайтесь к профессионалам, чтобы ваш ребенок говорил красиво и четко!

Врачи:

Детская клиника м.Марьина РощаДетская клиника м.ВойковскаяДетская клиника м.МолодежнаяДетская клиника м.Чертановская

Новые статьи:

  • Онр

    Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Процент…

  • Физиологическое косноязычие

    Дислалия у детей Дислалия у детей — это неправильное употребление и произношение звуков. При этом,…

  • Стертая дизартрия

    Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает…

  • Гипергидроз лазером цена

    Навигация: Почему мы рекомендуем Как же решить проблему чрезмерной потливости подмышек? Первое, что приходит на…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Что такое абдоминальные боли в животе?
  • Шизоидное расстройство личности
  • Гиповитаминоз а
  • Опухоль ствола головного мозга
  • Стираемость зубов

Свежие комментарии

    Архивы

    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020

    Рубрики

    • Здоровье

    Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
    ©2020 Институт красоты и здоровья | Theme: Wordly by SuperbThemes